НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

ФАС уполномочен заявить. Какие нормы будет регулировать четвертый антимонопольный пакет


Согласно Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и привлекает к ответственности, а также осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе при проведении торгов.

Суть законопроекта

Сегодня в Госдуме готовится ко второму чтению четвертый антимонопольный пакет. Станут ли процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства более открытыми и простыми? Законопроектом предлагается образовать в ФАС России коллегиальные органы (Президиум и Апелляционную коллегию), за которыми закрепляются полномочия по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в случае если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении норм законодательства. Кроме того, Президиум должен получить полномочие по даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства.

Проект определяет процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных антимонопольных органов. Предусматривается, что решение и предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в коллегиальных органах в течение месяца со дня их вынесения. Пересмотр должен быть осуществлен в срок, не превышающий два месяца со дня поступления жалобы в федеральный антимонопольный орган. При этом указанный срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или предписание территориального антимонопольного органа коллегиальные органы ФАС России вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить или изменить решение; вынести новое решение. В этом случае не может ухудшаться положение лица, в отношении которого вынесено решение или которому выдано предписание.

Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра вывода территориального антимонопольного, вступает в силу с момента опубликования постановления на сайте ФАС России и может быть обжаловано в судебном порядке. Важным элементом открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства должны стать предложения ФАС России, разработанные совместно с некоммерческим партнерством (НП) «Содействие развитию конкуренции» по изменению гл. 9 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

Законопроектом вводятся единые обязательные требования по решениям ФАС России, в том числе по вопросам «черного списка».

Эти изменения, в частности, обяжут территориальные антимонопольные органы отражать в решениях все исследованные доказательства и доводы лиц, участвующих по делу.

Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополняется статьей, предлагающей детализировать порядок привлечения экспертов к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства, включая установление для лиц, участвующих в деле, права предлагать комиссии кандидатуры экспертов и экспертных организаций, а также круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта.

Планируется дополнить перечень процессуальных документов заключением об обстоятельствах дела, которое утверждается комиссией перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения. Это заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле, а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и приводить комиссии свои доводы.

Изменения, предусмотренные законопроектом, будут способствовать повышению качества рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Принятие законопроекта обеспечит развитие антимонопольного регулирования.

«Черного списка» не миновать

«Черным списком» ФАС условно можно назвать список тех чиновников, которые подают недостоверную информацию о торгах на официальный сайт, оказывают давление на предпринимателей при заключении контракта, нарушают законодательство о госзакупках.

За нарушениями при проведении электронных торгов следит автоматическая система ФАС РФ, которая отслеживает попытки чиновников различными способами обойти закон. Она определяет попытки обойти действующие нормы путем использования латиницы вместо кириллицы в описании закупки, определяет отсутствие протокола сопоставления заявок или сопоставления начальной цены, отсутствие объявления, протокола допуска к торгам.

Информация о нарушениях поступает в ФАС России и от конкурентов тех компаний, которым в ходе электронных аукционов даются преференции в обход закона.

Свыше 50% жалоб на действия заказчиков или операторов признаются, согласно статистике ФАС России, обоснованными.

Очевидно, что существующая система штрафов, установленных КоАП РФ, при ФЗ-44 стала эффективной мерой. Между тем уголовное законодательство РФ к преступлениям в сфере госзаказа на практике почти не применяется. Уже много лет ФАС России предлагает ввести процедуру дисквалификации должностных лиц при грубейших нарушениях, а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для неоднократных преднамеренных действий при осуществлении государственных закупок.

Поставщики без права на ошибку

В «черном списке» ФАС России могут оказаться не только заказчики, но и поставщики. На наш взгляд, если не изменить существующую у антимонопольного ведомства практику включения поставщиков в «черный список», то придется отменить презумпцию невиновности поставщика и объявить всех поставщиков мошенниками и ворами бюджетных средств (так считают и представители ОНФ России).

Компании-мошенники в нашей стране, безусловно, есть, но в России существуют и другие компании, которые строят свой бизнес на долгосрочной основе и дорожат своей репутацией.

Итак, ФАС России является уполномоченным органом по ведению Реестра недобросовестных поставщиков. В реестр включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенными нарушениями контрактов. Информация о недобросовестных поставщиках размещается на официальном сайте (zakupki.gov.ru) в открытом доступе, и с ней может ознакомиться любой желающий.

Процедура внесения компании в реестр недобросовестных поставщиков

Если победитель торгов уклонился от заключения государственного контракта, то заказчик обязан передать документы в Федеральную антимонопольную службу не позднее трех дней с момента подписания государственного контракта с участником, занявшим второе место.

В срок до 10 дней ФАС России должна рассмотреть представленные заказчиком материалы. Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестном поставщике, исключается из реестра уполномоченным органом по истечении двух лет после ее внесения.

ФАС может обратиться в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками о признании торгов недействительными. Процедура обжалования результатов торгов занимает всего пять рабочих дней. Разработана система, которая позволяет оптимизировать деятельность сотрудников антимонопольной службы.

Таким образом, в России в системе госзакупок есть эффективно работающие механизмы: единый портал госзакупок, автоматическая система ФАС РФ, позволяющая следить за нарушениями при проведении электронных торгов, короткая процедура обжалования результатов торгов.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
МосинжпроектКростМИЦМД-групп
ЦентрСоюзВКФонд