НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Обходной маневр. Можно ли стать «своим» для заказчика


Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает целый перечень конкурентных способов осуществления закупок за государственные средства, применение которых зависит от конкретных условий и предмета закупки. Отличным, «неконкурентным», способом определения контрагента по контракту является проведение закупки у единственного поставщика, которая для компаний, имеющих репутацию надежного партнера, стала очень выгодным инструментом. Что разрешает закон и можно ли его обойти, чтобы стать «своим» поставщиком, невзирая на конкуренцию? Как при этом проигрывает малый бизнес, выпадая из процесса?

Тридцать четыре случая

Несмотря на то что главным принципом госзакупок, по законодательству РФ, является конкуренция, есть случаи, когда заказчик при покупке товаров или работ (услуг) может выбрать одного конкретного поставщика. Но злоупотреблять процедурой закупки с одним участником не стоит, ведь отказ от принципа конкурентности может вызвать большой интерес у контролирующих органов, которые никогда не упустят возможности провести проверку.

Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» (ч. 1 ст. 93) установлено 34 случая, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Наиболее актуальными и широко применимыми случаями являются ситуации, когда предполагаемая цена контракта невелика. Так, действующее законодательство устанавливает максимально допустимую цену по такому контракту в 100 тыс. руб. И этим хитрым ходом, по словам руководителя ООО «СО Рустендер» Олега Паршина, могут воспользоваться заказчики.

– Однако, – отмечает предприниматель, – к чести заказчиков, таких нарушений в последнее время не было выявлено и процесс закупок проходит без нарушения правил.

Другого мнения придерживаются представители Общероссийского народного фронта (ОНФ). Несмотря на то что российскими властями принимаются серьезные меры по исключению коррупционной составляющей в госзакупках, многие участники этого процесса не верят в честные закупки, и за каждым контрактом, по их мнению, должен осуществляться контроль. Именно это стало ключевой темой для обсуждения на форуме «За честные закупки» в Приволжском федеральном округе, который весной ОНФ провел в Самаре.

И сомнения участников форума являются вполне обоснованными. По словам эксперта Института управления закупками и продажами Александра Буркова, существует ряд нарушений, которые на первый взгляд могут пройти незамеченными. Тем не менее они являются прямым нарушением закона. К примеру, скрытое описание определенного товарного знака. Подобного рода нарушения возникают вследствие «прописки» требований технического задания только под один конкретный товар одного производителя. Формальнов тексте документации нет указания, например, на определенный товарный знак, однако такое описание подразумевает возможность предложения для поставки только одного определенного товара, работы или услуги. Кроме того, вопросы может вызвать излишняя детализация требований к техническим и качественным характеристикам. В данном случае речь идет о таком описании объекта закупки, под который не подходит ни один товар на рынке. Иными словами, описание объекта закупки может содержать либо невыполнимые требования, либо же требования, которые сами по себе не являются уникальными, однако в совокупности представляют собой несуществующий товар, работу или услугу.

Важно добавить, что эти действия могут носить непредумышленный характер. К распространенному типу нарушений относятся грамматические ошибки, допущенные при описании объекта закупки, а также необоснованное указание на объект промышленной собственности, когда заказчик, описывая объект закупки, запрашивает определенный товар, указывая его торговое наименование, наименование производителя и т.п. в случаях, не разрешенных законодательством.

– Необходимо отметить, что к данному типу нарушений относятся те случаи, когда такое указание объекта промышленной собственности не относится к случаям исключения, следовательно, является необоснованным, – добавляет Александр Бурков.

Несмотря на лазейки, которые недобросовестные участники госзакупок находят в ФЗ-44, ФАС достаточно оперативно обнаруживает подобные нарушения и пресекает, в том числе благодаря совместной работе с ОНФ.

Вместе с тем существует условие, согласно которому совокупный объем закупок у единственного поставщика не должен быть более 5% общего годового объема, предусмотренного соответствующим планом-графиком заказчика, а также не должен превышать 50 млн руб. Следовательно, можно сделать вывод, что закупка у единственного участника для многих заказчиков является наиболее рациональным и удобным способом определения контрагента, если требуется закупить небольшой объем товаров, работ и услуг.

А как у них?

Как в этой связи обстоят дела у малого бизнеса? Проигрывает ли он, выпадая из процесса? На этот вопрос нам ответили сами предприниматели.

Игорь Скляр, представитель компании «КМК»:

– Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность компаниям, которые давно работают в своем сегменте и имеют хорошую репутацию, больше возможностей получить заказ. К положительным чертам госзакупок с единственным участником я отнес бы существование наработанных связей и положительного опыта сотрудничества, так как заказчик всегда выбирает того участника, с которым ему проще работать. К тому же это низкая вероятность нарушения технической составляющей процесса госзакупки, меньший объем работ заказчика, не требующий формирования закупочной документации и технического задания, а также сокращенная процедура по сравнению с открытыми торгами, где заказчику нужно рассматривать заявки участников и делать их оценку. Для нас такой способ является очень удобным и выгодным.

Лариса Косинова, представитель ТД «Альфа Электротехторг»:

– Это очень выгодно для обеих сторон. Для заказчика исключен риск нарваться на фирму-однодневку или недобросовестного поставщика. Для участников тендера отсутствует возможность столкнуться с демпингом предлагаемых услуг или товаров. Но закупки у единственного поставщика могут применяться только при небольших суммах контракта, а мы, как компания, заключающая миллионные контракты, на такую систему закупок рассчитывать не можем. Поэтому, к сожалению, мы выпадаем из этого процесса и принимаем участие в аукционе на общих условиях. Однако у организации, которая хорошо известна по предыдущим проектам, также есть все шансы выиграть тендер на оказание услуг. Поэтому в любом случае ФЗ-44 дает возможность малому бизнесу заявить о себе как о качественном исполнителе и поставщике.

Олег Паршин, руководитель ООО «СО Рустендер»:

– При закупках у единственного поставщика больше выигрывает заказчик.

К слову сказать, если заключен договор на поставку определенного объема реагентов, а заказчик использовал их меньше запланированного объема, учитывая малоснежную зиму, то поставщик потеряет в сумме заказа. Но если сравнивать ФЗ-94 и ФЗ-44, то в первом было больше лазеек для коррупционной составляющей, однако ФЗ-44 эти возможности существенно ограничивает. Появилась некая прозрачность закупок. Конечно, малый бизнес при закупках у единственного поставщика несколько выпадает из процесса, но для него с 2013 года существует специальный Портал поставщиков малого бизнеса.

Как уже было отмечено, закупка у единственного участника является наиболее удобным как в плане оформления, так и во временном аспекте способом закупки товаров, работ и услуг, однако ее реализация возможна исключительно в предусмотренных законом случаях. Все респонденты выразили уверенность, что стать «своим» в закупках с единственным участником есть шанс лишь при наличии у компании положительной репутации.

Тем не менее на форумах в Интернете представителями некоторых компаний обсуждаются различные способы применения этого вида закупок, когда организации невыгодно проводить аукцион среди нескольких участников, а дробить заказ и распределять его по частям не имеет смысла. В этом случае, считают специалисты, необходимо обоснование выбора закупок у единственного поставщика.

Ирина Сургутскова, старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок, пишет, что, исходя из неофициального проекта порядка обоснования способа закупки (ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ), оправданием «малой» закупки будет ссылка на сам закон или следующее объяснение: «Проведение конкурентных процедур нецелесообразно, в том числе по следующим причинам: отсутствие возможности получения экономии средств за счет повышения конкуренции посредством проведения конкурентных закупок, в связи с затратой времени, отсутствие заинтересованности в получении заказа со стороны потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)».

Возможно, должно пройти какое-то время, чтобы система оправдала себя, но ФЗ-44 уже получил доверие участников рынка. Тем не менее успешным результатом деятельности любой компании может стать только качественно выполненная работа и честное отношение к процессу госзакупок.

Текст: Марина Юдина



Назад в раздел
ОЭКГлавУПДКИНАТеплоцентрстрой
ПНСФондМОСПРОМСТРОЙ