НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Суд и дело. УФАС борется с нечестными торгами и картельными сговорами


Судебная практика Московского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) достаточно разнообразна. Существенная часть ее посвящена государственным закупкам. По, зиция УФАС одинакова в том, что касается нарушений при заключении договоров на постав, ку гаражных комплексов и при выявлении картельных сговоров.

Несколько недель назад Арбитражный суд города Москвы поддержал позицию Московского управления Федеральной антимонопольной службы России по делу о незаконных торгах на эксплуатацию нескольких десятков гаражных комплексов.

Ранее антимонопольное ведомство признало ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» нарушившим процедуру проведения торгов и предписало аннулировать незаконные торги.

В апреле 2015 года предприятие объявило о проведении 14 открытых запросов предложений на эксплуатацию и техобслуживание 72 гаражных комплексов и выполнение агентских функций в целях оказания услуг парковки на примерно 17 тыс. машино-мест.

По условиям закупки, проводимой в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», исполнитель обязался заключать от имени заказчика и по его поручению договоры с пользователями машино-мест на предоставление им платной парковки. Однако договоры, предусматривающие переход прав владения или пользования государственным (муниципальным) имуществом, могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов, проведенных в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Тем не менее ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» не согласилось с решениями антимонопольного органа и обжаловало некоторые из них в судебном порядке.

– Проведение закупки по правилам Закона о защите конкуренции обеспечит максимально возможное количество участников торгов и, как следствие, передачу имущества надежному контрагенту по наиболее выгодной для заказчика или государства цене. Такой подход наиболее полно отвечает целям защиты государственной (муниципальной) собственности от несанкционированной передачи во владение или пользование третьим лицам либо от ее нецелевого использования, – отмечает заместитель руководителя Московского УФАС России Николай Орлов.

Точно так же комиссия Московского УФАС России признала Российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздрава России нарушившим ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Дело в том, что учреждение объявило о проведении аукциона на капитальный ремонт и промывку систем отопления, а также на ремонт и чистку бойлеров и грязевиков. С жалобой на действия заказчика при его проведении в управление обратилось ООО «Рельеф». По мнению заявителя, описание закупки в аукционной документации заказчика носит необъективный характер. Так, в разных пунктах документации встречаются повторяющиеся требования к некоторым товарам, используемым при выполнении работ. Например, в документации неоднократно встречаются товары с аналогичными требованиями, а именно краски, олифы и электроды.

Такие действия заказчика увеличивают объем информации о качественных характеристиках используемых при выполнении работ товаров, сведения о которых участнику закупки необходимо представить в заявке, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Жалоба ООО «Рельеф» признана обоснованной, заказчику выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию.

С конкурсами, в которых участвуют медицинские учреждения, вообще проблемы возникают очень часто. В частности, комиссия Московского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «МегаМет» на действия Городской клинической больницы № 64 при проведении аукциона на поставку в филиал № 1 (родильный дом № 4) системы обогрева новорожденных.

По мнению заявителя, требования к оборудованию, изложенные в аукционной документации, ведут к ограничению количества участников закупки, так как соответствуют только одной определенной модели аппарата.

Как стало известно в ходе рассмотрения жалобы, на сегодняшний день есть только два производителя указанного медицинского оборудования: производитель из Швеции, выпускающий системы обогрева 26 лет, и производитель из Республики Беларусь, выпускающий данное оборудование на протяжении последних 4,5 лет. Однако аукционная документация заказчика устанавливает к оборудованию требования, которые в совокупности соответствуют только одной модели аппарата белорусского производителя.

Комиссия УФАС сочла, что такие действия заказчика ограничивают количество участников закупки, поскольку исключают возможность участия в аукционе поставщиков аналогичного оборудования иных производителей.

ГКБ № 64 признана нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем нарушителю выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию.

В ходе практики Московского УФАС встречаются не только письменные, но и устные картельные сговоры. Так, некоторое время назад комиссия УФАС раскрыла очередной такой устный картельный сговор между ООО «Квант Оптика» и ООО «Трансстромсервис».

Ранее дирекция ЖКХ и благоустройства Северо-Западного административного округа провела аукцион на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства на территории СЗАО города Москвы.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 48,7 млн руб.

Заключение картельного соглашения между упомянутыми организациями привело к поддержанию цен на торгах, в результате чего ООО «Трансстромсервис» выиграло аукцион со снижением цены на 1,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Установлено, что общества обменивались в интересах друг друга информацией, координировали свои действия при подготовке к торгам и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок, ценовых предложений и подписании контракта.

Напомним, ответственность за картельный сговор предусмотрена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.

Отметим, что рынок товаров и услуг также является полем нескончаемой и не всегда честной борьбы за внимание клиента. Сотрудники Московского УФАС постоянно работают над выявлением случаев недобросовестной конкуренции. Здесь каждый день проходит большое количество комиссий, на которых разбираются дела и выносятся решения, напрямую влияющие как на предпринимателей, так и на жителей столицы, не связанных с бизнесом.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МоскапстройСаториМОЭКМОЭСК
ВКЦентрАктивКапитал