ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Лишние детали. Как Московское УФАС устраняет нарушения в документации заказчиков


Государственные закупки – процесс конкурентный, что гарантирует к ним повышенное внимание со стороны антимонопольных органов. Как столичные антимонопольщики справлялись с поставленными задачами в 2015 году, – об этом рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС Москвы) Михаил Гатов.

– Михаил Сергеевич, как часто участники торгов обращались в Московское УФАС в 2015 году, уменьшилось количество обращений или увеличилось? Сколько из этих обращений было обоснованных?

– Начиная с 2010 года сохраняется устойчивая тенденция увеличения количества поступающих жалоб. Так, если в 2010 году таких жалоб было всего 3 тыс., то по итогам 2014 года мы получили 10 тыс. По состоянию же на 1 декабря 2015 года мы уже имеем более 10 тыс. жалоб, то есть ежегодно количество поступающих обращений в антимонопольные органы растет. Что касается обоснованности этих обращений, то здесь наблюдается более-менее стабильная ситуация. Как правило, обоснованных жалоб примерно половина. Если быть более точным, то на начало декабря из всех поступивших жалоб таковыми признано 48%, в то время как в прошлом году их было 59%. В этой связи можно говорить о том, что все же проявляется, хоть и незначительная, тенденция снижения количества обоснованных жалоб.

– А с чем это связано?

– Связано это в основном с тем, что по итогам 2014 года Московским управлением ФАС России неоднократно выдавались предписания о внесении изменений в конкурсную документацию. Это было сделано потому, что заказчики злоупотребляли своим правом формирования потребности. Они включали в состав аукционной документации технические требования, которые не относились к предмету торгов. Соответственно, в этом году среди обоснованных жалоб на завышенные требования в техническом задании жаловался всего лишь 1% обратившихся, в то время как в 2014 году мы имели более 50% таких жалоб.

– УФАС самостоятельно проверяет торги или работает только по обращениям одной из сторон госзакупок?

– Дело в том, что у нас существуют два направления. Во-первых, это отдел контроля, который рассматривает исключительно жалобы участников, которые сами их подали. Во-вторых, это отдел проверок, задача которого, исходя из названия, – проведение плановых и внеплановых проверок, по результатам которых рассматривается вопрос о включении участников в реестр недобросовестных поставщиков. Также мы проводим совместные проверки с правоохранительными органами при поступлении от них соответствующих обращений.

За 2015 год нами проведено 405 проверок, в том числе две выездные – плановые. По результатам этой работы было выявлено 532 нарушения законодательства о контрактной системе.

Сотрудниками УФАС за этот же период было рассмотрено 3200 обращений о включении сведений об уклонившихся от заключения контракта поставщиках, а также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты, а сами они внесены в реестр недобросовестных поставщиков. При этом более 700 обращений было рассмотрено в период первого и второго кварталов 2015 года.

– Какое количество материалов по результатам проверок передаются в правоохранительные органы?

– По результатам обоснованных жалоб мы выдаем предписания, которые практически в абсолютном большинстве случаев исполняются заказчиками, поэтому материалы в правоохранительные органы в инициативном порядке не передаются. Однако бывает так, что при проведении совместных проверок правоохранительные органы выявляют информацию о том, что в ходе торгов произошло хищение денежных средств или произошел сговор между заказчиками и участниками. В этом случае все материалы передаются в правоохранительные органы.

– Какие правонарушения наиболее часто допускают заказчики?

– Около 60% выявленных нарушений – это нарушения, допущенные в действиях аукционных и конкурсных комиссий заказчиков при рассмотрении поданных заявок. Иными словами, более половины поступивших жалоб – это жалобы участников на то, что им незаконно отказали в допуске.

Дело в том, что комиссии при рассмотрении заявок руководствуются требованиями утвержденных документаций о закупках, которые зачастую составлены таким образом, что не позволяют однозначно определить потребности заказчика. Стоит отметить, что в целях предупреждения негативных социально-экономических последствий в результате срыва сроков закупок при выявлении нарушений в утвержденных положениях документаций управлением выдаются обязательные для исполнения предписания не учитывать противоречивые требования заказчиков. Это позволяет соблюсти конкурентность таких закупок и добиться эффективного расходования бюджетных средств.

– Встречается ли еще такое нарушение, когда в документации подменяются одни буквы на другие?

– Сейчас функционал сайта уже доработан и независимо от того, как заказчик будет излагать предмет торгов – с использованием букв, цифр, латиницы, все равно участник, проводя поиск на русском языке, найдет все эти заказы. Так что эта проблема решена.

– Но ведь нарушения разные бывают, одни – преднамеренные, другие – по незнанию. Каких больше?

– На наш взгляд, установление избыточных требований в техническом задании в большинстве случаев направлено на то, чтобы затруднить возможность подачи заявки и умышленно ограничить потенциальный круг участников. Поэтому здесь мы можем однозначно говорить о наличии умысла в действиях нарушителя. Бывают, конечно, случаи, когда заказчик от незнания установил какое-то требование, например, о наличии лицензии, которая не нужна, либо какие-то иные ограничения, но это редкость. Повторюсь, в большинстве случаев, когда установлены требования, которые никоим образом не связаны с предметом торгов и, более того, при приемке товара или услуги проверить их невозможно, они направлены на ограничение количества участников торгов. И если на момент рассмотрения жалобы уже известны предварительные результаты рассмотрения первых частей, а порой и результаты аукциона, такое тоже бывает, то если жалоба подана в последний день приема заявок, можно увидеть интересную картину. К торгам допущены 2 – 3 участника, а процент снижения начальной цены составляет всего лишь 3 – 5%, при этом заявки 10 и более других участников отклонены. В таком случае мы можем делать вывод о том, что действия комиссии и действия заказчика, включившего избыточные требования в аукционную документацию, все же были направлены на сокращение круга потенциальных участников.

– Какие организации нарушают закон больше, какие меньше?

– Сложно сказать про определенные организации. Проще сказать про сферы и направления, в которых происходят основные нарушения. По нашим данным, больше всего нарушений закупочных процедур происходит в сфере закупок услуг на автотранспортное и техническое обслуживание, то есть на те сферы, где нет необходимости предъявлять требования к товарам, потому что речь идет об оказании услуги. Правда, тем не менее закон позволяет заказчикам предъявлять определенные требования к тем товарам, которые будут использованы при оказании услуг. Тут «творчество» заказчика практически не ограничено.

Например, мы встречали требования о высоте педального узла в автомобиле, который должен осуществлять перевозки. Некоторые заказчики включают в документацию параметры, определяющие силу натяжения дроссельной заслонки или состав омывающей жидкости. Причем жидкость раскладывают на молекулярном уровне. В этом случае, даже если в торгах участвует поставщик омывающей жидкости каких-то известных производителей, в ней может не обнаружиться такого количества составляющих, которые требует заказчик. Чтобы соответствовать этим требованиям, нужно проводить экспертизу каждой партии товара. И не факт, что каждая партия одной и той же охлаждающей жидкости будет удовлетворять точным требованиям заказчика. В то же время даже ГОСТ предусматривает диапазоны значений.

Что же касается техобслуживания, то здесь ситуация аналогичная. Например, предъявляют требования к ветоши, которая будет использоваться для протирки поверхностей автомобиля. Заказчик уточняет, какого она должна быть цвета, какой формы должны быть ее края, сколько они должны иметь зубцов и т.д. На этом основании заказчик пытается найти несоответствие в заявках и отказать участнику.

В конце года мы традиционно получаем большое количество жалоб на торги по уборке снега с улиц Москвы. Как и в прошлом году, заказчик предъявляет требования к участникам в том, что они несут полную материальную ответственность за сохранность объектов улично-дорожной инфраструктуры и должны производить ремонтные работы за свой счет в случае нанесения ей ущерба. Мы считаем это требование правомерным.

Однако при этом заказчик предъявляет еще требования к асфальтобетонным смесям, качеству бортового камня и прочим материалам, которые будут использованы при восстановлении объектов улично-дорожной сети при их повреждении. На наш взгляд, и на взгляд участников торгов, компании, которые, скажем, оказывают услуги по уборке снега, прежде всего занимаются обслуживанием, а не капитальным ремонтом дорог и поэтому не могут знать все составляющие асфальтобетонных смесей. Более того, в случае если ущерб будет нанесен, они могут привлечь к его устранению компанию, которая специализируется на этих работах.

– Насколько мне известно, в ФАС сейчас разрабатывается единая инструкция для московских заказчиков о составлении первых частей заявок. Как с этим обстоят дела?

– Мы заключили соглашение с Правительством Москвы о взаимодействии. В его рамках УФАС совместно с Главным контрольным управлением, Тендерным комитетом и Департаментом экономической политики и развития города Москвы ведет работу по созданию типовой инструкции, которая объяснит заказчикам, как правильно писать техническое задание. Как известно, Москва сейчас переходит на новую информационную систему, через которую заказчик будет размещать торги, – на ЕАИСТ 2.0. Новая инструкция, над которой мы сейчас работаем, будет вшита туда, и заказчику менять ее ни в коем случае нельзя. Также мы ведем работу по созданию типовых технических заданий для основных капиталоемких отраслей. Другими словами, ограничим «творчество» чиновников в том, что касается описания услуг по охране, питания, строительства и т.д. Сейчас уже утверждены технические задания по закупкам услуг охраны, обеспечения питания и строительства.

После того как все будет готово, заказчик при формировании аукционной документации может взять типовые формы контракта, типовую инструкцию, типовое ТЗ и скорректировать сроки, объемы, суммы под свои нужды.

Для столичных заказчиков пользование типовыми ТЗ обязательно. Другой возможности у них просто не будет. Но на территории Москвы есть еще и федеральные заказчики – это территориальные органы исполнительной власти федеральных органов, федеральные казенные учреждения, бюджетные учреждения. Как быть с ними, пока не ясно, на этом уровне вопрос еще не урегулирован.

Как раньше Москва задала единые стандарты закупок для госкомпаний, утвердив постановление правительства № 441, точно так же она ведет работу по созданию типовых технических заданий, то есть она самостоятельно ограничивает заказчиков в возможности каких-то злоупотреблений.

– Каковы основные достижения Московского УФАС в этом году?

– Большим достижением нашей работы является снижение количества выдаваемых заказчиками обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства. Так, в 2013 году было выдано 2761 такое предписание, в 2014-м – 3446 таких предписаний, а по состоянию на начало декабря 2015 года – только 3197.

В течение 2014 года количество жалоб на положения документации о закупке впервые превысило количество жалоб на действия конкурсных комиссий заказчиков, притом что в большинстве выявлялись нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе. Результатом проведения текущего контроля в 2014 году с многократной выдачей предписаний об устранении нарушений является то, что в 2015 году только в одном из 100 случаев есть нарушения в документации.

С принятием Закона о контрактной системе был расширен перечень предметов закупок, по которым заказчик вправе отбирать поставщика в конкурсной форме, принимая во внимание не только ценовой критерий, но и само предложение, а также квалификацию участника. Следует учитывать, что значимость нестоимостных критериев может доходить до 80%. Указанная ситуация создала немалые потенциальные риски в злоупотреблении конкурсных комиссий и ограничению конкурентности процедур. Однако мы внимательно следим за этой ситуацией и пресекаем подобные поползновения, что планируем делать и дальше.


Назад в раздел