НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Лазеек станет меньше. Замруководителя ФАС Рачик Петросян рассказал о способах проведения неконкурентных закупок


Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян, выступая на VI Петербургском международном юридическом форуме, подверг критике ряд аспектов функционирования российской контрактной системы. Во-первых, речь шла о практике проведения конкурсов, в ходе которых за счет использования неценовых критериев заказчик имеет возможность отдать контракт «своему» поставщику. Во-вторых, представитель ФАС упомянул механизм вывода бюджетных средств через государственные или муниципальные унитарные предприятия. Вместе с тем столичный опыт проведения государственных закупок получил позитивную оценку со стороны федерального чиновника.

Напомним, что ранее Рачик Петросян возглавлял Московское УФАС; ныне он курирует контроль размещения госзаказа, а также контроль на рынке строительства и природных ресурсов в центральном аппарате антимонопольного ведомства. Отметим, что за несколько дней до его выступления на форуме Премьер министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, существенно увеличившее долю строительных госзакупок, которые в обязательном порядке проводятся в форме электронного аукциона.

Другим значимым событием стало рассмотрение Госдарственной Думой РФ правительственного законопроекта о закупках Государственными унитарными предприятиями (ГУП) и Муниципальными унитарными предприятиями (МУП), который был принят в первом чтении. Таким образом, представитель ФАС не просто озвучил наличие проблем, а упомянул подходы к их решению, поддержанные в Правительстве РФ.

Дискуссионная площадка

Петербургский международный юридический форум – ежегодная международная юридическая конференция, созданная в 2011 году по инициативе Министерства юстиции и при поддержке Президента Российской Федерации. Форум является одной из крупнейших площадок для обсуждения актуальных юридических вопросов в свете глобальных социально-экономических процессов. В нем традиционно принимают участие министры юстиции, представители высших судебных органов ряда государств, представители международных организаций, крупнейших мировых компаний, юридических фирм, а также ученые правоведы. Одно из направлений дискуссии связано с вопросами торговли и защиты конкуренции. В этом году в работе форума приняли участие 3,6 тыс. делегатов из 77 стран мира, а в рамках его деловой программы состоялось свыше 500 выступлений российских и иностранных участников.

В рамках работы форума состоялись выступления целого ряда высокопоставленных представителей российского антимонопольного ведомства. Так, замруководителя ФАС Сергей Пузыревский сделал доклад, посвященный вопросам локализации производства иностранных компаний на российской территории и «параллельного импорта». В своем выступлении он коснулся и темы госзакупок, а именно вопросов предоставления преференций и размещения заказов у единственного поставщика. По мнению Сергея Пузыревского, при принятии таких решений необходимо учитывать качество продукта компании, получающей преференцию или становящейся единственным поставщиком: «Нельзя, чтобы товар, который получит государственный заказчик, был морально устаревшим».

О борьбе с международными картелями говорил другой замруководителя ФАС – Андрей Цариковский (напомним, что ранее он курировал в ведомстве вопросы госзаказа). А руководитель ФАС Игорь Артемьев в ходе работы форума подписал два международных документа: «Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики» со странами БРИКС (помимо России, в организацию входят Китай, Индия, Бразилия и ЮАР), а также «Совместное заявление российского ФАС и министерства коммерции КНР».

Строительных аукционов станет больше

С ключевым выступлением по теме госзакупок на VI Петербургском международном юридическом форуме выступил Рачик Петросян, раскритиковавший сложившуюся практику проведения конкурсов. По мнению представителя ФАС, госзаказчики злоупотребляют неценовыми критериями, такими как качество и квалификация, превращая процедуру конкурса в механизм неконкурентного выбора «нужного» поставщика. Он также отметил, что 28% открытых конкурсов и 65% конкурсов с ограниченным участием заканчиваются закупкой у единственного поставщика. Для сравнения, электронные аукционы приводят к закупке у единственного поставщика в 17% случаев. По словам чиновника, необходимо перевести конкурсы в электронную форму и законодательно снизить значимость субъективных критериев.

Замруководителя ФАС коснулся и темы строительного госзаказа. Напомним, что, согласно ранее действовавшим правилам при закупке работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту, проведение конкурса вместо аукциона было возможно в следующих случаях:

– когда объект относится к числу особо опасных или технически сложных;

– когда речь идет об искусственных дорожных сооружениях, включенных в состав автомобильных дорог;

– когда начальная (максимальная) цена контракта свыше 150 млн руб. для государственных или свыше 50 млн руб. для муниципальных заказчиков.

В соответствии с распоряжением Правительства № 890-р от 13 мая 2016 г. последняя возможность была исключена, а в первый пункт помимо «опасных» и «сложных» добавлены еще и «уникальные» объекты. На практике это означает, что строительные контракты на типовые (а не уникальные) объекты будут распределяться исключительно через аукционы независимо от начальной цены, чего давно добивалась ФАС. Заметим, что Министерство экономического развития РФ долгое время не соглашалось с этой инициативой. Согласно ранее озвученным оценкам антимонопольного ведомства, речь идет об огромном сегменте госзаказа совокупной стоимостью в 1,1 трлн руб.

В то же время замруководителя ФАС отметил, что «госзаказчики, по настоящему заинтересованные в честной конкуренции и экономической эффективности своих закупок, и до выхода распоряжения Правительства РФ добровольно проводили аукционную процедуру для «обыкновенных» строительных работ, даже при переходе порога в 150 млн руб. Такой практики по указанию Мэра Москвы Сергея Собянина придерживались госзаказчики города Москвы». В этой связи напомним, что и другие представители ФАС неоднократно отмечали московский опыт госзакупок и закупок госкомпаний как положительный пример для других регионов страны.

Антиконкурентный механизм демонтируют

Рачик Петросян говорил и о другой схеме передачи бюджетных средств «нужным» компаниям. Чтобы уйти от строгих норм Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, заказчики не редко злоупотребляют механизмом субсидий, направляемых ГУПам или МУПам, которые проводят закупки по Закону № 223-ФЗ с гораздо более мягкими и расплывчатыми требованиями. Как было отмечено в докладе, «с целью избежать проведения закупок по конкурентной процедуре деньги передаются в подведомственный ГУП и тратятся абсолютно произвольно». По данным Рачика Петросяна, 95% закупок, осуществленных ГУПами и МУПами в прошлом году, прошли на неконкурентной основе. То есть, не имея возможности самому провести неконкурентные торги в рамках закона о контрактной системе, госзаказчик отдает деньги госпредприятию, у которого такая возможность существует, а оно уже передает заказ «своей» компании. В этой связи замруководителя ФАС заявил о необходимости обязать унитарные предприятия проводить закупки на средства, полученные в форме бюджетных субсидий, по Закону о контрактной системе.

Между тем данная инициатива уже давно нашла поддержку в Правительстве РФ. Еще 31 марта с. г. Кабинет министров поддержал разработанный Минэкономразвития законопроект о внесении изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ. В соответствии с ним большинство закупок унитарных предприятий будет совершаться в соответствии с Законом о контрактной системе. По 223-ФЗ будут проводиться только закупки на средства субсидий, полученных на конкурсной основе, а также на средства грантов, передаваемых юридическими или физическими лицами безвозмездно и безвозвратно. 17 мая с. г. законопроект был принят в первом чтении на заседании Государственной Думы. Ожидается, что новые правила закупок для ГУПов и МУПов вступят в силу с 1 января 2017 года.


Назад в раздел
МосинжпроектОЭККапиталИНА
АБЗШвабеФонд