НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Депутаты шлифуют законы в сфере госзакупок. Тендеры для силовиков засекретят


Тендерное законодательство не стоит на месте. С момента вступления ФЗ-44 не прошло и полгода, а в него уже был внесен ряд существенных изменений. Сегодня речь пойдет еще о нескольких законодательных инициативах, поступивших в Госдуму в июне текущего года.


По секрету всему свету

На рассмотрение Госдумы 5 июня поступил законопроект № 438981-6 о внесении изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223.

Соответствующие изменения предполагается внести в части защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники.

Данный проект разработан с учетом рекомендаций рабочей группы Экспертного совета при Председателе Совета Федерации по вопросам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, сформулированных на основе анализа действующего законодательства и практики правоприменения в указанной сфере деятельности. Документ направлен на урегулирование отношений, возникающих в сфере обеспечения защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, а также сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, от широкого круга лиц.

В соответствии с Законом от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» данные о комплектующих и оборудовании, входящих в состав конкретных образцов вооружения, военной и специальной техники, не отнесены к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем открытое размещение в конкурсной документации такого рода информации позволяет с высокой степенью вероятности установить структуру, общий объем производства и тактико-технические характеристики продукции в рамках государственного оборонного заказа.

Публичный доступ к сведениям о предприятиях, победивших в конкурсах на поставку компонентной базы и специализированного оборудования импортного производства, не производимого в России, позволяет заинтересованной стороне осуществлять блокирование схем ввоза из других стран продукции двойного назначения для нужд нашего оборонно-промышленного комплекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 ФЗ-44, вступившего в силу с 1 января 2014 года, предусматриваются новые закрытые способы определения поставщиков: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион. При их использовании, в соответствии с положениями ст. 85 и 86 ФЗ-44, информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений для участия в закрытых способах определения поставщиков, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом, и способны осуществить соответствующие поставки.

Законопроектом предлагается внести следующие изменения в ст. 84, 85 ФЗ-44 и ст. 4 ФЗ-223. В ст. 84 ФЗ-44 ч. 2 дополняется п. 5, предусматривающим также случаи проведения закрытого способа определения поставщиков, объектами закупок которого являются комплектующие, используемые для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники. Соответствующие изменения вносятся в ч. 4 ст. 85 и ч. 5 ст. 86 ФЗ-44, регулирующие особенности проведения закрытых способов определения поставщиков (закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона).

В ч. 4 ст. 85 и ч. 5 ст. 86 ФЗ-44 предлагается не требовать извещение о проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

Также такое извещение не требуется при проведении закрытых конкурсов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда драгметаллов и драгоценных камней, музейных предметов и коллекций, редких изданий и рукописей, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, передаваемых или принимаемых во временное пользование, в том числе при проведении выставок.

Извещение не потребуется и при проведении конкурса на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, закупку комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники.

Часть 15 ст. 4 ФЗ-223 дополняется предложением следующего содержания: «Заказчик также вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, при закрытом способе определения поставщиков, проводимом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Таким образом, в интересах выполнения государственного оборонного заказа будут урегулированы отношения, возникающие в сфере обеспечения защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, а также сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, от широкого круга лиц.

«Дочка» нерезидента – не «дочка»

На рассмотрение Госдумы 10 июня поступил законопроект № 544288-6 о внесении изменений в ФЗ-223 в части его субъектов. Так, ст. 1 Закона от 18.07.2011 определяет перечень юридических лиц, в отношении которых действуют нормы и правила, предусмотренные данным законом. В соответствии с п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 его действие распространяется на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ-223 юридическим лицам.

Однако фактическое применение данной нормы для хозяйственных обществ, подпадающих под определение «дочерние», но учрежденных за рубежом, вызывает сомнение. Так, учрежденное за рубежом хозяйственное общество, являющееся дочерним для российской организации по российскому законодательству, обязано действовать в рамках того законодательства, в юрисдикции которого оно было учреждено и (или) осуществляет свою непосредственную хозяйственную деятельность. Следовательно, действуя в рамках иной юрисдикции, само это общество не обязано, а в некоторых случаях просто не может выполнять требование российского законодательства, даже несмотря на то что статус этой организации подпадает под его действие.

Таким образом, законопроектом предлагается изменить

действующий ФЗ-223, дополнив нормой о его действии в отношении дочерних обществ, только созданных в России. В случае принятия законопроекта будет устранена фактически невыполнимая норма закона для организаций, созданных за рубежом, а следовательно, минимизируются основания для обжалования заинтересованными лицами сделок, ограничения по которым установлены ФЗ-223.

Законотворцы – не «рыжие»

На рассмотрение Госдумы России 14 июня поступил законопроект № 546213-6 о внесении изменений в ст. 26 ФЗ-44.

Документ разработан в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности при проведении соответствующих закупочных процедур, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Пунктом 5 ст. 3 Закона к государственным заказчикам отнесены (среди прочих) «государственные органы (в том числе органы государственной власти)», уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени субъекта и осуществляющие закупки.

Вместе с тем для централизации закупок, согласно ст. 26 ФЗ-44, полномочия нескольких госзаказчиков могут быть возложены на какой-то один орган исполнительной власти субъекта Федерации, муниципальный орган или их казенные учреждения либо несколько указанных органов, учреждений.

Однако эта норма не позволяет возлагать перечисленные выше полномочия в отношении закупок для государственных органов субъектов Федерации, не относящихся к исполнительным органам власти (представительные и контрольно-счетные органы, избирательные комиссии субъектов Федерации), на уполномоченный орган исполнительной власти, казенное учреждение субъектов Федерации или на несколько указанных органов, учреждений.

Для решения этой проблемы законопроект уточняет норму ч. 3 ст. 26 ФЗ-44 посредством замены слов «для нескольких органов исполнительной власти» словами «для нескольких государственных органов (в том числе органов государственной власти)». Это обеспечит возможность централизации закупок для всех государственных органов (органов государственной власти) субъектов Федерации.

Граждан – в субъекты ФЗ-44

На рассмотрение Госдумы 23 июня поступил законопроект № 552052-6 о внесении изменения в ст. 96 ФЗ-44 в части отнесения к участнику закупки физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Означенный проект был внесен в целях освобождения физических лиц от обязанности по обеспечению исполнения контракта. Суть проблемы, на решение которой направлен этот законопроект, состоит в следующем. Приобретение жилых помещений или жилых домов для государственных и муниципальных нужд (в том числе на вторичном рынке жилья) с 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с ФЗ-44. При этом исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии (по выбору участника закупки).

Установлен размер обеспечения исполнения контракта от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 млн руб. и менее. Однако установленный размер обеспечения исполнения контракта для многих потенциальных продавцов – физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, будет являться препятствием для участия в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, в свою очередь, может повлечь за собой неисполнение мероприятий муниципальных программ по приобретению жилых помещений или жилых домов (в том числе на вторичном рынке жилья) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 1 ч. 8 ст. 96 ФЗ-223 определено, что положения указанного Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением. В связи с вышеизложенным предполагается внести изменение в указанную норму закона, дополнив этот перечень участниками закупки – физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Время – деньги

На рассмотрение Госдумы России 26 июня поступил законопроект № 554866-6 о внесении изменений в ФЗ-44.

Во-первых, в ст. 33 предполагается предусмотреть запрет на включение в состав одного лота объектов закупки, не относящихся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. Это позволит принимать участие в закупках большему количеству производителей товаров, работ, услуг, а не только посредникам.

Во-вторых, предлагается исключить из ст. 52 норму, предполагающую техническую организацию трансляции вскрытия конвертов с заявками, поданными участниками открытого конкурса, в режиме реального времени. Дело в том, что затраты на организацию такой трансляции заказчиками, имеющими общий годовой объем закупок 5–10 млн руб., не оправдывают себя.

В-третьих, предполагается изменить ч. 2 ст. 72 таким образом, чтобы исключить ограничение совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, для заказчиков, имеющих объем средств на все закупки не более 10 млн руб. в год. Данное изменение вызвано тем, что процедура запроса котировок, предусмотренная законом, в полной мере гарантирует обеспечение равных условий конкуренции между участниками закупок. Заказчики, имеющие объем средств на все закупки не более 10 млн руб. в год, как правило, большинство закупок осуществляют на незначительные суммы – от 30 до 50 тыс. руб. В таких закупках, проводимых в виде открытого конкурса или аукциона, поставщики (подрядчики, исполнители) не принимают активного участия ввиду более сложной по сравнению с запросом котировок процедурой. Конкурсы, аукционы признаются несостоявшимися, и, как результат, приобретение товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд затягивается.

В-четвертых, означенным законопроектом предлагается внести изменения в п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 следующего характера. Для заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком не превышает 10 млн руб., планируется исключить ограничение на осуществление закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., как это установлено для сельских поселений. Данное изменение направлено на исключение неэффективных финансовых и временных затрат по организации и проведению конкурсов и аукционов для заказчиков с незначительным годовым объемом закупок.

В-пятых, внесением изменений в ч. 3 и 4 ст. 94 ФЗ-44 предлагается установить обязанность проведения заказчиком экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, только в случае если цена контракта превышает 1 млн руб. Данное изменение продиктовано тем, что предусмотренное в настоящее время ч. 4 ст. 94 ФЗ-44 обязательное проведение экспертизы с привлечением внешних экспертов или экспертных организаций экономически не обосновано, особенно при экспертизе лицензируемых видов деятельности.

Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, будет способствовать оптимизации процедуры осуществления закупок, а также позволит исключить необоснованные временные и финансовые затраты при осуществлении закупок.

Текст: Валерий Осипов



Назад в раздел
МосгазМосинжпроектМОЭКСатори
ФУДПНС