НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Эффективная модель. В Московской городской Думе прошли депутатские слушания, посвященные работе городской системы закупок


К концу 2013 года 80–90% городского заказа будет размещаться через конкурентные процедуры, доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, должна увеличиться до 15–20%, а среднее число заявок, поданных потенциальными участниками на все виды торгов, – до 4–5. Такие ориентиры эффективности работы системы городских закупок были озвучены в ходе слушаний в Московской городской Думе заместителем руководителя Тендерного комитета Олегом Бурцевым.


Тревога о малом бизнесе

К обсуждению темы размещения госзаказа столичное депутатское собрание обратилось по инициативе заместителя председателя Комиссии Московской городской Думы по экономической политике, науке и промышленности Алексея Рябинина. Он, как и большинство депутатов, считает, что от четкости работы этого механизма напрямую зависит реализация основных городских программ. Результаты городских закупок способны оказывать влияние на целые отрасли экономики мегаполиса.

Что же волнует депутатов более всего?

Много вопросов вызывает внедряемая в городе практика закупок через городские бюджетные учреждения, осуществляемых по Закону о закупках госкомпаний и госкорпораций № 223-ФЗ на основании их внутренних регламентов. В результате городские структуры получают возможность размещать заказы у надежных подрядчиков, но при этом от возможности исполнять их оказывается отрезанным малый бизнес.

По словам председателя Комиссии по экономической политике, науке и промышленности Игоря Протопопова, такая же ситуация сложилась при переходе Департамента строительства на размещение подряда на дорожное строительство через конкурсы вместо аукционов. После внедрения этой системы рынок дорожного ремонта, например, оказался разделен между 4–5 крупными игроками. В условиях, когда ставки на банковский кредит чрезвычайно высоки и превышают 15–20% годовых, городской госзаказ долгое время оставался для малого бизнеса единственным источником средств для развития.

Сегодня этот источник может иссякнуть, что грозит оставить без финансовых ресурсов более полумиллиона субъектов малого и среднего предпринимательства столицы.


Приятное лидерство

И все же прежде – о хорошем. Олег Бурцев отметил, что Москва всегда служила своего рода полигоном, пилотной площадкой, где проходили обкатку механизмы, которые потом внедрялись на федеральном уровне. Например, столица перешла на обязательное проведение аукционов на электронных торговых площадках на полгода раньше, чем вся остальная страна. Москва раньше, чем это было сделано на федеральном уровне, отказалась от использования страховок и поручительств как форм обеспечения ответственности исполнителя контракта.

Теперь город добился возможности предоставления субъектам Федерации досрочно вводить у себя на территории положения закона о Федеральной контрактной системе. В то время как закон о ФКС на всей территории страны начнет работать не ранее 1 января 2014 года, ряд его положений может быть введен в Москве уже с 1 июля нынешнего года. Также с подачи городских властей в окончательный вариант проекта закона о ФКС были включены положения о региональном контрольном органе.

В 2012 году, по мнению заместителя главы Департамента по конкурентной политике, в российской столице в секторе размещения городского заказа уже произошла настоящая нормативная революция – город заключил с федеральным Министерством экономического развития соглашение об участии в пилотном проекте по введению элементов Федеральной контрактной системы. Важнейшим его элементом стало принятое на себя Москвой обязательство провести аудит нормативной базы.

Для этого в минувшем году городскими властями был принят целый комплекс нормативных документов. Самый важный из них – постановление Правительства Москвы от 24.02. 2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы». Тогда же был принят нормативный документ, регламентирующий методику определения стартовых цен. Кроме того, были внесены изменения в общей сложности в 16 распорядительных документов Правительства Москвы, а действие еще 45 распорядительных документов отменено. Этого требовало приведение городских нормативных актов в соответствие с динамично меняющимся федеральным законодательством. Олег Бурцев напомнил, что с момента вступления в силу в 2006 году Закона о размещении госзаказа № 94-ФЗ было принято еще 32 федеральных закона, которые вносили в него исправления и дополнения.

Городу удалось изменить существовавшую прежде систему длительного предварительного согласования всех торгов 1-го уровня (лоты на сумму более 10 млн руб. на товары и услуги и на сумму более 20 млн руб. на подрядные работы). С мая 2012 года предварительную экспертизу закупок осуществляют независимые экспертные организации. На 2013 год уже отобрано пять организаций для выполнения подобной работы.


Кнут и пряник

В рамках подготовки к переходу на работу по закону о Федеральной контрактной системе в городе начато создание сообщества профессионалов в области размещения госзаказа.

Важным инструментом его формирования стало использование полиграфа («детектора лжи») для проверки членов конкурсных комиссий и специалистов. В 2012 году проверку на этом приборе прошли 578 чиновников, имеющих отношение к закупкам.

По итогам этих проверок состав комиссий обновился на 39%. Наиболее частыми причинами, приводившими к ротации членов комиссий, стали выявленные в ходе тестирования факты получения указаний о необходимости отдать победу на торгах конкретному поставщику, наличия предварительного сговора членов комиссии с одними из участников торгов, а также неправомочные решения при определении победителя. Повторное проведение проверок показало, что по итогам первичного тестирования и осуществленного по его итогам обновления состава комиссий уровень коррупционных рисков снизился с 50% в начале года до 15. В ряде ведомств по итогам проверки уровень рисков упал до нулевой отметки, как это произошло, например, в Департаменте земельных ресурсов.

Доля торгов с единственным участником снизилась с 31,2% в 2011 году до 26% в 2012-м. При этом в ряде случаев проведение таких торгов обусловлено объективными обстоятельствами, например, когда речь идет о приобретении ресурсов у естественных монополистов. Но есть случаи процедур с низким уровнем конкуренции, которые вызывают у Департамента по конкурентной политике серьезную озабоченность. Речь идет прежде всего о случаях, когда на конкурентные торги приходит единственный участник. В таких случаях департамент проверяет конкурсную документацию на предмет ее «заточки» под конкретного поставщика.

Другой характерный случай, вызывающий подозрение в сговоре, когда на торги подается много заявок, но в результате действий конкурсной комиссии остается один или два претендента на заключение контракта. Еще одна ситуация с характерными признаками сговора складывается на электронных аукционах, когда участников регистрируется много, но ценовые предложения делает лишь один претендент. В общей массе торгов с единственным участником, в ходе которых был размещен городской заказ на общую сумму 184,6 млрд руб., на торгах с низкоконкурентными предложениями было размещено заказов на 68,7 млрд руб.

Самым мощным стимулом для повышения контрактной дисциплины остается угроза занесения в реестр недобросовестных поставщиков. Попавшие в этот «черный список» компании лишаются права принимать участие в торгах по госзаказу сроком на два года. Применяется эта мера не ко всем нарушителям контрактной дисциплины, а лишь к тем, с кем контракт был расторгнут по решению суда, или за отказ победителя торгов от заключения контракта. Несмотря на рост объемов размещаемого госзаказа в стоимостном выражении, число компаний, которые попали в реестр недобросовестных поставщиков за срыв контрактов, заключенных с городскими заказчиками, снизилось с 295 в 2011 году до 214 по итогам 2012 года. «Впрочем, повышению исполнительской дисциплины со стороны поставщиков и подрядчиков способствовало также применение штрафов, кратных сумме контракта, и отказ от использования поручительств в качестве гарантии обеспечения ответственности исполнителя контракта», – отметил Олег Бурцев.

При этом в Москве введена практика целевого материального стимулирования лиц, занимающихся размещением госзаказа, кратная размеру экономии, достигнутой в ходе торгов. Решение о выделении премий для членов конкурсных комиссий и специалистов, занимающихся подготовкой торгов, принимается на основании персональных коэффициентов, которые рассчитываются по 20 показателям эффективности работы.

Объем ежегодного премиального фонда для поощрения «передовиков госзаказа» в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 244-ПП установлен в размере 120 млн руб. Поощрительные выплаты производятся один раз в полугодие, на протяжении одного сезона могут быть поощрены почти 200 человек.

По итогам первого полугодия 2012 года 179 госслужащих получили премии в размере от 60 до 300 тыс. руб. По результатам второго полугодия было поощрено еще 168 городских чиновников, занимающихся размещением городского заказа.

«Решение о материальном стимулировании было продиктовано повседневной практикой, вследствие усиления административной ответственности членов комиссий, роста штрафов, накладываемых за разного рода нарушения. Потребовался весомый стимул, который компенсировал бы риск подвергнуться штрафу и делал бы работу в составе конкурсной комиссии привлекательной», – пояснил Олег Бурцев.

В 2012 году Департамент по конкурентной политике впервые применил и методы нематериального поощрения лучших специалистов в сфере организации закупок – наградил их памятными знаками и почетными грамотами. В итоге всей проделанной работы Москва сохранила лидирующее положение среди 83 субъектов Федерации в Национальном рейтинге госзакупок. Столица является бессменным лидером этого рейтинга начиная с 2008 года, неизменно получая от его составителей наивысший уровень – «гарантированная прозрачность». При этом агрегированный показатель оценки Москвы (1094 балла) на порядок превышает уровень оценки других регионов (от 169 до 214 баллов).


Сложности и недостатки

При этом в работе системы размещения городского заказа Москвы имеются и определенные недостатки. О проблемах малого бизнеса уже говорилось выше. По итогам 2012 года уменьшилась стоимость заказа, размещенного среди его субъектов. Если в 2011 году с субъектами малого предпринимательства по итогам всех типов торгов, как специализированных, так и таких, на которых представители малого бизнеса участвовали на общих основаниях, было заключено контрактов на сумму 200 млрд руб., то в 2012 году – на 176,5 млрд руб.

На специализированных торгах, в которых принимают участие только субъекты малого предпринимательства, размещено заказов на 27 млрд руб. против 42,6 млрд руб. в 2011 году. Тому есть объективные причины – процесс централизации закупок, укрупнения лотов, многие из которых оказываются не по зубам малому бизнесу. Однако имело место и прямое игнорирование требований закона размещать от 10 до 20% заказов в соответствии с перечнем продукции, установленным постановлением федерального правительства для субъектов малого предпринимательства. В итоге в отношении 20 городских заказчиков, проигнорировавших требования закона о выделении определенной доли заказа на спецторги, материалы направлены в Главное контрольное управление Москвы. «Едва ли невыполнение квот по торгам для малого бизнеса было результатом злого умысла со стороны заказчика, – считает Олег Бурцев. – Скорее, тут имел место традиционный подход, беспечность в течение года в расчете на то, что удастся разместить необходимое количество заказов на спецторгах в конце года». Нарушителям этот просчет не сойдет с рук – в соответствии с федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность как за недобор установленной законом квоты на торги для малого бизнеса, так и за ее превышение.

Преодолеть возникшие в сфере размещения заказов среди субъектов малого предпринимательства сложности в Тендерном комитете рассчитывают с помощью специализированного государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы». Этой структуре предстоит заняться дополнительным информированием субъектов малого предпринимательства, использовать для продвижения их продукции портал поставщиков, проводить для малого бизнеса обучающие семинары по участию в городских торгах.


С ориентиром на инновации

В соответствии с задачей, поставленной Мэром, 2013 год должен стать прорывным в сфере закупок для нужд города инновационной продукции. Как отметил заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Владислав Ашмарин, для того чтобы выполнить установленный городскими властями 5%-ный целевой ориентир на содержание инновационной продукции в государственном заказе, его ведомством разработан перечень из 335 наименований, который размещен на сайте департамента.

При этом Департамент науки и промышленной политики выполняет методическую работу по сопровождению потребностей госзаказчика и выделения среди них приоритетной для городского хозяйства продукции. Также для инновационного перечня по заявкам Министерства экономического развития отбирается передовая продукция, созданная российскими производителями, в первую очередь госкорпорациями «Ростехнологии» и «Роснано», для внедрения ее в городе. Перечень инновационной продукции на сегодняшний день состоит из двух частей – одна включает в себя товары с инновационной составляющей, другая – инновационные технологии.

Помимо этого, при ДНПП создан совет, занимающийся отбором новой продукции и технологий для пополнения этого перечня. В его состав вошли представители заинтересованных городских ведомств, Тендерного комитета, институтов развития и общественных организаций. Возглавляет совет заместитель руководителя ДНПП. Основа перечня была сформирована по заявкам департаментов комплекса городского хозяйства и Департамента экономического развития. В дальнейшем он дополняется на основании заявок от различных городских ведомств. Каждый госзаказчик формирует список традиционно закупаемой продукции, которую он хотел бы заменить новой, по его мнению, инновационной. Раз в два месяца совет проводит заседания, в ходе которых члены совета высказывают свое мнение в отношении того, можно ли представленную в списках госзаказчиков продукцию отнести к категории инновационной.

Если продукция, по мнению совета, удовлетворяет критериям инновационности, ее вносят в реестр с присвоением ей конкретного номера. Затем сведения о ней инкорпорируются в ЕАИСТ. В дальнейшем при закупках, проводимых другими заказчиками, этот вид продукции будет учитываться как инновационная.

Любой товар, закупаемый для нужд города, идентифицируется при помощи кодов бюджетной классификации, а также кода товара по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг – ОКДП. Поэтому разработанный Департаментом научной и промышленной политики приоритетный перечень инновационных товаров, работ и услуг включает в себя коды ОКДП, а также наименование товара с расшифровкой причин, на основании которых данный вид продукции рекомендуется приобретать городским заказчикам. До конца текущего года перечень инновационной продукции, содержащий на данный момент 335 позиций, должен увеличиться до 600 наименований за счет включения в него продукции «Ростехнологий» и «Роснано».

В общем объеме произведенных по итогам 2012 года закупок инновационная продукция составила 8%, или 55,8 млрд руб. в стоимостном выражении. При этом больше всего закупок инновационной продукции было осуществлено Департаментом здравоохранения – на 17 млрд руб., что составляет 12% от общего объема закупок медицинского ведомства. На втором месте – Департамент образования, закупивший высокотехнологичных товаров и услуг на 8 млрд руб., что составило 10% общего объема размещенного госзаказа. На третьем месте – Департамент топливно-энергетического хозяйства, закупивший инновационной продукции на 1 млрд руб., что составило 11% от общего объема его закупок.

С расширением перечня инновационной продукции и пояснений к нему задача выбора заказчиком продукции, необходимой для заполнения установленной квоты, должна упроститься. В перечне появятся новые графы – «Экономический эффект от перехода на инновационную продукцию» и «Конкурентные характеристики инновационной продукции». До конца нынешнего года ДНПП рассчитывает перейти к ведению перечня инновационной продукции в электронном виде. Это позволит не только упростить отбор заказчиком товаров, но и в автоматическом режиме сверять технические параметры закупленной продукции и контролировать наличие в ней инновационной составляющей.

…Несмотря на все замечания и оговорки со стороны депутатов, работа системы размещения государственного заказа города Москвы в 2012 году получила положительную оценку Комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности. Подводя итоги заседания, Алексей Рябинин отметил, что в городе сформирована и эффективно работает сложная и комплексная система размещения городского заказа, и в этом большая заслуга Департамента по конкурентной политике и в целом руководства комплекса экономической политики города Москвы.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектСаториМОЭСКМИЦ
ФондШвабеЛокоБанкПНС