НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Дорогу осилит идущий. продолжается процесс интеграции законодательства о госзакупках в правовую систему


Последние месяцы 2014 года и первые 2015 года выдались урожайными по части принятия Госдумой поправок, вносящих изменения и дополнения в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это вызвано значимостью института госзакупок в России в сегодняшних экономических реалиях.

Закупки содействуют жилищному строительству

В конце ноября 2014 года был принят ФЗ-356 «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он дополнил ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 п. 39, по которому заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на следующем основании: заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ-161. А именно: договор безвозмездного срочного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения, в целях строительства такого жилья, либо договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.

Также в ФЗ-44 внесено положение, устанавливающее особенности обоснования начальной (максимальной) цены контрактов, заключаемых по основанию: особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства в соответствии с ФЗ-161.

Изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.

Госбезопасность достойна единственного поставщика

Кроме того, ФЗ-416 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ФЗ-44 установлены новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Теперь закупки допускаются, кроме всего прочего, с целью обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а также с целью обеспечения органов Федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. Руководители органа внешней разведки и руководители ФСБ соответственно утверждают перечни указанных товаров, работ и услуг.

Закон вступил в силу с 1 января 2015 года.

Приоритет российской промышленности

В преддверии 2015 года был принят ФЗ-488 «О промышленной политике в Российской Федерации». В данном законе определены новые принципы господдержки промышленности, которые соответствуют требованиям ВТО. В законе отдельно обозначены меры по стимулированию производства промышленной продукции на территории России, осуществляемые при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ-44 и осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц в соответствии с ФЗ-223.

Отныне законом определено, что приоритетом при проведении закупок пользуется продукция, произведенная на территории России, на континентальном шельфе России, в исключительной экономической зоне России, а промышленная продукция, произведенная на территориях иностранных государств, рассматривается во вторую очередь.

Обеспечение приоритета промышленной продукции производится с помощью установления условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в соответствии с ФЗ-44, а также с помощью установления приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с ФЗ-223.

Исходя из установленных приоритетов, российское правительство должно в скором времени принять новые акты, детализирующие и утверждающие эти приоритеты. Такие акты будут основываться на ст. 14 ФЗ-44, п. 1 ч. 8 ст. 3 ФЗ-223 и приниматься во исполнение ФЗ-488 «О промышленной политике в РФ». Вдобавок, законом правительству предоставлено право по установлению требований для включения в контракты, заключаемые при осуществлении закупок по ФЗ-44 и ФЗ-223, дополнительных условий по обеспечению развития отечественного производства промышленной продукции.

Закон вступает в силу 30 июня 2015 года.

Коррупции – электронный бой

В феврале 2015 года в первом чтении Госдумой принят законопроект с поправками в регламентные процедуры по определению поставщика, переводящий подавляющее большинство госзакупок в электронную форму. С целью повышения конфиденциальности участников закупок в случае подачи заявок в электронной форме, состоящих из нескольких частей, предусмотрен механизм, обеспечивающий их поэтапное рассмотрение.

Все процедуры от принятия заявки до формирования итогового протокола по результатам определения поставщика будут в электронном виде предоставляться участникам закупки, включая протоколы оценки заявки, информацию о полученных баллах, лучшей оценке. Также будет проводиться и переторжка.

Раскрытие сведений о ценовых предложениях участников закупки предусмотрено только в итоговом протоколе, это снизит субъективность в оценке заявок членами комиссии. Перечисленные меры призваны минимизировать возможность сговора как между заказчиками и участниками закупок, так и между самими участниками. Сведения о ценовых предложениях участников закупки будут раскрываться только в итоговом протоколе – это сделано для минимизации субъективного фактора при оценке заявок со стороны членов комиссий. Все эти меры существенно уменьшат коррупционные риски, так как сократят возможности для сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой.

Законопроектом правительству предоставлено право определять порядок и условия отбора операторов электронных площадок. Функционирование же самих площадок будет регулироваться требованиями Минэкономразвития. Величина минимального шага аукциона составит 500 руб. (помимо шага от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, действует только в процентном соотношении).

Установлены ситуации, когда возможно продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: на 15 дней (начальная (максимальная) цена – не свыше 3 млн руб., ни одна заявка не подана, нет допущенных заявителей), на 7 дней (аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей единственной заявки или к участию в аукционе допущен только один участник), на 5 дней (одна или ни одной заявки, допущен один или ни одного участника не допущено).

Также в законопроекте обозначены случаи, дающие право осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое возможно при заключении контракта на геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии госграницы России, а также делимитации морских пространств России в целях выполнения международных обязательств. Причем привлечение заказчиком экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения данных контрактов не обязательно.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
МОЭКОЭКТеплоцентрстройМД-групп
РоссийскийАБЗПНССбербанк