НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Переход от количества к качеству. Какие изменения ждут контрактую систему в будущем году


На пороге отпускного затишья обращает на себя внимание стремление законодателя ознаменовать 2016 год введением в действие ряда нормативных правовых актов, призванных значительно повысить эффективность контрактной системы.

Хочется верить, что эти чаяния не окажутся напрасными. А пока остановимся на нормативных правовых актах, недавно принятых и отложенных к вступлению в силу на начало 2016 года, а также вступивших в действие накануне лета. Кроме того, следует уделить внимание некоторым письмам государственных органов с разъяснениями, своеобразной тонкой настройке контрактной системы.

Нормирование должно быть в порядке с 2016 года

Особняком стоит постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их выполнения». Согласно этому постановлению, с 1 января 2016 года вступят в силу требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере госзакупок.

Определены требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов:

– Правительства РФ, утверждающих правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, а также правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения федеральных нужд;

– федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, утверждающих нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными учреждениями и бюджетными учреждениями.

Разработанные Минфином России и согласованные с Минэкономразвития России и ФАС России правовые акты выходят в форме проектов постановлений Правительства РФ.

Проекты указанных актов Правительства РФ и федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и пояснительные записки к ним размещаются в Единой информационной системе в сфере закупок для проведения обсуждения в целях общественного контроля проектов актов.

Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами при необходимости по результатам обсуждения в целях общественного контроля принимают решения о внесении изменений в проекты правовых актов с учетом предложений общественных объединений, юридических и физических лиц. Также ими может быть принято решение о рассмотрении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг и правил их определения на заседаниях общественных советов при федеральных государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами. По результатам рассмотрения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг и правил их определения общественный совет принимает одно из решений – о необходимости доработки проекта правового акта либо о возможности принятия правового акта.

Стоит напомнить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 36 не позднее 1 января 2016 года после прохождения приемочных испытаний, подтверждающих готовность системы к эксплуатации, должна быть введена в эксплуатацию Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. Для приемки работ по созданию Единой информационной системы в сфере закупок до 1 мая текущего года должна быть сформирована специальная межведомственная комиссия.

При этом Единая информационная система будет состоять из подсистем (компонентов, модулей), созданных или доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию официального интернет-сайта закупок, а также дополнительно созданных подсистем (компонентов, модулей). Установление перечня последних входит в компетенцию и вменено в обязанность Минэкономразвития России.

Особенности реструктуризации задолженностей и планирования на 2015–2016 годы

Правительство РФ 28 апреля 2015 года приняло постановление № 405 «Об утверждении Правил осуществления заказчиком в 2015 году реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов».

Как коммерческому банку провести реструктуризацию задолженности, если ему предъявлено требование к исполнению банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контрактов (Закон № 44-ФЗ)? Какие способы исполнения обязательств предусматривает реструктуризация? В документе содержатся ответы на эти вопросы, в частности, возможность изменения первичных обязательств на другие обязательства либо установление графика поэтапного погашения задолженности.

В документе, вступившем в силу 8 мая 2015 года, установлены условия реструктуризации задолженности и формула для расчета суммы задолженности, подлежащей реструктуризации.

Минэкономразвития России и Федеральное казначейство издали приказ от 31.03.2015 № 182/7н «Об особенностях размещения в Единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015–2016 годы», вступивший в силу 23 мая 2015 года.

В приказе утверждены особенности планирования закупок (формирования и изменения планов-графиков) в рамках Закона № 44-ФЗ на 2015–2016 годы.

Соответственно, признан утратившим силу ранее действовавший совместный приказ Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013, регламентирующий особенности составления планов-графиков на 2014–2015 годы.

Форма и содержание

О том, что является основанием для привлечения к административной ответственности за нарушение требований к размещению планов-графиков закупок в Интернете, а что нет, было разъяснено ФАС России в письме от 09.04.2015 № АК/17162/15 «О направлении информации».

Перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год содержится в планах-графиках, сформированных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ. На основании этого перечня заказчиком и осуществляются закупки.

Поскольку отдельные положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся планов-графиков закупок, вступают в силу с 1 января 2016 года, а планы-графики с 1 января 2014 года размещаются на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н (с 23.05.2015 – совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н), возникает правовая коллизия.

В связи с этим ФАС России предлагает в таких случаях не наказывать за нарушение сроков размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru планов-графиков (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ «Размещение в Единой информационной системе в сфере закупок информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе»). До вступления в силу изменений в Закон № 44-ФЗ, по мнению ФАС, подобные моменты надо признавать отсутствием события административного правонарушения.

Минфин России в целях реализации абз. 2 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ письмом № 02-01-09/28324 от 18.05.2015 направил примерную форму акта федерального органа исполнительной власти по утверждению общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением. В целях подготовки проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Минфин России просит обеспечить подготовку и утверждение общих требований в установленных сферах деятельности в возможно короткие сроки.

Подготовка к 2016 году, претендующему на роль решающего и переломного в оценке контрактной системы и ее перспектив, в полном разгаре, и к концу года стоит ожидать нового всплеска изменений и дополнений в Закон о контрактной системе. Цель этих новаций – убедить общественность и руководство страны, что контрактная система в том виде, в котором она существует сейчас, способна избавить государство от излишних финансовых затрат и дать возможность бизнесу, в том числе и малому, прозрачно и беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
ЭнергокомплексМоскапстройГлавУПДКМОЭСК
СоюзЛокоБанкРоссийский