НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Предпочли «малые дела» большой реформе. Госзаказчиков заставят полюбить отечественного производителя, а также белорусского и казахского


Рубеж 2012–2013 годов оказался своего рода периодом затишья для продолжающихся уже третий год баталий вокруг будущего системы госзакупок. Возможно, потому что наиболее яркие их участники покинули сцену. Курировавший развитие ФКС заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский оставил госслужбу, а осенью оставил свой пост и главный защитник позиций ФАС Михаил Евраев. Что то ждет нас в новом году?


Отделили агнцев от козлищ

Итак, главные новости из сферы госзакупок конца 2012 года касались введения в действие правительством подзаконных актов, а также обсуждения депутатских инициатив, направленных на усиление ответственности исполнителей госзаказа и разработку системы приоритетов в процессе закупок для отечественных производителей.

И конечно же конец года стал традиционным временем подведения итогов национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ) и определения самых «прозрачных» и «непрозрачных» заказчиков. Рейтинг составляется уже на протяжении семи лет (с момента начала действия ФЗ-94). Его составляют эксперты двух общественных организаций-инициаторов – Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) и межрегионального общественного движения «Против коррупции» при поддержке ФАС, Минэкономики и Счетной палаты РФ.

Участниками рейтинга-2012 стали 300 государственных и коммерческих структур. Экспертами были изучены и оценены 79 федеральных органов исполнительной власти, администрации 83 регионов, 50 крупнейших муниципальных заказчиков, более 100 крупнейших государственных компаний и естественных монополий и более 70 крупнейших российских компаний частного сектора.

При этом, учитывая, что ФЗ-94 теоретически доживает последние дни и скоро ему на смену придет закон о ФКС, составители рейтинга постарались дать ретроспективный анализ процесса изменений прозрачности процедур размещения заказа за последние несколько лет.

По оценкам коллектива составителей рейтинга, в 2012 году потери бюджетов всех уровней от государственных закупок по завышенным ценам уменьшились по сравнению с предшествующим годом на 4,1% и составили 275 млрд руб. Уровень цен при госзакупках по сравнению со среднерыночными завышался на 6,3%, что на 0,7% меньше аналогичного показателя 2011 года. Уровень завышения цен при закупках федеральных заказчиков за последние четыре года демонстрирует положительную динамику – наблюдается медленное, но последовательное снижение с 10% в 2009 году до 8,5% в 2012-м. Однако уровень завышения цен у федеральных заказчиков по-прежнему больше, чем у региональных (4,2%) и муниципальных (5,5%). Достигнутый прогресс авторы исследования связывают прежде всего с тем, что электронный аукцион стал в рамках совершенствования ФЗ-94 превалирующей формой размещения заказа, обязательной для широкого спектра закупаемых товаров, работ и услуг.

По словам председателя организационного комитета национального рейтинга Антона Назаркина, участники исследования констатировали, что на протяжении 2011–2012 годов уровень прозрачности закупочных процедур остался средним. Резкого же изменения, по мнению экспертов, можно достичь за счет подвижек в жестких правилах закупочных процедур. Поэтому они связывают серьезные надежды с вступлением в силу закона о ФКС, который, по их мнению, способен дать импульс резкому повышению прозрачности закупок. Вместе с тем эксперты отмечают также и то, что у законопроекта о ФКС, прошедшего первое чтение в Государственной Думе, имеются и определенные недостатки. В частности, он содержит положение о возврате к практике проведения «бумажных» аукционов наряду с электронными.

Составители рейтинга отметили, что, благодаря жесткой регламентации процедур ФЗ-94, государственный сектор закупок-удерживает лидерство по доле торгов с гарантированно высоким уровнем прозрачности: 26,5% у государственных заказчиков против 15,3% у корпоративных. При этом большая часть рынка закупок приходится на корпоративный сектор. В 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, а государственных – лишь 31,7%.

Среди регионов Москва на протяжении всех этих лет была безусловным лидером рейтинга прозрачности. Не изменила она традиции и в прошедшем году. Следом идут Башкирия, Алтайский и Хабаровский края, Владимирская, Брянская, Самарская и Тюменская области. Напротив, в антирейтинг регионов, где закупки не отличаются прозрачностью, вошли Бурятия, Забайкалье, Кемеровская, Томская и Мурманская области.

Низшие оценки получили 30 регионов, в то время как высокая прозрачность обеспечена лишь в 18.

В числе государственных заказчиков федерального уровня наивысший рейтинг – «гарантированная прозрачность» – получили Госнаркоконтроль, Государственная фельдъегерская служба и Роспотребнадзор. Среди ведомств с высокой прозрачностью оказались Минюст, Роспечать, Минфин и Федеральное казначейство, ФСИН, Управление делами Президента, Росрезерв, Министерство обороны. Однако федеральных ведомств с низкой прозрачностью закупок оказалось заметно меньше, чем «передовиков», – всего 23. Самый низкий рейтинг получила Служба внешней разведки РФ. Далеки от совершенства показатели министерств развития Дальнего Востока, труда и социального развития, здравоохранения, транспорта, природных ресурсов, культуры, промышленности и торговли, регионального развития, сельского хозяйства, а также в целом ряде федеральных агентств, служб.

Среди государственных компаний, производящих закупки по ФЗ-223, наивысший рейтинг присвоен ОАО «Ростелеком», «Российские автомобильные дороги», ГУП «Мосгортранс», ОАО «МГТС», а также ФГУП «НПО по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген». Низкая прозрачность характерна для целого ряда государственных компаний, среди которых, например, ОАО «Первый канал», ОАО «Роснано», ФГУП «Почта России», ОАО «РЖД», «Роснефть», ФГУП «Гознак», международный аэропорт «Шереметьево» и АК «АЛРОСА».


Высказали особое мнение

Канун Нового года принес еще одну новость, связанную с правоприменительной практикой ФЗ-223: увидело свет постановление Правительства РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документом установлены правила ведения реестра и процедуры подачи сведений о недобросовестных поставщиках в ФАС, которая и станет вести новый реестр. Как сообщил начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Вадим Соловьев, сейчас служба проводит совместную работу с другими причастными ведомствами по ведению и размещению нового реестра на официальном сайте госзакупок. Сведения о поставщиках, которые решили пойти на попятную после выигранных тендеров, будут храниться в реестре два года. Досрочно можно покинуть список лишь по решению суда, если будет доказано, что компания попала в него неправомерно.

С выводами экспертов национального рейтинга прозрачности госзакупок, что ФЗ-94 способен обеспечить эффективность закупок, а электронные аукционы – наилучшая из форм размещения заказа, не согласны аудиторы Счетной палаты РФ. Например, по итогам проведенных в 2012 году проверок электронные торги по отбору финансовых организаций для оказания банковских услуг признаны неэффективными. Аудиторы выявили, что более 95% общего числа объявленных аукционов не состоялось – заявки на участие в них поданы единственным претендентом, с которым в итоге и был заключен контракт. Максимальная цена этих контрактов была установлена на уровне 1 руб.

В 80% этих случаев исполнителем назначен Сбербанк.

Проверки, проведенные Счетной палатой, выявили, что только за II квартал 2012 года сумма госзакупок, проведенных с нарушениями закона, составила 85,1 млрд руб. За этот период контракты на сумму более 138 млн руб. были заключены вообще без конкурса. Наибольшее число выявленных аудиторами нарушений связано с неисполнением Бюджетного кодекса – 90,7%. В числе таких нарушений – превышение лимита средств, заложенных в бюджете на исполнение госзаказа (всего их израсходовано более 70,2 млрд руб.). Еще около 6,9 млрд руб., направленных на госзакупки, использовано неэффективно: по проведенным закупкам не достигнут предусмотренный контрактом результат.


Внесли дельные предложения

Как уже говорилось, в условиях прекращения войны федеральных ведомств за право определять будущее ФКС это поле освободилось для реализации разного рода депутатских инициатив. Одну из них внес депутат-единорос Игорь Игошин.

Предложенный им законопроект предполагает создание и ведение реестра банковских гарантий, которые могут использоваться в обеспечение ответственности поставщика или подрядчика. Для этого ФЗ-94 предполагается дополнить новой статьей 19.2, по которой гарантия вступает в силу только с момента внесения сведений о ней в специальный реестр. Также предполагается, что реестр банковских гарантий будет размещаться на официальном сайте zakupki.gov.ru. Храниться же данные о выдаче гарантии должны на протяжении 10 лет.

Сам депутат, инициировавший законопроект, мотивировал необходимость его принятия так: после того как из числа возможных обеспечений ответственности по госконтракту были исключены страховки и поручительства крупных компаний, недобросовестные поставщики пытаются манипулировать единственной оставшейся помимо денежного залога формой обеспечения. В итоге госзаказчикам по контрактам, у которых поставщик не выполняет принятые на себя обязательства, в последнее время приходится сталкиваться как с гарантиями, которые не признаются выдавшими их банками, так и с откровенными фальшивками. Реестр поможет проверить достоверность гарантии и отсечь как недобросовестного контрагента, так и недобросовестный банк.

В проекте закона прописана обязанность банкиров вносить в реестр данные о всех выданных ими гарантиях в рамках госконтрактов не позднее суток со дня выдачи такой гарантии.

Вместе с информацией о самой гарантии банки должны также представить копию своих учредительных документов и подтверждение полномочий сотрудника, выдавшего гарантию.

Банки, отказывающиеся от взятых на себя обязательств по возмещению гарантированных средств, предлагается лишить права на включение в реестр, а следовательно, и возможности работать на рынке обеспечения госконтрактов. Впрочем, последнее будет возможно, лишь если факт его недобросовестности подтвердится соответствующим судебным решением.

Проблему выявления фальшивых банковских гарантий пытался также решить и Банк России, выпустивший для банков рекомендации по раскрытию информации о выданных гарантиях в виде письма 111-Т. В этом документе ЦБ рекомендовал банкам размещать на своих официальных сайтах контактные данные, наименование внутренних структурных подразделений и контактные данные лиц, которые могут подтвердить выдачу банком гарантий.

Еще одной законодательной инициативой, исходившей в равной мере из стен Госдумы и Общественной палаты, стало предложение отдавать при госзакупках приоритет товарам отечественного производства и закупать импортную продукцию лишь в случаях, если она не имеет равноценных российских аналогов. Инициаторами этой законодательной новеллы стали вице-спикер нижней палаты парламента от «Единой России» Сергей Железняк и член Общественной палаты, политолог Сергей Марков. Действовавшей до сих пор 15%-ной преференции для российской продукции перед иностранными аналогами законодателям и общественникам показалась недостаточно.

По словам руководителя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, предложенная его коллегами инициатива прошла обсуждение на рабочей группе и будет оформлена в виде поправок в проект закона о ФКС ко второму чтению. Депутат также отметил, что предлагаемые новации не противоречат требованиям, которые предъявляются России в связи со вступлением в ВТО, так как мы не присоединились к соглашению ВТО по государственным закупкам.

Пока до утверждения обязательств закупать отечественную продукцию для государственных нужд на законодательном уровне еще не дошло, они уже де-факто вводятся распорядительными документами федерального правительства. Министерства промышленности и торговли и экономического развития направили в правительство список товаров, которые будет запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд, если это товар не из России, Белоруссии или Казахстана. Предложенные меры входят в пакет мероприятий по адаптации отечественной экономики к ВТО. Два федеральных ведомства утвердили перечень из двух десятков товарных позиций, в который входят пока исключительно продукты питания. Отныне госзаказчики обязаны закупать только произведенные в трех странах Таможенного союза колбасу, свежую и охлажденную говядину, свинину, мясо птицы и мясные субпродукты. Из круп ограничения коснутся только риса. Российскими или, на худой конец, белорусскими и казахстанскими должны быть также и молочные продукты: сливочное масло, сухое цельное молоко, сгущенное молоко, сухие и сгущенные сливки, брынза и ординарные сыры. Список продуктов согласован с Министерством сельского хозяйства.

Первоначальный список был гораздо обширнее. Министерство промышленности и торговли предлагало распространить приоритет отечественной продукции при госзакупках на 119 товарных позиций. В перечень были включены также живые свиньи всех пород, столовые и кухонные приборы из черных металлов, меди и алюминия, сантехника, мебель, медицинские приборы, оборудование для больничных палат, аптек и лабораторий, все лекарства, металлопродукция.

Однако, по мнению авторов нынешней инициативы, их предшественники не предложили четкие критерии отбора товаров и анализа информации, в каком количестве и какого качества требуемая продукция производится на территории трех стран. Поэтому на первом этапе было решено ограничиться коротким перечнем продуктов питания, которые уж точно наши производители способны обеспечить в необходимом объеме. Но уже в ближайшем будущем такой перечень должен быть расширен.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭСКИНАСаториГера
Швабе