НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Отсутствие мотивации. Для участия в госзакупках малый бизнес необходимо заинтересовать


«Получат ли предприниматели госзаказ» – так назывался круглый стол в пресс-центре «Парламентской газеты», на который были приглашены эксперты в области государственных закупок. Обсуждалась не заявленная тема, слишком общая и неконкретная, а последний законопроект о госзакупках, внесенный в Госдуму. Эксперты отвечали на главный вопрос – приблизят ли малый бизнес к государственному и муниципальному заказу очередные изменения в государственной базе и станут ли закупки более прозрачными. Собравшиеся пришли к выводу, что меры в этом направлении принимать необходимо, но другие. Самый мягкий отзыв о новом законопроекте дал депутат Государственной Думы РФ Иван Грачев. Он признал, что при некоторых доработках документ может «сработать в плюс».

Бизнес-омбудсмен и глава Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габестро открыл дискуссию с небольшой похвалы в адрес Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По словам эксперта, участие малого бизнеса в госзаказе активно лоббируется правительством еще с тех времен, когда действовал ФЗ-94. Однако и в нем оставалось множество лазеек, для того чтобы не привлекать к госзакупке малые предприятия, не заключать никаких контрактов, но при этом заявлять, что в закупках участвует малый бизнес. Сейчас нормы более жесткие и у малых предприятий получается участвовать в госзаказе.

По мнению бизнес-омбудсмена, одна из главных проблем малого бизнеса состоит в том, что потенциальный исполнитель заказа не умеет общаться с заказчиком, выступать в роли полноценного партнера. Необходим институт менторства, так называемой «мягкой практики» для малых и средних предприятий.

– Дело не в проценте контрактов с малыми предприятиями, а в том, что они не могут их исполнить, – отметил Сергей Габестро.

Учиться работать без посредников

О недостатке профессиональных знаний у потенциальных исполнителей госзаказа среди владельцев малых и средних предприятий говорила эксперт по предпринимательству и розничной торговле, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Канунникова:

– Знания поставщиков оставляют желать лучшего, и они не в состоянии освоить законодательство. Потенциальным участникам госзакупок нужен своеобразный «парник», где они могли бы набираться знаний о правилах заключения контрактов и исполнении госзаказа. Пока же малые предприятия используют посредников для доступа к госзаказу, большой бизнес оказывается «на крючке», поскольку вынужден доверять малым предприятиям, которые совершенно не обязательно справятся с поставленной перед ними задачей.

По мнению эксперта, законодательная практика воспитала профессионального заказчика, но не исполнителя государственного заказа. Большое количество подзаконных актов, которые должен изучить поставщик госуслуг, а также большое количество штрафов, которые могут быть наложены в случае нарушений, заставляет предприятия придумывать схемы участия через посредников, когда они не фигурируют напрямую в муниципальном или государственном контракте. Малые предприятия хотят быть поставщиками услуг государству, но предпочитают перекладывать риски на компании интеграторы.

О недостатке профессиональной подготовки среди исполнителей госзаказа говорил и Сергей Габестро, который также отметил, что происходит «профессионализация госзакупок». В условиях давления сверху, постоянно меняющихся экономических реалий и законодательства могут работать только профессионалы высокого класса, которых нет среди представителей малого бизнеса.

В этой связи Сергей Габестро вспомнил как об отсутствии базового образования для специалистов в области снабжения, так и о недостатке специальных структур, которые занимались бы государственными закупками на всех уровнях.

– В советское время у нас успешно работали экспортно-импортные организации, которые занимались снабжением. Наш опыт переняли в западном мире, а мы его утратили, – подчеркнул он.

Сергей Габестро также призвал обратиться к опыту Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разработавшей ряд действенных мер, исключающих сговор при проведении государственных закупок. По мнению бизнес-омбудсмена, наиболее результативный способ размещения госзаказа – не аукцион, а конкурентные переговоры на условиях анонимности.

Бюрократия - главный враг инноваций

– Все наши законы, которые касаются поддержки малого бизнеса в госзаказе, в основе своей плохие, – уверен председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. – Причина, на мой взгляд, в неправильном подходе. Всегда исходили из того, что чисто бюрократическими методами можно решить сущностные задачи. Премьер верит, что переход к электронным торгам снизит коррупцию, но это не так, к сути дела это отношения не имеет. Новый закон скорее поможет малому бизнесу участвовать в электронных торгах, а не в полноправных партнерских отношениях.

С этим мнением депутата согласился и Сергей Габестро:

– Усиление бюрократического давления на государственные закупки и сокращение электронных площадок не приведет к позитивным изменениям.

Он также выдвинул альтернативное предложение: не сокращать электронные площадки, а разработать внятные требования для площадок, проводящих торги разного уровня. Наиболее строгие правила необходимо сформулировать для площадок, обслуживающих федеральный заказ, более мягкие – для проводящих торги муниципального уровня и следующий, наиболее лояльный уровень требований – для площадок, через которые проводятся коммерческие закупки.

Инновационные малые предприятия должны получить больший доступ к госзаказу. Такую цель преследует государственная инициатива, внесенная в Государственную Думу в конце июня. Однако существует ряд факторов, которые могут этому помешать и которые не учтены в новом законе.

Иван Грачев рассказал о «принципе двух пакетов», который используется в зарубежной практике для определения профессионального уровня потенциальных исполнителей госзаказа. Есть «пакет», описывающий технические и квалификационные требования к заказчику, и «пакет», в котором отражена компетенция потенциального исполнителя.

– Отсутствие четких квалификационных требований и отмена ГОСТов подменяются техническими требованиями заказчика, которые могут быть составлены так, что победит «друг или подельник», – отметил Иван Грачев. – Причем победитель в этом случае далеко не всегда отличается высоким профессионализмом в своей области. В действующем законодательстве, так же как и в новом законе, нет нормы, которая препятствовала бы такому несправедливому отбору.

Малый бизнес и ТЭК

Одна из проблем, которую также затронули эксперты в ходе дискуссии, – недостаточное участие малого бизнеса в закупках для топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Малым и средним предприятиям необходим реестр работ, которые нужно исполнять в ближайшие год два. В этом случае инновационные компании могли бы подготовиться к участию в госзаказе.

– Представление об инновационных малых предприятиях обычно ограничивается компаниями, производящими программное обеспечение, и стартапами, однако инновации применяются в малом бизнесе гораздо шире, – отметила директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, председатель правления Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам Ирина Кузнецова.

Она также обратила внимание на то, что проблема не в недостатке инновационных предприятий в малом и среднем бизнесе, а в самом порядке участия в госзаказе. По правилам госзакупок, 30% всей суммы выплачивается сразу в качестве предоплаты, а остальные 70% приходится ждать 3 – 4 месяца. В это время компания должна по прежнему выплачивать зарплаты и продолжать работать. Проблемы возникают не только из-за отсрочки выплаты, но и из-за трудностей с оформлением пакета документов. В этом деле необходим серьезный опыт, которого у малых предприятий нет. Многие компании идут на то, что привлекают стороннего дорогостоящего специалиста.

Ирина Кузнецова перечислила и еще несколько трудностей, не связанных с финансами, которые возникают перед компанией, принявшей решение участвовать в торгах по госзаказу. Всевозможные проверки, тотальный контроль, которые сопровождают исполнение госзаказа, создают для малого предприятия непосильную нагрузку и сложную психологическую атмосферу в компании.

– Необходим институт сопровождения малых и средних предприятий в исполнении госзаказа, механизмы включения их в этот процесс. Кроме того, ценовой стандарт, по которому отбирается исполнитель, должен быть заменен на качественные параметры отбора. Именно по ценовому стандарту малые предприятия часто отсекаются от госзаказа, – отметила Ирина Кузнецова.

Экономика контракта

Экономическая составляющая контракта тоже не выглядит слишком привлекательной для потенциального участника. Деньги, которые отчисляются электронной площадке в качестве гарантии, для малого предприятия представляют весьма немалую сумму. Если есть желание участвовать в госзакупках постоянно и на всех площадках, то от бизнеса отвлекаются достаточно серьезные суммы. Ирина Кузнецова полагает, что правильным решением было бы уменьшить для малых предприятий «входную плату» на электронные площадки.

– В ситуации, когда малый предприниматель участвует в исполнении большого контракта в качестве соисполнителя, на него накладывается такое же обеспечение по контракту, что и на основного поставщика. Обеспечение банковской гарантии с существующими сегодня процентами делает малое предприятие нетрудоспособным, – считает Ирина Кузнецова.

Эксперт уверена, что «экономика контракта», которая рассчитывалась в более благоприятных условиях пять лет назад, теперь, в условиях дефицита оборотных средств и снижения уровня продаж, фактически неподъемна для малого бизнеса.

Участники встречи отметили также, что новый законопроект не сделает торги более прозрачными.

– Чиновник имеет возможность выбирать исполнителя заказа среди тех, кто вообще не должен иметь к нему отношения, – сказал Сергей Габестро.

Эксперт по предпринимательству и розничной торговле, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Канунникова также заметила, что IT-программы проведения электронных торгов нуждаются в профессиональном аудите.

– В системе есть «баги», ошибки, которые, например, приводят к тому, что в систему можно ввести отрицательную заявочную цену, – отметила она.

Итог встречи подвела Ирина Кузнецова. По ее мнению, в настоящий момент малый бизнес ничто не стимулирует участвовать в государственных закупках. Очень большое обременение мешает небольшим компаниям встроиться в государственный рынок. Она уверена, что ситуация изменится, когда мы откажемся от точки зрения, что победа в госзакупках должна доставаться случайным образом кому попало.

Ирина Кузнецова призвала сделать открытой для общества и государства историю компаний, которые успешно участвовали в госзакупках и выполняли все условия. Таким образом, считает она, в историю компании добавляется бонус и ее шанс на будущее участие в госзаказе должен повышаться.

– Государственные инвестиции должны доставаться поставщикам, которые работают на страну и готовы вкладывать прибыль в социально-ориентированные проекты. Сейчас наш бизнес любого уровня относится к госзаказу не как к палочке выручалочке, а как к большой плетке, – отметила Ирина Кузнецова.


Назад в раздел
ОЭККапиталМосинжпроектМИЦ
ВКАКСИТЕХСтройИнвест-3