НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Размножение делением. Как преодолеть верхний порог начальной цены контракта по запросу котировок?


Что общего между запросом котировок и каким-нибудь микроорганизмом, скажем, палочкой Коха? Дело не только в небольших размерах, но и в способности размножаться при помощи деления. Этому способствует питательная среда, созданная российским законом о госзакупках: он делает проведение конкурсов и аукционов хлопотной и трудоемкой, а главное, продолжительной процедурой.


Порог соблазна

Закупки товаров или услуг в форме запроса котировок удобны как для заказчиков, так и для участников. Извещение содержит минимум требований к потенциальному поставщику. Всего через неделю, а то и через четыре дня (в случае если начальная цена не превышает 250 тыс. руб.) после его размещения на сайте госзакупок можно завершить прием заявок и начать подводить итоги. Компании, пожелавшие участвовать в таких тендерах, не обязаны представлять лицензии и некоторые другие документы, необходимые при проведении открытого аукциона или конкурса.

В общем, благодать: для подготовки документации требуется немного работы, а для проведения закупки – времени. Возможностей же «порадеть родному человечку», наоборот, больше чем достаточно. Одна беда: запрос котировок можно проводить лишь в случае, если начальная цена контракта не выше 500 тыс. руб.

Но может быть, все-таки есть способ организовать закупку в форме запроса котировок или серии таковых, если начальная цена превышает установленный законом порог? Конечно! Самый простой вариант – разбить один заказ на несколько частей и подыскать для каждого тендера синонимичные названия, но так, чтобы художественная самодеятельность не бросалась в глаза. Тогда есть шанс, что правоохранительные органы не обратят на нее внимания.

Однако иногда такие уловки вскрываются, свидетельство чему – административное дело, возбужденное недавно прокуратурой Тюменской области в отношении государственного заказчика из Западной Сибири.


Пробный шар?

В начале нынешнего года на федеральном сайте госзакупок появилось два извещения под номерами 0367100008812000001 и 0367100008812000002. Максимальная цена контракта равнялась 209 272 и 307 623 руб. соответственно. Заказчик – Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – решил в обоих случаях провести запросы котировок, благо закон это допускал.

Лишь два момента могли насторожить внимательного наблюдателя. Поданы извещения были практически одновременно – 11 января в 16:02 и 16:04 по местному времени заказчика. К тому же назывались тендеры очень похоже – «Оказание услуг Интернета» и «Оказание услуг связи по передаче данных».

Конечно, полностью синонимичными эти названия назвать нельзя. С одной стороны, Всемирная паутина служит не только для передачи данных, а с другой – данные могут передаваться не только через нее, но и по локальным сетям. Поэтому, чтобы развеять или, наоборот, укрепить наши подозрения, присмотримся к техническим заданиям.

В первом все сказано ясно и четко: 16 адресов в 11 городах (Когалыме, Нефтеюганске, Нижневартовске, Новом Уренгое, Ноябрьске, Радужном, Салехарде, Сургуте, Тюмени, Урае и Ханты%Мансийске) нужно подключить к Интернету с разной скоростью трафика – от 128 Кбит/с до 8 Мбит/с.

Во втором техническом задании слово «Интернет» не упомянуто ни разу. Речь идет о подключении пяти адресов в трех городах к широкополосному каналу передачи данных через виртуальную частную сеть (VPN). Говорится о трех видах трафика – Real%time, Business%critical и Best%effort. Первые два предусматривают трансляцию голоса и видео в режиме реального времени, последний же некритичен к задержкам пакетов.

В Ишиме и Тобольске скорость должна достигать 2048 Кбит/с, а в Тюмени – 100 Мбит/с. Любой человек, имеющий представление о компьютерах и передаче данных, скажет, что в первых двух городах речь идет, скорее всего, об Интернете, тогда как в Тюмени – о «локалке». На первый взгляд это кажется очевидным…

Однако более подробный анализ заставляет в этом усомниться. Названный в техническом задании набор протоколов передачи данных (TCP/IP) используется в Интернете и нетипичен для локальных сетей. Характерны для Всемирной паутины и сами протоколы, также упомянутые в ТЗ, – http, ftp, smtp и pop3. Первый чаще всего используется для просмотра сайтов, второй – для передачи файлов, а два последних – для посылки и приема электронных писем.

За право заключить государственные контракты боролись две компании – ООО «Комцентр» и тюменский филиал «Ростелекома». Последний выиграл оба состязания, предложив более выгодную цену (разница между предложениями составляла в обоих случаях примерно тысячу рублей).

Таким образом, получается, что мы имеем дело с одним госзаказом, искусственно разбитым на две части. Для чего? Ответ напрашивается сам собой – чтобы провести именно запросы котировок, а не аукционы или конкурсы.

Правда, начальная стоимость обоих контрактов в сумме лишь на 15 руб. превышает тот 500%тысячный порог, при котором запрос котировок еще остается допустимой формой тендера. Можно было бы чуть снизить цену – и никакого разделения не потребовалось бы.

Поэтому не исключено, что мы имеем дело с пробным шаром – попыткой выяснить, обратят ли правоохранительные органы внимание на тот факт, что закупка одних и тех же услуг проведена в виде двух котировочных запросов.

Дальше – больше…

Присмотримся теперь к тендерам, проведенным Северо-Уральским управлением Ростехнадзора во втором квартале нынешнего года. Извещения о запросах котировок с наименованиями «Оказание услуг Интернета» и «Оказание услуг связи по передаче данных» появились на федеральном сайте госзакупок 13 апреля, причем одновременно – в 10:27 по местному времени заказчика.

Техническое задание заказа на услуги связи по передаче данных, опубликованного под номером 0367100008812000028, практически слово в слово повторяет аналогичный документ первого квартала. Города, адреса, требования к протоколам, скорости и видам трафика остались прежними. Изменена лишь начальная стоимость контракта, достигшая 411 664 руб.

Почему в Западной Сибири всего за три месяца так резко подорожала передача данных по компьютерным сетям? Живя в европейской части России, автор этих строк никакого скачка цен на данном рынке вспомнить не может. Наоборот, наблюдалось их снижение.

В документации запроса котировок на этот счет тоже ничего не сказано… За победу вновь боролись ООО «Комцентр» и тюменский филиал «Ростелекома». И опять выиграл последний, снизив цену контракта на 1666 руб.

Аналогично закончилось состязание этих компаний и за заказ на оказание услуг Интернета, опубликованный под номером 0367100008812000027: «Ростелеком» победил и на этот раз.

Технического задания в документах этого тендера нет вовсе, требования прописаны в приложении к проекту контракта. Начальная цена последнего выросла более чем в два раза – до 481 513 руб., но в данном случае этому есть объяснение.

Во-первых, договор с поставщиком услуг заключен не на один, а на два квартала.

А во-вторых, если в первом квартале требуемая «толщина» канала связи сильно варьировалась в зависимости от города (от 128 Кбит/с в Когалыме, Радужном и Ханты-Мансийске до 8 Мбит/с в Тюмени), то теперь ее унифицировали: везде скорость трафика должна составлять 1 Мбит/с.

Начальная стоимость обоих контрактов в совокупности составляет 893 177 руб. Это уже почти вдвое выше порога, допустимого для проведения одного запроса котировок.


И.О. теперь едва ли станет начальником

Нынешней осенью прокуратура Тюменской области проверила, как исполняется тендерное законодательство в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора. Она обратила внимание на упомянутые выше контракты.

Проверка выявила, что исполняющий обязанности начальника управления Л. Лосев заключал договоры по фактически одноименным запросам котировок. Смысловых различий в словах «оказание услуг Интернета» и «оказание услуг связи по передаче данных» прокуратура не усмотрела. Не убедило ее сотрудников и то, что майские контракты по двум запросам котировок были заключены на разный срок. Правоохранители это сочли не более чем уловкой.

Северо-Уральское управление Ростехнадзора заключило в первом квартале договоры на оказание одноименных услуг на общую сумму 515 180 руб., а во втором – 890 998 руб.

Сотрудники прокуратуры сочли эти действия противоречащими закону о госзакупках.

Дело в том, что в тексте ФЗ%94 недвусмысленно говорится, что если совокупная стоимость контрактов на оказание одноименных услуг превышает 500 тыс. руб., то заказчик должен проводить открытые аукционы, а не запросы котировок.

В отношении Л. Лосева были возбуждено административное дело. По результатам его рассмотрения УФАС России по Тюменской области оштрафовало Леонида Владимировича на сумму 120 тыс. руб. Деньги он должен уплатить из своего кармана.

К слову, это не единственный огрех в работе сотрудников ведомства. Они, как установила Тюменская областная прокуратура, вскрыли во время плановой выездной проверки более 200 нарушений требований промышленной безопасности, допущенных ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Однако в отношении нефтяной компании не было возбуждено ни одного административного дела!

Одновременно с работниками прокуратуры Тюменской области проверку проводили и их коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа. В результате к дисциплинарной ответственности были привлечены 17 чиновников Северо-Уральского управления Ростехнадзора. Они оказывали учебным центрам региона платные услуги, которые входят в их должностные полномочия и должны предоставляться безвозмездно. Еще 20 госслужащих сообщили неверные сведения о своих дополнительных доходах, полученных в основном от операций с недвижимостью. Например, государственный инспектор утаил 2,2 млн руб., вырученных от продажи квартиры.

Хотя эти эпизоды не относятся напрямую к теме статьи, они характеризуют моральную атмосферу, царящую в учреждении. Впрочем, никаким откровением для российских граждан это не является. Не с тем еще сталкивались!


В сентябре запахло январем

Возымела ли действие эта неприятная история на работу Северо-Уральского управления Ростехнадзора? Зайдем еще раз на федеральный сайт госзакупок. В сентябре нынешнего года ведомство вновь объявило запрос котировок на услуги связи по передаче данных.

Требования полностью аналогичны тем, которые выдвигались в первом и втором кварталах. А вот начальная цена почему-то опять понизилась. Она абсолютно такая же, какой была в январе, – 307 623 руб.

Почему же во втором квартале стоимость означенных услуг подскочила почти в полтора раза, а сейчас вновь опустилась до уровня начала года? Интересный вопрос…


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
МИЦГлавУПДКИНАОЭК
АктивКапиталАКСИТЕХВКЛокоБанк