НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Египтян умасливают с помощью госзакупок. Для чего страна, пережившая недавно революцию, активно скупает растительное масло?


В чем больше всего нуждается послереволюционный Египет? Анализ международных торгов, проведенных этой страной нынешней осенью, дает такой ответ: в зерне и масле. Как в подсолнечном, так и соевом. Государство увеличивает объемы закупок этих продуктов. Это симптом чего – начавшегося экономического подъема или, наоборот, приближающегося социального кризиса?


Масляная лихорадка

Рост закупок Египтом подсолнечного и соевого масла на международных торгах впечатляет. За неполный нынешний год, с января по сентябрь включительно, страна приобрела 0,7 млн т этого продукта – в полтора раза больше, чем за весь предыдущий. По итогам же всех 12 месяцев ожидается двукратный рост. Ведь именно нынешней осенью тендеры стали проводиться наиболее активно.

Сейчас ни одна страна в мире не приобретает масло такими крупными партиями и так часто. Время от времени, конечно, и другие государства заключают солидные договоры. Например, 3 июля Китай подписал контракт с одной из американских компаний на поставку 35 тыс. т соевого масла. Однако его закупки не идут ни в какое сравнение с египетскими тендерами, которые объявляются раз в две недели. И это при сопоставимых объемах!

Например, 10 сентября египетская государственная корпорация Food Industries Holding Co закупила 18 тыс. т подсолнечного масла у компании Toepfer и 30 тыс. т – у Louis Dreyfus. Цена – 1278 дол/т. Очередное подписание договоров FIHC с поставщиками пришлось на 25 сентября. У Louis Dreyfus, Glencore и Toepfer куплено 40 тыс. т подсолнечного и 20 тыс. т соевого масла. Цена оказалась несколько ниже – 1207 дол/т вне зависимости от вида продукта. Следующую серию контрактов Египет заключил 10 октября, купив в общей сложности 51 тыс. т растительных масел. Наконец, 24 октября Египет подписал с аргентинской Nidera и все тем же Louis Dreyfus контракты на поставку в общей сложности 30 тыс. т подсолнечного масла. Закупочная цена составила 1175,66 дол/т.

Правда, одновременно проводившиеся торги на закупку соевого масла провалились, причиной чего стало резкое подорожание этого продукта. Его стоимость на мировом рынке оказалась выше максимальной цены, прописанной в документах тендера.

Закупки масла будут продолжаться и впредь. В первых числах октября страна объявила еще два международных тендера – на приобретение 20 тыс. т соевого и 30 тыс. т подсолнечного масла. Результаты торгов пока неизвестны.

Разумеется, эта закупочная активность египетских властей как-то связана и со стодневной президентской программой Мухаммеда Мурси, и с политическими событиями в Египте. Попробуем выяснить, как именно.


Плоды революции

Революции не проходят даром. Даже если в отдаленной перспективе они и могут принести процветание, то ближайшие их последствия везде и всегда примерно одинаковы: кровь, бардак, экономический обвал.

«Бархатных» революций это тоже касается, хотя они и проходят с минимумом человеческих жертв. Вспомним, к чему привел «оранжевый» переворот на Украине. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко обещали превратить ее в высокоразвитую европейскую державу, покончить с организованной преступностью, поднять уровень жизни… В действительности же всего за год экономический рост снизился с 12 до 5%. Инфляция, напротив, выросла на 15%.

Бывшую союзную республику автор этих строк вспомнил не случайно. Сходство между египетским Майдану т-Тахриром и украинским Майданом Незалежности не ограничивается словом, в обоих случаях заимствованным из персидского.

События, происшедшие в начале 2011 года на Площади Освобождения в Каире, многими чертами напоминают те, которые за шесть лет до них протекали в центре Киева. Но только вот экономические последствия их оказались еще более драматичными, поскольку революция в буквальном смысле слова распугала иностранных туристов – основных кормильцев Египта. В 2011 году их количество сократилось на треть, что сильно ударило по бюджету.

По официальным данным, оглашенным в Народном собрании, из страны в течение года было выведено больше 10 млрд дол. По российским меркам, не так уж много, но по египетским – почти катастрофа. Количество зарегистрированных безработных дееспособного возраста достигло 3,5 млн человек, однако в действительности их намного больше, поскольку египетская бюрократия умеет мастерски подтасовывать показатели.

Те, кто бывал летом в Каире, наверняка обратили внимание, что табло там не показывают выше 40 градусов, даже если на улице все 50. Дело в том, что при большей температуре нужно во всех учреждениях и на предприятиях объявлять сиесту, а также прекращать возить туристов по улицам города, что связано с потерей доходов, на которую страна не может пойти.

Эта замечательная особенность каирских градусников наблюдалась еще при президенте Мубараке и сохранилась при новом режиме. В общем, жить не по лжи египтянам после революции не удалось, как, впрочем, и украинцам. Однако объемы внешних закупок фальсифицировать сложнее, чем количество безработных или температуру на улицах. Они говорят о том, что в стране резко выросло число людей, которые не смогут выжить, если их не кормить за счет государства.-В последние годы режима Хосни Мубарака, которого многие египтяне за глаза величали фараоном, страна закупала продовольствие примерно на 12 млрд дол. В 2011 году Египет вынужден был увеличить объем закупок почти вдвое – до 25 млрд дол. И это не предел.

Государственный долг Египта сейчас достиг 130 млрд дол., хотя в 2008 году равнялся еще 24 млрд. Правда, он начал расти еще при Мубараке, поэтому виновата здесь не только революция, но и мировой экономический кризис. Но как бы то ни было, выход из положения искать надо, чем и занимается правительство.


Хлебная зависимость

Масло очень широко используется в арабской кулинарии, и Египет здесь не исключение. В этой стране любят хорошую выпечку. Восточные сладости, которые можно купить как в специализированных магазинах (например, хорошо известном российским туристам «Эль Захра»), так и в обычных супермаркетах, также содержат много не только сахара, но и растительного жира.

Во фритюре часто жарятся и несладкие блюда – например, очень любимая египтянами тамийя (шарики из растертой фасоли и зелени).

Однако кулинарные пристрастия арабов не могут служить объяснением массированных государственных закупок. Зачем же все-таки Египту столько растительного масла? Ответ на этот вопрос можно найти, если сравнить рост его закупок и увеличение объемов выпечки социального дотационного хлеба. Динамика практически одинакова.

В начале осени Египет проводил лихорадочные закупки не только масла, но и пшеницы. Страна 3 и 7 сентября приобрела на международном тендере соответственно 365 и 475 тыс. т украинской, российской и румынской пшеницы. Затем состав продавцов начал немного меняться: 14 сентября было куплено 235 тыс. т у Украины, России и Франции, а 27-го – 300 тыс. т. В начале октября был подписан контракт на закупку 240 тыс. т с французскими и аргентинскими поставщиками. Тогда же был объявлен еще один тендер, итоги которого пока не опубликованы.

Сопоставимые по размеру партии продовольственного зерна приобретали в это время только Алжир и Саудовская Аравия, однако делали они это значительно реже Египта. Крупные контракты с международными поставщиками подписывала еще и Япония, но там речь шла о поставках фуража.

Странно, не правда ли? Египет уже несколько тысяч лет славится тучными черноземами долины Нила, которые дают богатые урожаи зерновых. В Древнем мире он был житницей Средиземноморья. Кроме того, природа создала там прекрасные условия для выращивания тростника. Однако сейчас эта страна обеспечивает себя лишь на 55% мукой, используемой для выпекания социального хлеба, и на 65% – сахаром.


Угли Тахрира

В общем, послереволюционному Египту растительное масло нужно вовсе не для приготовления тамийи и кондитерских изделий, и уж тем более не для заправки салатов. Оно приобретается, для того чтобы печь на нем хлеб и кормить обнищавших людей.

Если этого не делать, могут начаться такие беспорядки, по сравнению с которыми февральская революция 2011 года окажется цветочками. Нетрудно представить себе, что случится в Египте, если его население, в первую очередь каирские низы, не задабривать, кормя социальным хлебом. Какие бы действия ни предпринимали сначала Высший совет вооруженных сил во главе с маршалом Хусейном Тантави, а затем и всенародно избранный президент Мухаммед Мурси, люди с Майдану т-Тахрира и сейчас не уходят.

Конечно, далеко не всех демонстрантов ведет туда голод. На Площади Освобождения встречаются и молодые, относительно обеспеченные люди, искренне верящие в то, что в Египте можно построить демократию по западному образцу. Другие хотят карьерного продвижения, которому мешает клановость египетского общества и круговая порука чиновников.

Однако туристы, хотя бы из окна автобуса видевшие Каир, прекрасно знают, что число люмпенов на его улицах зашкаливает. Для многих из них Тахрир стал в последние месяцы родным домом, где всегда можно найти и еду, и общение, и возможность разрядить свой негативный эмоциональный заряд.

Духовными вождями этих людей, как несложно догадаться, являются вовсе не либералы-западники. Среди завсегдатаев Тахрира встречается немало загадочных людей с синяками и шишками на лбах. Сестра автора этих строк попыталась выяснить, кто это.

И однажды от одного продавца масел получила исчерпывающий ответ.

«Революцию затеяли «Братья мусульмане», – сказал он. – Когда наиболее фанатичные из них молятся и падают ниц, то специально бьются лбом об острый камешек, который держат между руками. Потом они гордятся болячкой как знаком отличия».

Хотя произнес эти слова копт из Хургады, едва ли питающий любовь к исламу, они недалеки от истины. Ведь и европейские свидетели революционных событий на площади Тахрир видели, как накалялась толпа после молитв. Видимо, ее подзадоривали муллы.

Несомненно, главным вдохновителем и бенефициаром революции были исламистские течения. Именно «Братья мусульмане» смогли выдвинуть из своих рядов кандидата, который победил на президентских выборах, – Мухаммеда Мурси. Обеспечение египтян социальным хлебом вошло в его президентскую стодневную программу не случайно. Это проявление заботы о городских низах продиктовано политической необходимостью.

В спину Мурси дышат еще более радикальные исламистские вожди, и он это прекрасно понимает. Они поддерживают «угли Тахрира» в тлеющем виде, но в любой момент могут раздуть новый костер.

По политическим соображениям египетские власти не могут не кормить людей социальным хлебом, а план выпечки последнего, по словам самого президента, выполнен лишь на 80%.

На закупку пшеницы, масла и других продуктов, применяемых в хлебопечении, в египетском бюджете 2012 года выделено 2 млрд дол. Однако правительственные чиновники признали, что этой суммы недостаточно: она исчерпана к середине осени.

Деньги приходится изыскивать, отрывая их от других государственных программ, которые тоже необходимо выполнять.

Египетская казна трещит по швам. Пламя Тахрира вот-вот снова разгорится…


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ГераТеплоцентрстройОЭКМосводоканал
ЦентрАктивКапиталАКСИТЕХШкола