НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Заключительный аккорд. Ввод в действие ЕИС завершает формирование российской контрактной системы


С 1 января 2016 года в России введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок – ЕИС. Ее основной задачей является информационное обеспечение контрактной системы начиная с этапа планирования закупок и до завершения исполнения контрактов. Запуск системы позволил ввести в действие целый ряд отложенных положений Закона № 44-ФЗ. В то же время полностью все положения ФЗ-44 и весь предусмотренный в законе функционал ЕИС заработают только с начала 2017 года, что связано с трудностями переходного периода, начавшегося два года назад. Вместе с тем еще за несколько месяцев до начала работы ЕИС в российской столице состоялся переход Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы – ЕАИСТ на обновленную версию ЕАИСТ 2.0, функционал которой во многом превосходит возможности федеральной системы.

Долгожданный запуск


Напомним, что разработка ЕИС была предусмотрена ст. 4 Закона № 44-ФЗ; перечень информации, которая должна содержаться в системе, прописан в ч. 3 ст. 4. Однако к моменту вступления закона в силу (начало 2014 года) новая система была не готова, в связи с чем ввод ряда статей (в первую очередь практически всей главы о планировании закупок) был отложен. Надо сказать, что помимо чисто технических вопросов перехода на ЕИС новые требования по информационной открытости торгов создавали определенные трудности для заказчиков, что и потребовало довольно длительного переходного периода. Изначально разработка ЕИС была поручена Минэкономразвития, а ее ввод запланирован на 1 января 2015 года. Затем полномочия были перераспределены: за главным экономическим ведомством оставили вопросы выработки функциональных требований к системе, а ее непосредственной разработкой занялось Федеральное казначейство, исполнявшее полномочия оператора действовавшей версии официального сайта госзакупок www.zakupki.gov.ru. Сроки ввода в действие ЕИС были перенесены на начало 2016 года, а до этого момента информационное обеспечение закупок осуществлялось на официальном сайте, созданном в соответствии с предыдущим Законом о госзакупках № 94-ФЗ, который предусматривал значительно меньший объем раскрытия информации.

Отметим, что переход на ЕИС был произведен в максимально безболезненном для пользователей режиме: новые функционалы, не предусмотренные ФЗ-94, но прописанные в ФЗ-44, вводились на официальном сайте постепенно, в соответствии с постановлениями Правительства РФ; все категории пользователей, ранее зарегистрированных на официальном сайте, получили возможность работать в ЕИС без совершения дополнительных действий с их стороны. В настоящее время ЕИС функционирует и в старом интерфейсе официального сайта, и в новой версии – new.zakupki.gov.ru, что существенно сглаживает трудности перехода.

Необходимо отметить, что вступление в силу положений Закона № 44-ФЗ и формирование Единой информационной системы пока не завершено. В настоящее время в ЕИС реализованы те сервисы, которые предусмотрены уже действующими статьями Закона о контрактной системе. Между тем осталось еще несколько положений закона, которые начнут действовать позднее. Так, к началу апреля текущего года должны быть сформированы реестры жалоб, плановых и внеплановых проверок. А полное вступление в силу всех положений ФЗ-44 намечено на 1 января 2017 года. В частности, к этому сроку должен быть сформирован единый каталог товаров, работ и услуг, стартует обязательное общественное обсуждение на этапе размещения планов закупок, а Федеральное казначейство начнет исполнять возложенные на него законом контрольные функции.

Новые возможности

Создание ЕИС стало важнейшим событием в истории становления российской контрактной системы, кардинально расширившим информационное сопровождение госзаказа. Во-первых, новая система значительно облегчит поиск потенциальными подрядчиками интересующих их тендеров, что должно привести к росту количества претендентов на контракт и, как следствие, к снижению цены. Этому способствует функционал ЕИС, связанный с планированием, который позволяет заблаговременно находить информацию о предстоящих в течение года торгах. Кроме того, существенную помощь участникам торгов должно оказать появление новых поисковых сервисов, оптимизация пользовательского интерфейса, а также создание упомянутого выше каталога товаров, работ и услуг, который появится в ЕИС в начале 2017 года.

Во-вторых, система расширит возможности контролирующих госорганов, а также общественного контроля. Это так же будет достигнуто за счет публикации планов и планов графиков закупок, за счет появления разделов, связанных с обоснованием и нормированием. Кроме того, расширяются возможности контроля закупок у субъектов малого предпринимательства.

В-третьих, ЕИС обеспечит интеграцию с другими информационными системами, в частности с системой «Электронный бюджет», с информационной системой Федеральной антимонопольной службы, с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.

Надо сказать, что с технической стороной работы ЕИС не обошлось без проблем. Так, в середине января текущего года представители Общероссийского народного фронта провели мониторинг работы системы и обратили внимание на целый ряд серьезных недостатков. В частности, они отмечали, что в реестре контрактов отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что некоторые разделы не функционируют, данные не выводятся, сервер выдает ошибку (запрашиваемая страница не существует) и т. д. Активисты ОНФ направили свои замечания разработчикам системы – Минэкономразвития и Федеральному казначейству. После этого на сайте неоднократно проводились работы по его обновлению. В начале февраля автор данной статьи, зайдя на сайт ЕИС, убедился, что по крайней мере часть ошибок, указанных ОНФ, уже исправлена. Так, представители ОНФ отмечали, что не открывались страницы, связанные с моноторингом и с запросом цен; сейчас они функционируют. Ключевые разделы системы, связанные с планированием закупок (планы и планы-графики), доступны и позволяют проводить поиск.

Столица идет на опережение

Закон о контрактной системе позволяет регионам и муниципалитетам создавать собственные информационные системы закупок, интегрированные с ЕИС. Интеграция означает, что в региональной системе должны быть представлены все те сведения, которые, согласно Закону № 44-ФЗ, необходимо размещать и в федеральной; соответствующая информация о закупке должна автоматически поступать из нее в ЕИС. Иными словами, публиковать меньше данных, чем требует федеральный закон, регион не может; однако он вправе разместить в своей информационной системе больше сведений. Именно по такому пути пошла Москва, еще несколько лет назад создавшая собственную информационную систему закупок ЕАИСТ. В августе – октябре 2015 года, то есть еще до начала функционирования ЕИС, столичные заказчики перешли на обновленную версию ЕАИСТ 2.0 с существенно более широким функционалом. В системе имеется целый ряд разделов, отсутствующих в ЕИС. Так, в ней размещаются сведения о доступном финансировании (по данным Департамента финансов города Москвы), предусмотрена экспертиза начальной цены контракта и т.д. Если в федеральной системе создание единого каталога товаров, работ и услуг перенесено на 2017 год, то в ЕАИСТ 2.0 уже действуют классификаторы и справочники предметов государственного заказа – КПГЗ/СПГЗ. Позиции КПГЗ – это классы или категории товаров, работ, услуг и иных предметов заказа; классификатор уже содержит более 20 тыс. позиций и постоянно пополняется. Позиции СПГЗ – это конкретные предметы государственного заказа, которые содержат четкие характеристики закупаемой продукции.

В заключение скажем несколько слов о работе главных распорядителей бюджетных средств города Москвы в сфере планирования закупок. По данным ЕАИСТ 2.0 по состоянию на 4 февраля 2016 года, в системе зарегистрирован 2341 заказчик (60 ГРБС и их подведомственные учреждения); 1510 из них (то есть 64,5%) уже разместили планы-графики закупок на текущий год; 30 ГРБС, то есть ровно половина, выполнили работу по планированию в полном объеме – уже сдали свои планы-графики и планы-графики всех своих подведомственных учреждений; 15 ГРБС, в том числе большинство префектур административных округов, сдали более 2/3 от необходимого количества планов-графиков; 8 ГРБС – от 20 до 50% планов-графиков. В то же время 6 ГРБС еще не сдали ни одного плана-графика. Это Департамент национальной политики, Департамент СМИ и рекламы, Главное архивное управление, Комитет государственных услуг, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и его аппарат. Только 22 из 422 планов-графиков (чуть более 5%) сдал Департамент культуры; правда, это можно объяснить наличием очень большого числа подведомственных организаций. Вместе с тем в Департаменте образования их еще больше – свыше 700, а он уже разместил более 80% от необходимого количества планов-графиков; также более 80% планов-графиков сдал Департамент здравоохранения, имеющий около 300 подведомственных учреждений. Еще не начали работу по формированию планов-графиков 428 заказчиков; большинство из них составляют подведомственные учреждения Департамента культуры.


Назад в раздел
КапиталГлавУПДКМД-группМИЦ
АктивКапиталКоминвест-АКМТКапстройсити