НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Казна под охраной Минфина. Новый механизм выделения денег из бюджета, который существенным образом повлияет на всех участников системы госзакупок


С 2016 года Правительством РФ вводится в действие новый механизм выделения финансовых средств из государственной казны и контроля за расходованием этих средств. На такой шаг официальные власти подталкивает суровая необходимость. Прежде всего это сокращение государственных доходов из-за падения экспортных цен на углеводороды.

– Дефицит бюджета в 2016 году вряд ли ограничится запланированными 3%, – считает аналитик Группы компаний «ТелеТрейд» Марк Гойхман. – И уже просто нет возможности мириться с неэффективным использованием его средств, которое в 2015 году, по оценкам Счетной палаты, составило 440 млрд руб. Поразительно, но сумма неэффективного расходования средств бюджета сопоставима с его дефицитом. А контролировать выделенное всегда легче и менее болезненно, чем сокращать, резать по живому, поэтому в целом инициативу Минфина можно приветствовать.

Предложенный механизм вряд ли станет панацеей и не сможет решить всех проблем контроля, но, несомненно, является верным шагом в нужном направлении, уверены эксперты. Каким образом анонсируемые нововведения отразятся на системе госзакупок?

Обоснуйте потребности


Отдельные антикризисные меры закреплены в Законе о бюджете: по ним готовятся подзаконные акты, часть из них уже утверждена. В конце января новые предложения Министерства финансов были одобрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Меры по упорядочиванию бюджетных расходов, по ужесточению контроля над ними следует рассматривать в связке с подготовкой и началом реализации антикризисного плана правительства на 2016 год. Согласно заявлениям Министра экономического развития России Алексея Улюкаева, сделанным во второй декаде февраля, антикризисный план на текущий год оценивается в 880 млрд руб. Из них 185 млрд руб. будет потрачено из Антикризисного фонда. Для реализации плана правительству на момент обсуждения не хватало 189 млрд руб. Источники финансирования антикризисных мер на эту сумму еще будут уточняться.

С этого года деньги будут выделяться, только если потребность в них обоснована или же для компенсации уже понесенных расходов. Неизрасходованные средства могут быть возвращены в бюджет. Правительство обнаружило, что Минобороны и другие ведомства, ответственные за закрытые статьи бюджетных расходов, по итогам прошлого года не смогли потратить предположительно 850 млрд руб. Эта сумма неиспользованных остатков вызвала сильное недовольство Президента России Владимира Путина на встрече с членами правительства 14 января.

– Не исключено, что как раз возврат неиспользованных субсидий сумеет покрыть дефицит антикризисного плана, что в целом позволит более разумно распорядиться инвестиционными возможностями бюджета в кризисной ситуации, – считает аналитик Группы компаний «Финам» Алексей Калачев.

Круговорот субсидий в государстве

К 1 апреля с. г. необходимо будет вернуть все государственные субсидии, которые не были потрачены, согласно требованиям Закона о бюджете. Речь идет обо всех видах денежных средств: о субсидиях юрлицам, регионам, об инвестициях, расчетах по госконтрактам.

– Это касается всего, – заявила на коллегии Минфина первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Данная мера поможет наполнить единый казначейский счет ликвидностью, даст бюджету дополнительные средства, поможет сократить и удешевить займы. До 1 июля Минфин совместно с министерствами и ведомствами определит судьбу этих остатков. По различным оценкам, неосвоенные бюджетные средства в 2015 году составляют от 200 млрд руб. до 850 млрд руб.

– Вторая цифра вполне сравнима с бюджетным дефицитом, который покрывается за счет Резервного фонда, – обращает внимание аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. – Причин этому несколько. Во-первых, ужесточение по линии борьбы с коррупцией оставляет незавершенными государственные контракты и программы. Во-вторых, регионы весьма буквально восприняли указание из правительства экономить на всем.

Естественно, если средства не были израсходованы, то они могут быть возвращены в Федеральный бюджет и вновь направлены на финансирование его расходной части. Остается лишь выяснить степень заинтересованности государства в реализации того, что не было сделано на эти неизрасходованные средства.

Инвестиции и авансы

Следующая мера экономии связана с требованием ужесточить контроль за бюджетными инвестициями. Министерства, ведомства, региональные власти и госкорпорации должны успеть до 31 марта с. г. утвердить проектную документацию для объектов капитального строительства по федеральным адресным инвестпрограммам. В ином случае финансирование будет сокращено. А если кассовое исполнение расходов не будет начато до октября, то выделенные средства будут отозваны.

Одновременно Министерство финансов планирует ужесточить контроль и за субсидиями госкомпаниям. Со стороны Счетной палаты уже не раз звучали замечания о том, что выделенные им средства не тратятся, а оседают на счетах в банках. Теперь же, в соответствии с новыми требованиями, госкомпании вообще не получат субсидии, если деньги будут размещаться на депозитах, вложены в финансовые инструменты или капитал других компаний.

Антикризисные новации в бюджете коснулись и реформы авансов. Деньги Федерального бюджета должны направляться только при подтверждении потребности в чем-либо. Министерству финансов России предлагается отказаться от авансирования госзакупок готовой продукции массового потребления – это следует из проекта постановления Правительства. Эксперты отмечают, что подобная мера вряд ли негативно скажется на закупочной системе, поскольку по внутренним правилам многих участников государственной контрактной системы запрещено авансирование.

В сфере особого внимания


Согласно новым правилам, вводится казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование по которым превышает 100 млн руб., за исключением гособоронзаказа. Приказы Минфина и казначейства обязывают всех исполнителей госконтрактов открывать счета в Федеральном казначействе, получить деньги они смогут только после проверки запроса. В зависимости от вида субсидий деньги могут быть перечислены авансом или после исполнения контракта. Это очень действенная мера контроля, предусматриваемая проектом Минфина, полагают эксперты. Если раньше субсидии сразу получались с казначейских счетов и тратились по усмотрению получателей, то теперь бюджетные деньги будут до конца находиться на казначейском счете и выходить из системы только по конкретным платежкам. Такой же механизм вводится и для авансируемых субсидий. Например, раньше субсидии фермерам заранее перечислялись регионам, смешивались с их доходами, а затем регионы тратили эти деньги как бесплатный кредит, вместо того чтобы раздать фермерам. Теперь система меняется. Сначала фермер должен представить в региональный Минсельхоз необходимые для получения денег документы, которые в свою очередь будут переданы в федеральный Минсельхоз, после чего деньги поступят на счет фермера в казначействе.

Казначейское сопровождение крупных государственных контрактов – мера весьма действенная.

– Здесь почти всегда есть недорасход средств, они должны быть возвращены в бюджет, – говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. – Самой системе закупок дополнительный контроль, тем более с учетом нормативных актов, тоже не повредит, здесь работает правило «чем жестче рамки – тем эффективней работа». Есть высокая вероятность, что банкам новый этап контроля может не понравиться, но в условиях финансового спада система должна работать более слаженно и продуктивно, чем ранее.

Эффекты прямые и побочные

Новая система контроля, разработанная Минфином, не создаст дополнительных трудностей добросовестным участникам госзаказа, уверены эксперты. А вот злоумышленникам или посредникам, использующим серые схемы, придется отказаться от участия в этой системе. По мнению аналитика ГК «ТелеТрейд» Марка Гойхмана, госзакупки, с одной стороны, станут более прозрачными и экономичными, с меньшими возможностями для халатности и злоупотреблений, а с другой стороны, неизбежны и издержки процесса. Это, например, дополнительные затраты времени и организационных ресурсов на подтверждение обоснованности предоставления бюджетных средств. Однако в данном случае плюсы более весомы, чем минусы.

Кроме того, ряд экспертов выразили опасения, что из-за изъятия из финансовой системы части средств могут возникнуть проблемы у банков. Такое развитие событий Минфин уже предусмотрел и договорился с ЦБ РФ, что в случае возникновения проблем Банк России оценит выпадающие суммы, соотнесет их со своими денежно-кредитными целями, после чего возможен пересмотр решения о возврате, тем самым ущерб для банков может быть минимизирован.

В целом же, как в любом большом деле, для кредитных организаций-участников здесь есть и позитив, и негатив. Преимущества в том, что более жесткий госконтроль позволит снизить риски банков при предоставлении гарантий. Минус же для них заключается в том, что на счета будет поступать гораздо меньше «бесплатных» денег, которые банки привыкли использовать для получения дополнительных доходов. И здесь уже прерогатива ЦБ по расчету и поддержанию необходимой денежной массы в системе.

По мнению аналитика Группы компаний «Финам» Алексея Калачева, гарантии, выданные по проведенным конкурсам, останутся в силе, банки не пострадают, если полученные субсидии будут инвестированы до 1 апреля. Банки исполнителей заказов даже получат кратковременный всплеск на остатках по расчетным счетам. В сложившейся практике всплеск госинвестиций происходил обычно в четвертом квартале года, когда бюджетополучатели стремились доизрасходовать выделенные средства. Видимо, нечто подобное произойдет и в срок до 1 апреля. Но затем многим банкам рассчитывать на бюджетную подпитку некоторых из своих клиентов уже не придется. У мелких банков даже могут усугубиться проблемы с ликвидностью. Вряд ли Банк России будет спасать все банки, кроме системообразующих и финансово значимых.

Минфин старается компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет увеличения эффективности контроля за государственными финансами.

– Это и есть те самые структурные реформы, которые необходимо было делать уже очень давно, но лучше поздно, чем никогда, – уверен эксперт-аналитик компании MFX Broker Антон Краско. – Определенные результаты такой политики можно было увидеть еще в 2015 году: собираемость налогов увеличилась на 12%. На сегодняшний день благодаря увеличению эффективности налогообложения доходы бюджета от налога на прибыль достигли 3,5 трлн руб. и превысили поступления от внешнеэкономической деятельности.

В то же время из-за ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств крупным банкам придется внедрять новые технологии учета денежных потоков, чтобы повысить прозрачность операций. Одновременно с этим множеству мелких банков будет крайне сложно соблюдать новые стандарты Минфина по операциям с бюджетными деньгами. В целом же данная мера на системе госзакупок отразится весьма благоприятно, так как будут созданы условия для снижения коррупционных рисков и повышения эффективности бюджетной политики правительства.


Назад в раздел
КапиталМОЭКОЭКМИЦ
ПНСФУДАктивКапитал