НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Лекарство от мигрантофобии. Станет ли им социальная реклама?


Еще в конце минувшего года на мероприятия, призванные ослабить градус ксенофобии в Москве, городские власти обещали потратить больше 100 млн руб. Сказано – сделано: недавно Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями объявил второй конкурс в рамках этой программы.


Извещение появилось на федеральном сайте госзакупок 20 августа нынешнего года. Начальная цена контракта – чуть больше 10 млн руб., которые планируется израсходовать на социальную рекламу, формирующую позитивный образ приезжих. В прессе и блогосфере уже разгорается спор вокруг этих торгов. Одни авторы говорят, что эти деньги лучше было бы потратить на другие нужды. Другие же не сомневаются, что менталитет москвичей корректировать надо, но при этом утверждают, что подобных сумм для этого явно недостаточно.


Первый блин испечь не удалось

Предыдущий конкурс, объявленный 28 марта нынешнего года, провалился. Подача заявок продолжалась месяц. За это время торгами заинтересовался лишь один участник, ООО «Группа компаний «ТОРГ», и в соответствии со ст. 25 Закона о госзакупках тендер был признан несостоявшимся. Почему так получилось?

Официальные лица и эксперты никак не прокомментировали факт слабого интереса к конкурсу. Мы можем строить лишь предположения, основываясь на документации торгов.

Техническое задание открывало простор для фантазии креативного подрядчика, но одним творчеством сыт не будешь. Скорее всего, московские предприятия сочли, что установленный лимит финансирования недостаточен для всех требуемых работ.

Начальная цена контракта составляла примерно 6 млн руб. На эти деньги нужно было подготовить и провести большой комплекс культурно-просветительских мероприятий, которые пропагандировали бы взаимопонимание между жителями Москвы, принадлежащими к различным этническим группам, национальную культуру последних, а также здоровый образ жизни в молодежной среде.

Победитель обязан был организовать лекции о национальных традициях в современном костюме, фестиваль дизайнеров и арт-выставку молодых художников. Кроме того, предписывалось провести футбольный и волейбольный турниры среди молодежных команд разных национальностей. Каждое мероприятие должно было продолжаться от одного до пяти дней.

Но одних организационных расходов здесь мало. Для того чтобы турниры среди молодежных команд вызвали интерес, нужна и хорошая рекламная кампания.

В техническом задании тщательно расписывались ее подробности. Говорилось о баннерах, шарах, плакатах и пресс-воллах в соответствии с дизайн-проектами, об изготовлении пригласительных билетов, флаеров, воздушных шаров, блокнотов, ручек, значков, медалей, кубков, почетных грамот, футболок и так далее. Все это – деньги, деньги, деньги…

Не исключено также, что потенциальных участников остановил и большой размер обеспечения исполнения контракта, который составлял пятую часть суммы последнего.


Кампания ценой в две квартиры

Победителю второго конкурса, который был объявлен 20 августа, предстояло осуществить значительно меньший спектр работ. В техническом задании говорится исключительно о социальной рекламе и связанных с ее созданием мероприятиях. Цена контракта при этом увеличилась в полтора раза.

Все работы расписаны в техническом задании очень подробно. Прежде чем приступить к созданию роликов и других материалов, исполнитель должен изучить информационное поле, касающееся конфликтных ситуаций в Москве, а также провести 20 интервью с экспертами в этой области. Проще говоря, не только войти в курс дела, но и глубоко изучить обстановку.

Экспертный пул должен быть утвержден заказчиком и состоять из специалистов как московского, так и федерального уровня. Ввести в него предполагается не только чиновников, работающих в области межрегионального сотрудничества, но и представителей различных общественных организаций и фан-клубов. По итогам проведения интервью необходимо написать подробный аналитический отчет.

Под термином «информационное поле» в данном случае скрывается в первую очередь блогосфера, в частности электронные дневники закрытых интернет-сообществ. Кроме того, предметом изучения должны стать социальные сети Livejournal, Facebook,Twitter, Google+, ВКонтакте, Мой мир, Мой круг, RuSpace и так далее. Мониторинг их нужно проводить ежедневно в течение месяца.

Разумеется, из поля зрения исполнителя контракта не должна выпасть и информация, распространяемая через печатные издания, телевизионные и радиоканалы. Однако Интернет стоит на первом месте, чему в наше время удивляться не приходится. С одной стороны, его трудно контролировать, а с другой – он показал очень высокую эффективность при организации протестных выступлений.

По итогам исследований нужно составить прогноз конфликтных ситуаций, которые могут возникать на почве национальной или религиозной вражды.

После проведения аналитической работы исполнитель должен подготовить концепцию кампании, включающую в себя

не менее трех вариантов слогана, описание целевой аудитории и единого фирменного стиля, планы-графики проведения промомероприятий и информационного сопровождения. Когда заказчик утвердит этот документ, можно будет приступать к изготовлению разнообразных рекламных материалов.

В первую очередь речь идет о трех двухминутных и пяти двадцатисекундных видеороликов. Их предполагается транслировать на пяти московских и федеральных телевизионных каналах, 10 популярных интернет-ресурсах, а также показывать во время проведения массовых акций и мероприятий.

Необходимо также записать аудиоролики с общим хронометражем не менее 70 минут, пропагандирующие идеи толерантности и взаимного уважения народов. Предполагается их трансляция на радиостанциях FM-диапазона с еженедельным охватом аудитории более 250 тыс. человек.

Кроме того, нужно разработать и изготовить футболки, бейсболки, ручки, карманные календари… Всю сувенирную продукцию необходимо выполнить в едином стиле. Предполагается использование и наружной рекламы, включающей в себя не менее 50 билбордов размером 3х6 м и столько же стандартных сити-форматов (световых коробов).

В техническом задании также говорится о продвижении идей толерантности в социальных сетях, на тематических форумах и блогах, где необходимо размещать баннеры, новости, анонсы мероприятий, фотографии с них. Наконец, победитель торгов обязан создать, а затем постоянно поддерживать сайт, размещая на нем новости, статьи, фото- и видеоматериалы с мероприятий, проводя конкурсы и интернет-конференции…

И на все это выделена сумма, эквивалентная стоимости двух московских квартир эконом-класса. Сможет ли какая-либо из рекламных фирм в нее уложиться?


Конкурс глазами мигрантов

Сможет ли эта рекламная кампания изменить отношение москвичей к гастарбайтерам? Самыми скептичными людьми в этом отношении являются сами мигранты, а они, как ни парадоксально, приветствуют начинание городских властей.

Председатель общероссийской общественной организации Федерация мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер, натурализовавшийся в Москве бенгалец, прокомментировал готовящуюся кампанию социальной рекламы. Объявленные торги он назвал «первым положительным шагом» на пути улучшения отношения москвичей к приезжим, но при этом заметил, что этой меры будет явно недостаточно.

По мнению Мухаммада Амина Маджумдера, негативное отношение к приезжим вызвано отнюдь не только культурными и религиозными различиями, но и теми условиями, в которых находятся иммигранты из стран Азии. Многие из них ютятся в местах, не пригодных для проживания людей, заняты полурабским малооплачиваемым трудом. От безденежья они становятся жертвами криминальных дельцов, приобщаются к наркоторговле. В их среде распространяются салафизм и другие разновидности радикального исламизма. Кроме того, отчаяние и озлобленность нередко толкают гастарбайтеров на преступления вроде изнасилований и немотивированных убийств.

Чтобы улучшить отношение москвичей к этим людям, последним нужно создать подобающие условия. Если этого не сделать, то никакого эффекта, по мнению Мухаммада Амина Маджумдера, социальная реклама не даст.

Руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева тоже одобрила начинание московских властей. Однако и она считает, что нужна не только социальная реклама, но и более широкий спектр мер, призванных затормозить рост мигрантофобии.

При этом и самим гастарбайтерам Гавхар Джураева советует держаться скромнее. В частности, по ее мнению, шумные религиозные празднества возле мечети на Проспекте мира раздражают очень многих русских, и с этим мусульманам нужно считаться.

Знакомясь с этими комментариями, я волей-неволей вспоминал не так давно приключившуюся со мной историю.

Нужно было срочно добраться до Павелецкого вокзала, и я сел в первый же автомобиль, затормозивший по сигналу руки. Это был видавший виды классический «жигуленок», в салоне которого стоял жуткий смрад.

«Да вот, живу я в машине, – начал оправдываться водитель-таджик. – Место в общежитии подорожало. Пятнадцать тысяч просят. Не могу столько платить…»

Впрочем, запахом неприятности не ограничились. Водитель не знал правила движения и сделал разворот на пешеходном переходе многополосной дороги. Чтобы не платить штраф, пообещал небольшую взятку гаишнику. Расплатился моими деньгами: своих у него не оказалось…

Конечно, жизнь в салоне автомобиля – это исключительный случай. Однако и стандартные условия, в которых обычно проживают гости из Средней Азии, не намного лучше.

Однако отношение к этим людям формируется не только их плохими жизненными условиями, но и качеством самих работников. Водитель-бомбила, не знающий ПДД, – так ли далеко стоит этот человек от знаменитых Равшана и Джамшута?

Увы, образ этих бестолковых строителей, носящих искаженные иранские имена (правильно будет – Ровшан и Джамшид) и приехавших из мифической среднеазиатской страны Нубарашен (на самом деле это окраина Еревана с одноименной тюрьмой), глубоко впечатался в сознание граждан России – даже тех, которые ни разу в жизни не сталкивались с иммигрантами из Таджикистана.

Разработчикам рекламной кампании придется преодолевать огромное сопротивление материала, которое усиливает внутренняя обстановка в стране.


А ты их черненькими полюби…

Живущему в России человеку трудно не заметить, что напряженность в области как национальной, так и религиозной вражды растет с каждым месяцем. Ожидание второй волны экономического кризиса и последствий от присоединения России к ВТО, угроза потери рабочего места и привычного заработка, возможности выплачивать взятые кредиты порождает у граждан страны, включая москвичей, неуверенность и нервозность. Прибавим к этому естественную склонность людей винить в своих бедах чужаков, и придется признать, что почвы для ксенофобии ныне хоть отбавляй. Неслучайно видеозаписи с инсценировками кровавого линчевания азиатских гастарбайтеров, выкладываемые в Интернет Максимом Марцинкевичем (Тесаком), были весьма популярными, судя по количеству скачиваний.

Выглядит очень символичным совпадение, что в дни приема заявок на участие в конкурсе, объявленном Департаментом межрегионального сотрудничества, Президент России Владимир Путин провел в Мордовии первое заседание Совета по межнациональным отношениям, где в числе прочего говорилось о том, что региональные власти должны повернуться лицом к иммигрантам.

Понять обеспокоенность главы государства несложно, ведь гастарбайтеры помимо прочего – еще и превосходный взрывчатый социальный материал… Как, впрочем, и их ненавистники.

Конкурс, объявленный в конце августа московскими властями, безусловно, вписывается в обозначенную Президентом государственную стратегию. Ну а насколько сильным окажется эффект от социальной рекламы, будет зависеть от фантазии и добросовестности ее разработчиков.

Если уж на то пошло, Равшан и Джамшут – люди милые и безобидные, и их образы вполне можно сделать симпатичными российскому обывателю.


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ГеопроектизысканияКапиталМосводоканалМоскапстрой
МОСПРОМСТРОЙШкола