ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Медленно, но верно. Обзор поправок в законы о госзакупках за первое полугодие 2016 года


Законотворчество в сфере госзакупок – процесс постоянный и неизбежный, поскольку есть как стратегические и уже прорисованные планы по ее реформированию, так и актуальные изменения, вытекающие из политических и экономических реалий.

Даже с учетом возможных издержек совершенствование системы госзакупок необходимо, оно продиктовано в первую очередь требованиями времени, ставящими перед государством жесткие и прагматические задачи по эффективному расходованию бюджетных средств. Вся реформаторская суть законотворчества в этой сфере подчинена именно целям экономии и сбалансированности бюджета. И как бы то ни было, медленно, но верно идет непрерывный процесс постепенных и системных изменений. В совокупности же по прошествии времени они способны, по мнению законодателя, стать ощутимыми и действенными. Другое дело, что получается в итоге и насколько продуманы и своевременны законодательные новации.

Предлагаем вашему вниманию обзор изменений законодательства в сфере госзакупок в первой половине текущего года и за несколько дней второго полугодия, в кои ушедшая на каникулы Госдума успела отметиться принятием ряда законодательных актов. Не будем касаться законов и статей, вступивших в первом полугодии в силу, рассмотрим только основную часть свежепринятых в данный период поправок.

Выборы

Свою лепту в череду поправок в законодательство о госзакупках внес Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом часть 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ была дополнена пунктом 7, а пункт 30 части 1 статьи 93 изложен в новой редакции. Таким образом, теперь Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избиркомов, комиссий референдума и помещениях для голосования, а также услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избиркомов, комиссий референдума.

Крым

Федеральным законом от 05.04.2016 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был продлен переходный период, предоставленный для перевода заказчиков Крыма и Севастополя на контрактную систему закупок. Данным законом установлено, что до 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки для обеспечения нужд указанных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в порядке, согласованном с Минэкономразвития России и установленном соответственно нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Кроме того, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения Республики Крым и г. Севастополя вправе размещать планы-графики размещения заказов на 2017 год по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Минэкономразвития России и Федеральным казначейством.

Стандартизация

Национальные стандарты, обязательные к применению в сфере закупок, введены с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Этот закон содержит ряд норм по изменению законодательства, в частности, в нем фигурируют поправки в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, и теперь при закупках по обоим законам необходимо в обязательном порядке использование в описании объекта закупки документации, соответствующей национальной системе стандартизации.

Введение стандартов не налагает полного запрета на описание объекта закупки по правилам, отличным от стандартов, например, такое возможно при закупке инновационной продукции. Для осуществления такой закупки требуется четкое обоснование необходимости ее приобретения и доказательства того, что ее качественные характеристики выходят за пределы, установленные стандартами. Предполагается, что установление рамок и обязанности предъявлять доказательства инновационности уменьшит необоснованные ссылки на некую уникальность приобретаемой продукции, что зачастую давало возможность маскировать ссылками на инновационность банальную накрутку цен.

Статистика

Федеральный закон от 02.06.2016 № 167-ФЗ «О внесении изменений в статьи 94 и 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уточнил порядок работ при проведении федеральных статистических наблюдений. Внесенные поправки отменяют проведение конкурентных процедур при заключении контрактов с физическими лицами (интервьюерами, переписчиками, операторами ввода первичных статистических данных) для выполнения Росстатом и его территориальными органами работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения. Также, в связи с тем что основной контингент участвующих в такой деятельности физических лиц составляют пенсионеры и студенты, данные лица освобождаются от необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта, размер которого составляет 5–30% от цены контракта. Соответственно, норма об обязательном размещении отчета в ЕИС о выполненных работах в таких случаях исключена. Таким образом, законодатель намеревается повысить оперативность проведения статистических наблюдений, а также их эффективность.

Драгметаллы и камни

Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исключил из сферы регулирования Закона о контрактной системе закупку драгметаллов и камней для пополнения фондов регионов, на территориях которых они были добыты.

Поскольку система формирования подобных фондов исключает проведение конкурсных процедур, такая мера напрашивается сама по себе: цены на драгметаллы и камни исходят из мировых цен и их конъюнктурных колебаний на день продажи, что несовместимо с правилами ценообразования в контрактной системе.

Теперь, согласно этой поправке, все без исключения производители драгметаллов обязаны предлагать их для приобретения в приоритетном порядке Гохрану России и уполномоченным региональным органам власти для пополнения соответствующих фондов.

Публично-правовые компании

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», публично-правовые компании при осуществлении закупок товаров, работ и услуг обязаны руководствоваться положением о закупке и соблюдать при проведении своей закупочной деятельности положения именно Закона № 223-ФЗ. Часть 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ дополнена пунктом 7 о том, что положение о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компанией утверждает наблюдательный совет. Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2016 года.

Футбол

Закупки, связанные с подготовкой и проведением чемпионата мира по футболу, Федеральным законом от 03.07.2016 № 266-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выведены из-под сферы действия Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, требования Закона № 44-ФЗ на срок по 30 июля 2018 года не применяются к контрактам на осуществление строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, приобретение товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей Чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, создание и эксплуатацию необходимых информационных систем. Контракты на эти работы в указанный в законе период можно заключать, не соблюдая положения Закона № 44-ФЗ.

Строительство и архитектура

Требования к контрактам на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку проектной документации объектов капстроительства, а также к контрактам на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, работ по строительству и реконструкции объектов претерпели изменения в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принадлежность исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в результате исполнения таких контрактов, закрепляется законом за Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, от имени которых заключен соответствующий контракт. Заказчику предоставлено право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. А автор произведения лишен исключительного права на разработку проекта без участия в конкурентной процедуре.

Также в законе дано однозначное определение результата выполненной работы по контракту на строительство или реконструкцию, введена поэтапная оплата таких работ и установлен срок (10 рабочих дней) на отправку заказчиком в уполномоченные органы документов для выдачи заключения о приемке и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

КОАП

Федеральным законом от 04.07.2016 № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена ответственность за неисполнение обязанностей заказчиков в части планирования, общественного обсуждения закупок и приемки результатов исполнения контракта, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Определен и размер штрафа, который налагается только на должностных лиц – от 10 000 до 50 000 руб. Неисполнение предписания контрольного органа повторно влечет дисквалификацию нарушителя на один или два года.

Лечение за границей

Правила заключения контрактов с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ изменены Федеральным законом от 03.07.2016 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2017 года запрещено применение запроса предложений для заключения таких контрактов.

Теперь, в соответствии с пунктом 34 частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, основным способом определения исполнителя для таких контрактов является закупка у единственного исполнителя.

ГУПЫ И МУПЫ

Государственные и муниципальные унитарные предприятия теперь в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» обязаны с 1 января 2017 года проводить свои закупки, согласно требованиям Закона № 44-ФЗ, за исключением двух категорий закупок, возможных по Закону № 223-ФЗ.

До 31 декабря 2016 года государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, а также зарегистрироваться в ЕИС. Кроме того, при планировании закупок на 2017 год и последующие годы они должны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ.

Специальные инвестиционные контракты

Особенности закупок товаров, производимых в соответствии со специальными инвестиционными контрактами или контрактами, предусматривающими встречные инвестиционные обязательства, установлены Федеральным законом от 03.07.2016 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьями 111.3 и 111.4, которые были введены Законом № 365-ФЗ в Закон № 44-ФЗ, информация о поставщиках товара, закупка которого может осуществляться у единственного поставщика, включается в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации.

Статья 34 Закона № 44-ФЗ дополнена важным положением в части возможности объединения в одном лоте работ по проектированию и строительству. Статья 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новыми случаями, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.


Назад в раздел