НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Дело – труба. Как одна из структур Министерства обороны России «кинула» подрядчика


Все новостные ленты, так или иначе причастные к освещению происходящих в сфере госзаказа событий, недавно рассказали читателям историю о том, как одна из структур Министерства обороны России «кинула» подрядчика. Она попросила инжиниринговую фирму «Технологии-СКС» провести очистку труб на своих объектах. Компания поверила военным на слово, работы выполнила, но денег так и не дождалась… Но так ли все было на самом деле?


Иск на 2,7 млн рублей

В начале 2011 года фирма «Технологии-СКС» обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, а также к самому военному ведомству. Истец потребовал взыскать с ответчиков неосновательное обогащение в размере примерно 2,7 млн руб.

Это была непроизведенная оплата очистки инженерных систем в трех войсковых частях, военкомате и госпитале на территории региона.

В исковом заявлении говорилось, что компания провела очистку труб по устной договоренности. Квартирно-эксплуатационная часть только обещала задним числом провести торги, заключить государственный контракт и оплатить его. Акты выполненных работ заказчик подписал, но аукцион не организовал и деньги не уплатил.

Судья Алла Курушина приняла 18 февраля 2011 года решение о возбуждении дела А23-584/2011. Предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции было назначено на 17 марта. Истца обязали представить суду до 9 марта выписки из ЕГРЮЛ, а также доказательства заключения сделки. Ответчики должны были подготовить письменные отзывы на исковое заявление.

На процесс в качестве третьих лиц были приглашены представители войсковых частей 21939 и 40444, а также федерального государственного учреждения «1231 военный госпиталь Московского военного округа». Наступило 17 марта. Представители Министерства обороны и ФГКЭУ «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» (КЭЧ) на суд не явились. Разбирательство было перенесено на 14 апреля, а затем и на 18 мая – опять по причине неявки ответчиков.

Первый процесс

Наконец процесс начался. На судебном заседании представитель истца засвидетельствовал, что с 5 февраля по 23 марта 2009 года фирма промыла канализационные трубопроводы нескольких объектов Минобороны. Это были ФГУ «1231 военный госпиталь Московского военного округа», воинские части 40444, 54926 и 21939, а также призывной пункт областного военкомата. Общая стоимость работ составила 2 733 276 руб. 63 коп. В начале декабря 2010 года фирма «ТехнологииЛОТ НОМЕРА 25 СКС» направила заказчику требование об оплате выполненных работ, однако тот платить отказался.

Торги, по словам представителя истца, не проводились, и государственный контракт заключен не был. Однако работы ответчик принял, что подтверждается актами о приемке, подписанными 25 марта 2009 года начальником квартирноэксплуатационной части. Основанием для составления этих документов послужили бригадные акты сдачи-приемки выполненных работ от 5 февраля, 16, 17, 19 и 23 марта. Они были подписаны представителями организаций, для которых производилась промывка канализационных трубопроводов. Представитель Министерства обороны не признал на суде правоту истца. По его словам, тот факт, что контракт не заключался, говорил о грубейшем нарушении участниками сделки норм Бюджетного кодекса России и Закона о госзакупках. Фирма знала о том, что юридически оформленных обязательств перед ней у структур Минобороны нет. Значит, работы она выполнила на свой страх и риск.

Кроме того, истец не представил суду документы, которые подтверждали бы полномочия начальника Калужской квартирно-эксплуатационной части выступать от имени госпиталя, воинских частей и военкомата – самостоятельных юридических лиц. Исследовав представленные доказательства, суд счел исковые требования ООО «Технологии-СКС» не подлежащими удовлетворению.

По мнению Аллы Курушиной, истец не доказал, что Калужская квартирно-эксплуатационная часть приобрела имущество за счет истца, в результате чего произошло ее увеличение. Значит, неосновательного обогащения не было. Кроме того, люди, подписавшие бригадные акты приемки выполненных работ, не имели на то полномочий. Значит, эти документы не являются юридическим доказательством того, что инжиниринговая фирма выполняла работы для КЭЧ.

И наконец, главное. Структуры Минобороны, поскольку они финансируются за счет федеральной казны, имеют право оплачивать работы (равно как товары и услуги) только по государственному контракту, заключенному по итогам торгов.

Об этом четко сказано в Бюджетном кодексе России и в Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В нарушение этих нормативных документов торги не проводились и контракт не заключался. Поэтому суд не смог сделать однозначный вывод о том, кто являлся заказчиком работ, указанных в исковом заявлении. Более того, у структур Минобороны не было правовых оснований для их оплаты.

Исковое требование фирмы «Технологии-СКС» было признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В поисках правды

Истец в тот день не сумел доказать правоту, но попытался оспорить судебное решение в суде более высокой инстанции. Поначалу фирме «Технологии-СКС» сопутствовал успех. Федеральный арбитражный суд Центрального округа 24 ноября 2011 года отменил решение судьи Аллы Курушиной и постановил направить дело на новое рассмотрение. Компания обратилась в Арбитражный суд Калужской области с повторным иском. Процесс прошел 11 мая 2012 года под председательством судьи Ларисы Сидорычевой. Фирме «Технологии-СКС» вновь было отказано в удовлетворении исковых требований.

Затем последовала апелляция в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, но и он встал на сторону ответчика: решение Арбитражного суда Калужской области было оставлено без изменения.

Кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа тоже не была удовлетворена. Решение Арбитражного суда Калужской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда сохранили свою силу.

Надежда оставалась только на самую высокую судебную инстанцию. Высший Арбитражный Суд России рассмотрел дело 4 июня нынешнего года. Он признал наличие подрядных отношений между заказчиком и фирмой «Технологии-СКС», а также установил, что работы действительно были выполнены в полном объеме. Однако юридических оснований для выплаты обманутой компании денег не нашел и он, поскольку был грубо нарушен Закон о госзакупках. Заявление фирмы «Технологии-СКС» удовлетворено не было. При этом в глазах судей не имело значения то, кто именно был виновен в нарушении закона – подрядчик или недобросовестный заказчик.

Конечно, можно критиковать Высший Арбитражный Суд России за формальную позицию, ведь он, по сути, согласился с правотой подрядчика. Можно и посочувствовать последнему, но поможет ли это ему?

Об этой истории сейчас много пишут в блогосфере и на информационных сайтах, которые специализируются на освещении событий в сфере госзаказа. Она трактуется везде примерно одинаково: Министерство обороны изобрело способ экономить на торгах, а фирма «Технологии-СКС» попалась на его удочку, потому что никак не могла заподозрить военных в таком коварстве…

Однако зададимся простым вопросом: не заключала ли раньше фирма «ТехнологииСКС» какие-либо контракты со структурами Министерства обороны? В поисках ответа на него можно найти немало интересных фактов.

Подмосковный дебют

Очистка инженерных систем отопления и водоотведения в Калужской области – это далеко не первый заказ структур российского военного ведомства, который выполняла инжиниринговая фирма «Технологии-СКС». Годом раньше, с мая по сентябрь 2008 года, компания тоже по устной договоренности промыла в Московской области 4661 м канализационных труб и очистила 8 отстойников, принадлежащих федеральному государственному учреждению «Петелинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны России.

Подрядчик должен был получить от заказчика около 2,5 млн руб. Для того чтобы произвести оплату, КЭЧ объявила аукцион, единственным участником которого являлась фирма «Технологии-СКС». Государственный контракт был заключен 19 декабря 2008 года, задним числом, поэтому формальное время выполнения работ пришлось отодвинуть. Сделано это было весьма и весьма топорно.

Судя по подписанным заказчиком и исполнителем актам приемки, почти пять километров канализационных труб и 8 отстойников были промыты с 19 по 25 декабря. Всего за четыре рабочих дня! Феноменальная скорость выполнения работ привлекла внимание военной прокуратуры Московского военного округа. Была назначена проверка.

Сотрудники прокуратуры, изучив обстоятельства заключения госконтракта, пришли к выводу, что последний является мнимой сделкой: он, по их мнению, был оформлен лишь для вида, чтобы узаконить обязательства ФГУ «Петелинская квартирно-эксплуатационная часть района», связанные с оплатой уже произведенных работ. Поэтому первый заместитель военного прокурора Московского военного округа обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании заключенного договора недействительным.

Процесс прошел 13 сентября 2010 года. Ответчиками были как государственный заказчик, так и исполнитель контракта. Доказать свою правоту они сумели, обратив внимание суда на то, что работы действительно были выполнены. Истцу в удовлетворении исковых требований было отказано.

Попытки прокуратуры оспорить это решение в Десятом арбитражном апелляционном суде, а затем в Федеральном арбитражном суде Московского округа к успеху не привели. Деньги фирма получила.

Видимо, эта победа и придала ей уверенности в том, что можно будет и дальше задним числом, минуя процедуру торгов, заключать «вкусные» контракты с военными.

Однако второй заплыв в канализацию Минобороны привел совсем к другому результату. Фирма, как говорят в среде российских бизнесменов, попала на деньги. Почему?

Предположений можно строить много, но, на взгляд автора этих строк, вот наиболее вероятное. Именно в то время, когда Калужская квартирно-эксплуатационная часть должна была провести тендер, под руководством Министерства обороны зашатались кресла. Особенно громкий сигнал прозвучал в конце апреля 2011 года, когда Анатолия Сердюкова отстранили от командования парадом Победы, однако звоночки грядущей отставки звенели и раньше. Ходили даже слухи о серьезном конфликте министра с ФСБ.

В этой атмосфере нежелательной была любая компрометирующая деталь, даже такая незначительная, как очистка канализации в обход процедуры торгов. Подлить несколько капель масла в огонь эта мелочь вполне была способна. Видимо, военные решили не испытывать судьбу и отказались платить фирме «Технологии-СКС» за работы в Калужской области, а также в Алтайском крае, где произошла аналогичная история. Для компании это стало неожиданностью.

Конечно, можно строить и другие предположения. Однако в любом случае выходит, что отнюдь не наивность руководителей фирмы и не коварство военных стали причиной заключения сомнительного устного договора. Просто обе стороны решили, что если один раз прокатило, то можно попробовать и второй, и третий… Однако веревочка оборвалась быстрее, чем они предполагали.


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
МИЦМОЭСКМосинжпроектМОЭК
АктивКапиталРоссийскийШкола