ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

290 миллиардов экономии. Минэкономразвития опубликовало очередное исследование функционирования контрактной системы


Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за первые девять месяцев 2016 года. Напомним, что главное экономическое ведомство страны готовит подобные документы в ежеквартальном режиме. Они содержат статистические данные о размещенных закупках и заключенных контрактах, ряд аналитических выводов и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию контрактной системы. В качестве недостатка можно отметить отсутствие сведений о работе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и других контролирующих органов, которые обычно включаются в соответствующие доклады Минэкономразвития.

Важнейшим позитивным итогом работы контрактной системы можно назвать дальнейший рост экономии бюджетных средств по итогам закупочных процедур. Главной проблемой текущего момента стала неопределенность с предстоящим вводом в действие каталога товаров работ и услуг в Единой информационной системе госзаказа (ЕИС). Кроме того, стоит отметить лидирующие позиции Департамента строительства города Москвы среди крупнейших госзаказчиков по итогам первых трех кварталов текущего года.

Правовое регулирование

По сложившейся традиции обзор начинается с перечисления ключевых изменений в правовом регулировании контрактной системы за последний квартал. Поскольку третий квартал текущего года совпал с периодом выборов в Государственную Думу, законодательные изменения в этот период не вносились; очевидно, что депутаты оставили вопросы реформирования контрактной системы новому составу парламента. Вместе с тем в документе были указаны три постановления Правительства РФ, принятые в августе-сентябре текущего года. Первое из них устанавливает правила обязательного общественного обсуждения госзакупок, а два других касаются вопросов импортозамещения. Так, в соответствии с постановлением № 832 был ограничен допуск отдельных видов иностранных пищевых продуктов к российскому госзаказу, а в соответствии с постановлением № 968 – отдельных видов зарубежной радиоэлектроники. Таким образом, Правительство продолжает взятый два года назад курс на поэтапное введение ограничений доступа импортной продукции к госзакупкам, что стало значимой мерой господдержки самых разных отраслей отечественной экономики.

Конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства документ также не содержит, однако в нем отмечен ключевой предмет обсуждения на текущем этапе – вопрос создания каталога товаров, работ и услуг в ЕИС и соответствующего нормативно-правового регулирования. По оценкам экспертов Минэкономразвития, введение каталога позволит решить целый комплекс задач: снизить издержки заказчиков на подготовку тендерной документации, облегчить условия поиска для поставщиков, увеличить прозрачность торгов, уменьшить коррупционные риски, повысить эффективность работы контролеров и т.д. Еще один дискуссионный вопрос, отмеченный в документе Минэкономразвития, связан с формированием информационно-аналитической системы мониторинга и контроля закупок лекарственных средств в ЕИС.

Пока речь идет об установлении единых требований к составу и структуре информации для такой системы. Таким образом, ключевой задачей текущего момента является совершенствование ЕИС, заработавшей в начале текущего года, но пока еще не обеспечивающей работу всех сервисов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Статистика закупок

По состоянию на 30 сентября в ЕИС было зарегистрировано 263 794 организации-заказчика; 188 349 из них осуществляли закупочную деятельность в текущем году. Всего за первые три квартала текущего года в ЕИС было размещено 2 102 530 извещений о закупках на общую сумму около 3,8 трлн руб. Отметим, что, по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., количество опубликованных извещений увеличилось на 5%, а вот их совокупная стоимость стала на 5% меньше. Средняя цена одной объявленной закупки составила 1,8 млн руб., что на 10% ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Только среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций была размещена 700 091 закупка на общую сумму в 531 млрд руб. Это на 25% по количеству и на 34% по объему средств превышает показатели за первые три квартала 2015 г.

Разбивка извещений о закупках по тендерным процедурам указывает на дальнейший рост доли электронных аукционов. В этой наиболее прозрачной и конкурентной форме были объявлены 58% торгов по количеству и 63% – по объему средств. По отношению к аналогичному периоду прошлого года доля аукционов выросла почти на 9% (по количеству) и почти на 11% (по объему). Эксперты объясняют рост доли аукционов двумя факторами: во-первых, эта процедура востребована самими заказчиками, поскольку позволяет минимизировать временные и материальные издержки на проведение тендера; во-вторых, в текущем году был расширен перечень товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать только на аукционах (в частности, за счет включения в него ряда категорий строительных работ).

На втором месте после аукционов идут заказы у единственного поставщика (26% от количества извещений о закупках и 16% от их стоимости). По сравнению с прошлым годом количество закупок у единственного поставщика почти не изменилось, а вот их объем снизился более чем на четверть. На третьем месте по количеству извещений идут запросы котировок (14%), а вот доля всех видов конкурсов составляет чуть более 1%. По объему выделенных средств картина принципиально иная. 13% из них приходится на открытые конкурсы, 3% – на конкурсы с ограниченным участием, 2% – на запросы предложений, 1% – на запросы котировок и 2% – на все прочие виды закупок (двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс с ограниченным участием, предварительный отбор и способ закупки, установленный Правительством РФ).

Статистика контрактов

За первые 9 месяцев текущего года в стране было заключено 2 366 тыс. контрактов на общую сумму 3 244 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество контрактов выросло на 6%, а их совокупная стоимость – на 0,5%. Если разбить их по уровню бюджетной системы, то получится, что на федеральном уровне было заключено 554 тыс. контрактов на 1 138 млрд руб. На уровне субъектов Федерации было заключено 1 077 тыс. контрактов на 1 468 млрд руб., а на муниципальном уровне – 735 тыс. контрактов на 638 млрд руб. По сравнению с аналогичными прошлогодними показателями объем федерального госзаказа сократился более чем на 14%, объем регионального – вырос на 16%, а объем муниципального заказа практически не изменился. В отраслевом разрезе наибольший объем госзаказа приходился на строительство и медицину. Так, объем контрактов, связанных с дорожным строительством, составил 560 млрд руб., с возведением зданий – 258 млрд руб., с закупкой лекарственных препаратов и материалов – 243 млрд руб., а с заказом медицинского оборудования и инструментов – 145 млрд руб.

В документе приводится первая пятерка крупнейших заказчиков (по финансовому объему контрактов, заключенных в рассматриваемый период). Первое место занял Департамент строительства города Москвы: заключенный столичным ведомством объем контрактов составил 95 980,3 млн руб. На втором месте оказалась госкорпорация «Роскосмос», подписавшая контракты на общую сумму 88 882,2 млн руб. Три оставшихся места в пятерке – у федеральных ведомств: Министерства обороны (54 554,1 млн руб.), Министерства промышленности и торговли (54 084,4 млн руб.) и Министерства здравоохранения (53 884,9 млн руб.). Крупнейший по объему контракт на сумму 35,48 млрд руб. был подписан Роскосмосом по итогам закупки у единственного поставщика. Он был связан с управлением полетом Международной космической станции, а также соответствующей программой научных исследований и экспериментов. Второе и третье место по объему заняли контракты столичного Департамента строительства на 24,5 млрд руб. и на 22,46 млрд руб. Они были заключены по результатам конкурентных процедур и связаны с возведением крупных автомагистралей.

В отчетный период было расторгнуто 361 490 контрактов на общую сумму около 762 млрд руб.; это превышает показатели за аналогичный период прошлого года на 31% и 28% соответственно. Подавляющее большинство расторжений было проведено по соглашению сторон. Вместе с тем 6,9 тыс. контрактов на общую сумму в 143 млрд руб. были расторгнуты из-за одностороннего отказа заказчика или по решению суда (объем контрактов, расторгнутых по одностороннему решению поставщика незначителен). Эксперты Минэкономразвития оценили указанные 6,9 тыс. процедур как неэффективные закупки, поскольку они не обеспечили выбор квалифицированного поставщика, способного исполнить контракт надлежащим образом. Это означает, что объем неэффективных закупок составил 143 млрд руб., или 4,4% от общей стоимости контрактов, подписанных в рассматриваемый период.

Ключевые оценки

Как следует из документа, в текущем году продолжилось формирование систем планирования и нормирования закупок. В частности, было отмечено, что все заказчики разместили планы-графики закупок в структурируемом машиночитаемом виде. За отчетный период изменения в планы-графики вносились в среднем 52 раза. Основные причины корректировки были связаны с несостоявшимися торгами и с распределением средств, сэкономленных в рамках тендерных процедур. В документе приводятся и данные Министерства финансов РФ, согласно которым из 90 федеральных ведомств, обязанных принять документы в сфере нормирования, это сделали 89. Пока такой документ не приняло только Минобороны. Кроме того, еще два ведомства (Роскосмос и Следственный комитет РФ) приняли документы о нормировании, но не разместили их в ЕИС. Вместе с тем отмечается, что около половины принятых ведомственных документов о нормировании не в полной мере соответствуют действующему законодательству; из 66 ведомств, получивших замечания Минфина, пока доработали свои акты только восемь.

За рассмотренный период в среднем на одну конкурентную процедуру подавалось три заявки; этот показатель сохранился на уровне прошлого года. Наиболее конкурентной процедурой был двухэтапный конкурс (в среднем 4,2 заявки); на втором месте шел электронный аукцион – 3,8. Далее идут открытый конкурс – 2,9, конкурс с ограниченным участием – 2, запрос котировок – 1,9 и запрос предложений – 1,2. Важнейшим показателем эффективности контрактной системы стал продолжившийся рост экономии бюджетных средств. За первые 9 месяцев текущего года он составил более 290 млрд руб., что почти на 21% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Среднее снижение цены в ходе тендерных процедур составляло 8,4%. Именно эти цифры и можно назвать главными аргументами в пользу российской контрактной системы. Пока не используемым ресурсом для дальнейшего совершенствования системы является каталог товаров работ и услуг.


Назад в раздел