НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

56 миллиардов рублей. Столько удалось сэкономить на госзакупках бюджету Москвы


По поручению Сергея Собянина столичный Департамент по конкурентной политике подготовил доклад о проводимой главными распорядителями бюджетных средств работе по развитию конкурентной среды и размещению государственного заказа за шесть месяцев 2013 года.


На стадии планирования и согласования

Мониторинг исполнения планов-графиков торгов выявил, что городскими заказчиками в основном выполнена задача по своевременному планированию закупок 2014 года, носящих первоочередной, непрерывный или сезонный характер. Организованная совместно с заказчиками предварительная проработка планов-графиков торгов позволила перенести организацию закупок с ноября – декабря 2013 года на более ранний срок. На средства бюджета 2013 года размещено около 70% запланированного заказа.

При этом специалисты департамента отмечают, что для ритмичного размещения заказов на средства бюджета 2013 года, а также во избежание фактов заключения контрактов по работам непрерывного цикла по обстоятельствам непреодолимой силы главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) необходимо осуществить размещение заказа на бюджетные потребности текущего года до 1 сентября. Кроме того, обеспечить объявление закупок по непрерывным бюджетным потребностям, имеющим первоочередной характер, со сроком начала выполнения работ или оказания услуг с 1 января 2014 года не позднее чем за два месяца до начала этого срока.

В докладе отмечается, что действующая система межведомственного согласования закупок и начальных (максимальных) цен до стадии объявления процедур позволила за первое полугодие 2013 года сэкономить более 11,5 млрд руб.

Экономия по стадиям уровня межведомственного согласования

Как видим, эффективность деятельности рабочих групп главных распорядителей бюджетных средств увеличилась до 4,2 млрд руб., что составляет 7,2% от общей суммы рассмотренных процедур, в то время как по итогам первого квартала 2013 года экономия средств составила всего лишь 31,4 млн руб., или 0,1%.

В настоящее время средствами системы ЕАИСТ вводятся дополнительные меры контроля за деятельностью рабочих групп ГРБС, не обеспечивших требуемую экономию бюджетных средств на этапе согласования начальных максимальных цен.

В докладе отмечается, что ряд ГРБС не обеспечил 5%-ное снижение при формировании начальной (максимальной) цены. Это, в частности, Департамент жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (экономия составила только 1%); префектура ЗАО (экономия – 1,4%); Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (экономия – 1,7%).

Заметную дополнительную экономию бюджетных средств обеспечила деятельность экспертных организаций на этапе проверки обоснованности начальных максимальных цен. Экономия составила 4,4 млрд руб., или 11,4% от проверенных сумм. Это более чем вдвое превышает уровень прошлого года. Прирост экономии также обеспечен за счет принятого решения о снижении планки проведения экспертизы с 50 до 20 млн руб. (0,7 млрд руб.).

Все более существенную роль в повышении эффективности закупок играет общественный контроль. В течение первого полугодия 2013 года Департаментом города Москвы по конкурентной политике обеспечено открытое общественное обсуждение крупных торгов на форуме общероссийского официального сайта http://www.zakupki.gov.ru (9 процедур на общую сумму 35,1 млрд руб.). По процедурам, вынесенным на общественное обсуждение, зарегистрировано около 10 тыс. просмотров. Поступило почти 100 комментариев. По семи процедурам общественное обсуждение завершено. В докладе подчеркивается, что отсутствие негативных откликов по размещаемым заказам как от юридических, так и от физических лиц является следствием высокого качества предварительного межведомственного согласования крупных закупок.

В рамках повышения открытости городского заказа с 1 июня 2013 года на форуме Портала поставщиков города Москвы http://forum.zakupki.mos.ru организовано общественное обсуждение торгов с начальной ценой от 500 млн до 1 млрд руб. В целях повышения качества содержательных оценок к выставленным на торги крупным лотам и возможности дополнительной проработки с экспертным сообществом совместно с Московской торгово-промышленной палатой сформирована рабочая группа.

Основные показатели размещения заказа

В первом полугодии 2013 года заказчиками города Москвы проведено торгов и запросов котировок 23,2 тыс. лотов на общую сумму 176,4 млрд руб.

Основные показатели размещения государственного заказа:

– среднее количество поданных заявок – 3,8 (в 2012 году – 3,5);

– доля торгов с единственным участником (по сумме) – 18% (в 2012 году – 26%);

– снижение начальной (максимальной) цены – 11,6% (в 2012 году – 10%).

Объем размещения заказа на специализированных процедурах среди СМП в целом по городу за отчетный период составил 9,5 млрд руб., или 5,8% общего объема закупок (по сумме).

Инновационная продукция содержится в 19% размещаемого городского заказа (4,1 тыс. лотов на 23,2 млрд руб.).

Наиболее часто закупаемая инновационная продукция:

– светотехническое оборудование (департаменты топливно-энергетического хозяйства города Москвы, культуры города Москвы);

– наливное покрытие из резиновой крошки, малые архитектурные формы антивандальной устойчивости (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры АО);

– медицинское оборудование (Департамент здравоохранения города Москвы);

– информационные технологии и оборудование (Департамент информационных технологий города Москвы).

За перовое полугодие 2013 года проведено 234 процедуры совместных торгов на сумму около 27 млрд руб. (13 ГРБС для более 500 заказчиков). Экономия по итогам данных процедур в среднем составила 24%.

Показатели размещения заказа по торгам первого и второго уровней

Анализ размещения заказов (по уровням размещения) показывает по торгам первого уровня:

– рост количества подаваемых заявок на конкурентные процедуры – до 7 участников на один лот (в первом квартале 2013 года – 5,8);

– заметное снижение доли закупок с единственным поставщиком до 17,5% (в первом квартале 2013 года – 24%).

При этом показатели конкуренции на втором уровне размещения не дают положительной динамики – среднее количество заявок на лот и доля закупок с единственным поставщиком находятся на прежней отметке.

Что качается размещения заказов на первом уровне, на единой торговой площадке Правительства Москвы в мае 2013 года проведен пул торгов по заказам образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы (подготовка к новому учебному году). Департаментом города Москвы по конкурентной политике организовано 98 торгов на сумму более 8 млрд руб.

По итогам торгов определены подрядчики на проведение работ по:

– капитальному и текущему ремонту;

– проведению энергосберегающих мероприятий;

– противопожарным мероприятиям;

– благоустройству территорий.

На участие в данных торгах подано в среднем 9,5 заявки на один лот.

По результатам торгов среднее снижение составило 20,3% (1,7 млрд руб.).

Проведенная с Департаментом образования города Москвы совместная работа по стандартизации требований к участникам торгов и типовой формы 2, содержащей основные сведения о качественных и количественных характеристиках товаров, используемых при выполнении указанных работ, способствовала достижению весомой экономии на торгах.

Во исполнение поручения Сергея Собянина о стандартизации и типизации закупок во втором квартале 2013 года совместно с комплексом городского хозяйства разработаны типовые технические задания на выполнение работ по:

– благоустройству и содержанию территорий, содержанию зеленых насаждений, дорожно-ремонтных работ;

– капитальному ремонту зданий (замена оконных блоков, ремонт кровельных покрытий, ремонт и утепление фасадов и др.), устройству транспортно-пересадочных узлов.

На завершающей стадии работа по разработке типовой формы 2 и типового технического задания:

– по противопожарным мероприятиям (совместно с Управлением гражданской защиты населения города Москвы);

– на оказание охранных услуг (совместно с Департаментом региональной безопасности города Москвы);

– на организацию питания и поставку продуктов питания (совместно с МосГИК для департаментов здравоохранения, образования и социальной защиты населения города Москвы).

На стадии согласования – озеленительные работы (благоустройство, содержание зеленых насаждений и компенсационное озеленение) для Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Экономия бюджетных средств на всех стадиях закупочного цикла по итогам первого полугодия 2013 года составила 56,5 млрд руб. (за первый квартал 2012 года – около 25 млрд руб.), в том числе:

– на стадии межведомственного согласования – 11,5 млрд руб., в том числе с учетом экспертизы стартовых цен по заказам от 20 млн руб. – 4,4 млрд руб.;

– по заключениям Мосгосэкспертизы (в рамках госзаказа по объектам транспортной инфраструктуры, инженерной подготовки и сносу, инженерным сетям, строительству кинологического центра и аварийно-регулируемых резервуаров при КНС) – 18,5 млрд руб.;

– по итогам проведения торгов (в том числе закрытых) и запросов котировок – 20,5 млрд руб.;

– за счет согласованного с поставщиками снижения цен на стадии контрактации – 4,1 млрд руб.;

– взыскано штрафных санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контрактов – около 1 млрд руб.;

– наложены административные штрафы ОАТИ – 0,9 млрд руб.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.05.2012 № 244-ПП, подготовлены предложения о поощрении специалистов ГРБС по итогам их работы в первом полугодии 2013 года. В установленном порядке проект нормативно-правового акта о материальном стимулировании государственных служащих будет представлен на подпись Мэру столицы.

Портал поставщиков: пилотный проект

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2013 № 42-РП с 25 февраля 2013 года реализуется пилотный проект по использованию подсистемы ЕАИСТ «Портал поставщиков» при закупках малого объема (до 400 тыс. руб.).

В пилотном проекте принимают участие более 3500 учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Зарегистрировано около 6 тыс. поставщиков, размещено почти 150 тыс. оферт, заключено более 40 тыс. контрактов.

На Портале поставщиков реализованы дополнительные сервисы как для заказчиков, так и для поставщиков:

– технология электронного (безбумажного) документооборота, упростившая процедуру заключения контрактов;

– удаленная подписка потенциальных участников размещения заказа на информацию о планируемых и проводимых процедурах, в том числе на основе Классификатора предметов государственного заказа;

– возможность получения оферт от поставщиков по крупным закупкам для формирования обоснованных стартовых цен.

Открытость предложений и возможность осуществления поставщиками мониторинга цен товаров (работ, услуг) на Портале поставщиков значительно повысили уровень конкуренции при закупках малого объема.

В планах по развитию портала – внедрение автоматизированного формирования платежных документов и их передача в казначейские органы с помощью системы «Банк – Клиент».

Специалисты департамента продолжают мониторинг закупок на втором уровне.

Основные признаки нарушений, выявленные в ходе его проведения (проверено 4,5 тыс. процедур 62 ГРБС на сумму 33,8 млрд руб.):

– форма публикации затрудняет поиск и копирование информации;

– отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

– отсутствует техническое задание, проектно-сметная документация;

– установлены завышенные требования к участникам торгов, к исполнителям контрактов (излишние лицензии, установление ограничения о привлечении соисполнителей по контракту и др.).

Руководителям 20 ГРБС (51 заказчик) направлены обращения с предложением об устранении выявленных замечаний по 68 процедурам торгов. По всем процедурам были внесены необходимые изменения, 4 процедуры по решению заказчика отменены.

Борьба со сговорами и недобросовестными подрядчиками

В рамках выборочного мониторинга по-прежнему выявляются процедуры с признаками потенциального сговора на торгах (процедуры с минимальным количеством допущенных участников при большом количестве поданных заявок и итоговым минимальным снижением стартовой цены).

Из 119 выявленных процедур с признаками сговора на общую сумму 0,9 млрд руб. значительная часть приходится на торги заказчиков, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (41), префектуре ВАО (26), Департаменту физической культуры и спорта города Москвы (18), префектуре САО (12).

Сведения по признакам сговора направляются в контрольные органы, а также руководителям ГРБС для проведения служебных проверок по всем фактам отклонения комиссиями заказчиков 90% поданных заявок.

В целях исключения фактов недобросовестных действий со стороны подведомственных заказчиков предлагается ГРБС изменять схему финансирования подведомственной сети с переводом компетенции по размещению заказов на уровень ГРБС. При выявлении систематических признаков сговора ГРБС осуществлять проверку членов комиссии с использованием полиграфа.

По фактам сговора Московским УФАС России возбуждено три дела по ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в отношении компаний – участников аукционов, поддержавших высокие цены: по техническому обслуживанию лифтов и эксплуатации зданий; по санитарному содержанию дворовых территорий, благоустройству, выполнению работ и содержанию зеленых насаждений).

В рамках административного производства 14.06.2013 Московским УФАС России вынесено решение о наложении штрафов на участников сговора – ООО «ПНК», ООО «АСВ Строй», ЗАО «Прогресс-строй» (торги на выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия картами свыше 100 кв.м). Общая сумма штрафов составила около 13 млн руб.

За первое полугодие 2013 года Московским УФАС России на основании сведений заказчиков города Москвы было включено в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) 35 организаций (в первом квартале 2013 года – 25 организаций).

Проведенный мониторинг выявил факты заключения городскими заказчиками контрактов с организациями, включенными в РНП: 27 контрактов, заключенных подведомственными учреждениями ГРБС (префектура ЗАО – 8, Департамент здравоохранения города Москвы – 5, Департамент образования города Москвы – 5).

Руководителям ГРБС направлены обращения о необходимости исключения подобной практики, способствующей срыву исполнения городских обязательств.

Вместе с тем принятые поправки в ФЗ-94 уже сейчас позволяют заказчикам расторгать контракты с недобросовестными поставщиками в одностороннем порядке и направлять сведения о таких поставщиках в Московское УФАС России для включения их в РНП. Соответствующие методические рекомендации разработаны и направлены заказчикам.

О готовности к переходу на контрактную систему

С ноября 2010 года Правительство Москвы участвует в пилотном проекте по формированию в субъекте Российской Федерации контрактной системы.

За этот период в городской системе закупок внедрены основные положения контрактной системы, предусмотренные принятым Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступает в силу с 01.01.2014), меняющим идеологию размещения заказа – от регулирования процедуры выбора поставщика (ФЗ-94) к регулированию жизненного цикла закупок. С одной стороны, это дает заказчикам больше свободы при выборе поставщика, но с другой – предусматривает ответственность за итоговый результат.

В настоящее время в городской системе не применяются новые способы закупок, механизмы внедрения которых являются компетенцией федеральных органов исполнительной власти.

Во втором полугодии 2013 года планируется:

– продолжить контроль соответствия выделенных лимитов запланированным закупкам;

– внедрить механизм согласования заключения контрактов по торгам с единственной поданной или допущенной заявкой с Главным контрольным управлением города Москвы (сентябрь 2013);

– реализовать функционал подачи заявок по всем процедурам в электронном виде;

– ввести систему ведомственного контроля в этой сфере (сентябрь 2013).

Новые положения, установленные Законом о контрактной системе на этапе планирования размещения заказа и исполнения контрактов, требуют наличия у заказчика профессиональных высококвалифицированных кадров.

В настоящее время ведется работа по наполнению городского реестра специалистов в сфере госзаказа (1760 человек), в том числе используя механизм тестирования на полиграфе. С начала 2013 года такое тестирование прошли 553 члена комиссий заказчиков Москвы.

Департамент города Москвы по конкурентной политике, являясь методологическим органом по размещению заказов в городе Москве, с апреля текущего года на регулярной основе в целях информирования и обучения заказчиков города проводит соответствующие обучающие семинары. Подготовлен график проведения таких семинаров до конца 2013 года для охвата всех заказчиков (план – 8 тыс. специалистов).

В соответствии с Планом развития системы закупок города Москвы на 2013 год составлено семь основных шагов для перехода на контрактную систему, которые будут реализованы до конца текущего года.

Семь шагов для перехода на контрактную систему

1. Создание для ГРБС стандартов централизации при планировании и размещении заказов

2. Формирование единых требований к стандартизации закупок (классификатор)

3. Формирование стандарта контрактных служб у ГРБС (с учетом наличия подведомственной сети)

4. Вовлечение новых заказчиков (ГУП и КП) в отдельный модуль ЕАИСТ версия 1.2

5. Формирование требований к системе мониторинга результатов размещения заказов (ЕАИСТ-ИАС МКР)

6. Создание прототипа ЕАИСТ версия 2.0

7. Актуализация нормативной базы Москвы

Текст: Виктор Шацких



Назад в раздел
МоскапстройМосгазМД-группМИЦ
РоссийскийШвабеВК