ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Весь заказ на ЭТП. Электронные торги становятся все более привлекательными и для государства, и для бизнеса


В январе 2017 г. Правительство РФ внесло большой пакет поправок ко второму чтению законопроекта № 623906-6 об изменениях в Закон № 44-ФЗ, предусматривающего официальное введение процедур конкурса, запроса котировок и запроса предложений в электронной форме. Напомним, что в настоящее время законодательно отрегулирован лишь вопрос проведения электронных аукционов. Если поправки будут приняты, то с 1 января 2018 г. госзаказчики смогут проводить все конкурентные процедуры закупок на электронных торговых площадках (ЭТП), а с 1 июля 2018 г. – уже будут обязаны это делать. Отметим, что буквально накануне 2017 г. Правительство приняло еще одно важное решение в сфере электронных торгов: добавила к пяти действующим ЭТП, уполномоченным на размещение госзаказа, шестую – Российский аукционный дом. А к середине текущего года кабинет министров собирается утвердить список банков, с которыми будут работать эти шесть уполномоченных площадок. Все эти события указывают на четко наметившуюся тенденцию роста значения электронных торгов для российской экономики.

Сдвинуть дело с мертвой точки

Напомним, что законопроект № 623906-6 о поправках в Закон № 44-ФЗ был внесен еще два с лишним года назад группой депутатов Государственной Думы РФ. В пояснительной записке к нему отмечалось, что принятие закона позволит увеличить количество участников закупок, сократить их временные и финансовые издержки, уменьшить возможности для сговора. Кроме того, авторы законопроекта оценили экономию от перевода открытых конкурсов в электронный формат величиной в 72,9 млрд руб. (эта цифра вычислялась, исходя из статистики госзакупок 2–3 летней давности). 17 февраля 2015 г. он был принят в первом чтении, однако дальше этого дело не пошло: работа над поправками ко второму чтению заняла долгих два года. Решение Правительства официально направить свои поправки к законопроекту, похоже, сдвинет дело с мертвой точки и может привести к его принятию уже в нынешнюю весеннюю сессию работы Госдумы. Правительственные поправки регламентируют особенности проведения всех конкурентных тендерных процедур на ЭТП, вводят понятие «универсальной электронной площадки», предусматривают создание единого реестра участников закупок, ведение которого предлагается поручить Федеральному казначейству.

Что касается Закона № 223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, то пока он вообще не содержит понятия электронной закупки. Предполагается, что оно будет включено в него в рамках ожидаемой реформы. Правда, предполагаемые контуры реформы периодически меняются. Переведут ли закупки госкомпаний полностью в электронный формат – пока непонятно. Однако некоторые заказчики, работающие по 223-ФЗ, сами проявляют инициативу в данном направлении. Так, например, госкорпорация «Росатом» разработала единые правила проведения электронных торгов для всех предприятий атомной отрасли. Сейчас они проходят на трех ЭТП, отобранных корпорацией еще в 2015 г.; это хорошо известная госзаказчикам Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) и две площадки для коммерческих электронных торгов – Фабрикант.ру и B2B-Center.

Частные компании выбирают эффективность

Между тем рынок электронных торгов – это далеко не только госзаказ и закупки госкомпаний. Многие частные фирмы также переводят свои закупки в электронный формат, причем в отличие от государственных делают это добровольно, а не в силу требований законодательства. Что же заставляет бизнесменов выбирать электронные торги? Во-первых, автоматизация позволяет сокращать издержки. Так, в некоторых крупных компаниях вопросами снабжения занимаются сотни сотрудников; перевод торгов на ЭТП позволяет уменьшить расходы на закупочную деятельность. Во-вторых, в крупных частных компаниях решения о закупках небольшого и среднего объема принимают не собственники, а менеджеры. То есть у них может возникнуть тот же самый коррупционный интерес, что и у сотрудников госструктур, ввиду чего собственники заинтересованы в повышении прозрачности процедур и в уменьшении роли человеческого фактора.

Заметим, что кризисные явления в российской экономике скорее не ослабили, а усилили стремление частных компаний к переходу на электронные торги. Ведь когда компания испытывает трудности, у нее появляется больше стимулов к сокращению издержек; когда у коммерческих партнеров возникают серьезные проблемы, приходится искать новых, что проще всего сделать с помощью ЭТП. Эксперты отмечали два совершенно разных типа компаний, активнее всего внедряющих механизмы электронной торговли. С одной стороны, это могут быть современные инновационные фирмы, инвестирующие в развитие, нацеленные на долгосрочный результат. С другой стороны это могут быть компании, испытывающие серьезные трудности, которые ищут способы удержаться на плаву и в качестве одного из таких способов используют перевод торгов на ЭТП, что позволяет сэкономить. Если говорить об отраслевом разрезе, то, по данным коммерческого директора ЭТП B2B-Center Андрея Бойко, в 2016 г. активно переводили свои торги в электронный формат агропромышленные и добывающие предприятия, производители продуктов питания, компании сферы общественного питания и гостиничного бизнеса. В целом же объем электронных торгов в прошлом году увеличился на 10% в количественном и на 16% в финансовом выражении по отношению к 2015 г. Таким образом, мы можем констатировать, что рост интереса коммерческих компаний к электронным торгам говорит об эффективности данного способа осуществления закупок.

Что мешает двигаться быстрее?

Вместе с тем распространение электронной торговли сталкивается с рядом препятствий, тормозящих этот процесс. Одна из проблем связана с законодательным регулированием отрасли. С одной стороны, законодательство о госзакупках и закупках отдельных видов юридических лиц достаточно часто меняется, и ЭТП постоянно приходится подстраиваться под новые изменения. Кроме того, то и дело анонсируется радикальная реформа 223-ФЗ, инициативы по введению обязательных закупок крупных частных компаний у субъектов малого и среднего предпринимательства. Даже если соответствующие законы не принимаются, проекты реформ все равно приходится учитывать операторам ЭТП, что отнимает у них много сил и времени. С другой стороны, не приняты законы, которые позволили бы реально расширить функционал ЭТП, а значит, и их привлекательность для клиентов. Так, по мнению экспертов, на ЭТП можно внедрить электронный нотариат, документооборот и систему расчетов между заказчиками и поставщиками, однако сделать это сложно из-за недостатков правовой базы.

Другой проблемой является дефицит достоверной статистической информации об электронных торгах, что дезориентирует потенциальных участников рынка. Так, по мнению руководителя аналитического центра Ассоциации участников закупок Владимира Ястребова, имеются три основных источника дезинформации. Первый – это политики, которые стремятся привлечь к себе внимание громкими заявлениями. Второй – чиновники, связанные с распределением госзаказов и пострадавшие от повышения его прозрачности, которые намеренно стараются очернить всю систему. Третий – это частные компании, которые публикуют собственные исследования рынка, основываясь на очень малом объеме исходных данных, что делает результаты нерепрезентативными.

Специалисты Центра заключения контрактов также критически оценивают качество статистической информации, публикуемой как государственными органами, так и ЭТП. А уже упоминавшийся Андрей Бойко высказывал и определенные претензии к деловой журналистике, которая, по его мнению, фокусирует внимание на нарушениях в сфере госзаказа, что не способствует созданию позитивного образа рынка электронных торгов.

Подводя итог, подчеркнем, что, несмотря на упомянутые сдерживающие факторы, рост рынка электронных закупок стал устойчивой тенденцией и в государственном, и в коммерческом секторе. А в отношении госзаказа это тренд не только российский, но и мировой.


Назад в раздел