ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Коды и позиции. Каталог товаров, работ, услуг появится в ЕИС уже в марте


В опубликованном Министерством экономического развития РФ мониторинге применения контрактной системы говорится о мероприятиях по совершенствованию законодательства, запланированных на 2017 год. Уже в марте в Единой информационной системе (ЕИС) появятся первые позиции каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с этими позициями заказчики будут обязаны указывать наименования в контрактах. Для всех видов закупок каталог начнет работать с 1 октября 2017 г.

Как сообщил заместитель Министра экономического развития РФ Евгений Елин, всего в каталог войдет тысяча товаров. Он будет соcтоять из двух частей – объектов закупок и каталога конкретных товаров. В настоящее время рабочая группа определяет, какие это будут товары. В Министерстве экономического развития создается экспертный совет, который будет утверждать коды и позиции.

Поправок слишком много

Проблема постоянного внесения поправок к законодательству требует своего решения. По мнению специалистов, слишком частые нововведения лишают поставщиков и заказчиков прочной основы, на которой можно строить свою работу. С момента принятия 44-ФЗ в закон было внесено 30 изменений, принято 160 нормативно-правовых актов, из которых сейчас действуют всего 107.

Координатор рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям Георгий Сухадольский считает, что нормативных актов и требований настолько много, что их трудно удержать в голове.

– Изменений в 2016 году было много, объем нормативных актов с каждым годом увеличивается. Инициатором может быть не только Минэкономразвития РФ, в результате чего специалист по закупкам должен становиться экспертом по целому ряду смежных отраслей. Совокупность действующих нормативных актов и требований практически невозможно удержать в голове, что в том числе приводит и к дополнительным штрафам. Хочется надеяться, что отличная идея про внедрение каталога станет автоматизированной поддержкой для закупщика, а не еще одним усложнением действующих процедур, – отметил Георгий Сухадольский.

Доверие «малышей» растет

По сообщению Министерства экономического развития РФ, среднее количество участников на торгах увеличилось до 3,2. То есть доверие малого бизнеса к госзакупкам растет. Наибольшее количество потенциальных поставщиков участвовало в закупках на суммы до 50 млн руб. Наименьшее количество – в закупках в ценовом диапазоне от 500 млн до 1 млрд руб. Наибольшая конкуренция наблюдалась на рынке строительства зданий и в сфере услуг инженерно-технического проектирования – в среднем в закупках участвовало до 3,8 участника. Наиболее конкурентным способом определения поставщика был двухэтапный конкурс, на участие в котором в среднем было подано 4,6 заявки. Наименее конкурентным способом стал запрос предложений, на который в среднем подано 1,2 заявки участника. Среднее число поданных заявок на участие в закупке составило около 2,7 заявок на одну процедуру определения поставщика.

В минувшем году было размещено более 1 млн извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, на сумму 802,3 млрд руб. Средняя цена извещения таких закупок составила 797,8 тыс. руб., что на 9,3% превышает аналогичный показатель 2015 г. По итогам закупок с малым бизнесом заключено более 1 млн контрактов на 610,9 млрд руб., что на 18 и 23,5% больше показателей 2015 г. Увеличилась и средняя цена контрактов – на 4,5%, до 581,6 тыс. руб.

По данным мониторинга, наблюдается устойчивый рост объема экономии денежных средств по результатам проведения определений поставщиков среди малого бизнеса. Так, по результатам проведения в 2016 г. таких процедур общий объем экономии составил около 92 млрд руб., что на 22% больше аналогичного показателя 2015 г. При этом доля экономии от общего объема закупок у субъектов малого бизнеса составила 11,5%.

ФАС возбудило больше дел

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) в 2016 г. провела 273 плановых и 9779 внеплановых проверок. Общее количество проверок, по сравнению с предыдущим годом, не уменьшилось. Внеплановые проверки проведены в отношении 3997 закупок для обеспечения федеральных нужд, 3274 закупки для нужд субъектов РФ и 2508 закупок для муниципальных нужд. Всего проверено 47, 9 тыс. процедур определения поставщика, из которых в 16,4 тыс. процедур (34%) выявлены нарушения.

ФАС возбудило 22,7 тыс. дел об административных правонарушениях в 2016 г., что на 3,2% больше аналогичного показателя 2015 г. По итогам рассмотрения выдано 18,5 тыс. постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 266,2 млн руб. За отчетный период ФАС взыскано 208,2 млн руб.

Жалобы на заказчиков выросли на 20,7%. Всего в ФАС поступило 84,3 тыс. жалоб. Из них были возвращены или отозваны заявителями 8%. В результате рассмотрения обоснованными признаны 45% жалоб, выдано 22, 9 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Количество обращений в ФАС о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком за 2016 г. уменьшилось в 1,6 раза. ФАС рассмотрено 3,1 тыс. обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком, и в 92% было вынесено положительное решение. В остальных случаях выявлены нарушения законодательства, которые привели к отказу.

По итогам закупочной деятельности за 2016 г. несостоявшимися признано более 564,8 тыс. закупок на сумму более 1,2 трлн руб., что на 9,2% и 7,5%, соответственно, меньше аналогичных показателей 2015 г. Общий объем экономии по таким процедурам – 20,8 млрд руб. Существенную долю здесь составили электронные аукционы, признанные несостоявшимися в 52,2%. При этом их доля от общего объема размещенных в 2016 г. извещений об осуществлении таких процедур составляет около 14,9%.

Основной причиной признания несостоявшимися электронных аукционов является несоответствие вторых частей заявок участников требованиям аукционной документации. Общий объем извещений таких процедур составил около 320,4 млрд руб. (46,4%). Количество таких процедур в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2015 г.


Назад в раздел