ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Задачи на честность. Как наладить качественную и стабильную работу контрактной системы


Депутат Государственной Думы с 2016 года, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), руководитель экспертно-консультативного совета по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок фракции «Единая Россия» Антон Александрович Гетта за свою карьеру сделал многое для борьбы с нарушениями и злоупотреблениями в сфере государственного заказа. Он принимает активное участие в формировании взаимодействия между органами государственной власти и обществом, в создании системы общественного контроля по противодействию коррупции. Сегодня Антон Гетта отвечает на вопросы журналистов «Московских торгов».

– Антон Александрович, каковы наиболее распространенные проблемы, злоупотребления, нарушения в области госзаказа и госзакупок?

– Проблемы и нарушения в госзаказе – это то, с чем я работаю не первый год. Сталкивался с ними на собственном опыте, в период работы в проекте Народного фронта, а сейчас – как законодатель. Действительно, сегодня очень много вопросов к сфере госзаказа, начиная от нестабильной работы Единой информационной системы и заканчивая сложностью понимания и применения самого Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками. Невозможно охватить весь спектр. Скажу о самых болезненных на сегодняшний день.

В начале 2017 года одновременно вступил в силу ряд изменений в ФЗ-44. Это привело к большой нагрузке на ЕИС. Многие заказчики не смогли вовремя разместить документы, за этим последовали штрафные санкции на должностных лиц, начались перебои с поставкой продуктов питания, лекарственных препаратов, оказанием социальных услуг.

Сегодня Правительство России уже выбрало нового исполнителя по развитию и эксплуатации Единой информационной системы в сфере закупок. Главное – наладить качественную и стабильную работу системы, которая будет бесперебойно обрабатывать большой объем информации, и стремиться к тому, чтобы у заказчиков не было возможности разместить госзаказ с нарушениями.

Что же касается нарушений и злоупотреблений, то самой злободневной темой является заключение контрактов с единственным поставщиком, так как это значительно снижает конкуренцию на рынке и прозрачность конкурсных процедур. Об этом постоянно говорят и в ФАС России, и в Минэкономразвития. За 2016 год сумма госконтрактов, доставшихся без конкурса единственному поставщику, составила более 1 трлн руб., или 23% всех госконтрактов. И это только по Закону № 44-ФЗ. А если обратиться к свежему мониторингу Минэкономразвития по закупкам госкомпаний за 2016 год, то тут цифры и того выше: закупки госкомпаний – 25,7 трлн руб., где 36% осуществляется у единственного поставщика, а еще 57% – «прочие» способы, за которыми часто кроется тот же единственный поставщик.

Муниципальные заказчики весьма изобретательны: придумывают различные способы и лазейки обойти закон, применить «серые» схемы. В период моей работы в проекте Народного фронта «ЗА честные закупки» мы выявили около 30 таких схем и собрали их в «Серую книгу». Она стала неким пособием для активистов проекта по выявлению сомнительных закупок, а для заказчиков и поставщиков – стоп-сигналом. В ней обобщены коррупционные схемы в госзаказе и опыт расследований активистов ОНФ: от заточки техзадания под «своего» поставщика до закупки несуществующих предметов.

А вот госкомпаниям и госкорпорациям еще проще уйти от конкуренции в госзаказе. Закон № 223-ФЗ в этом отношении мягче. Там отсутствует четкий перечень способов закупки, нет обязательного использования электронных способов закупки, нет контроля за случаями конфликта интересов и аффилированности и т.д.

Вот, пожалуй, основные проблемы, которые лежат на поверхности. Их необходимо решать путем детального разбора причин и способов нарушений, исключая их на законодательном уровне.

– Есть ли, по Вашему мнению, тенденции к снижению нарушений и злоупотреблений?

– Такие тенденции есть. К примеру, мы видим, что с 2017 года закупочная деятельность государственных (муниципальных) унитарных предприятий перешла под более строгий Закон № 44-ФЗ, что позволило снизить коррупционные риски.

Вступили в силу новые требования к планированию закупок. Отныне запрещено проводить закупки, которые не включены в планы-графики, и за этим теперь четко следят казначейство и органы финансового контроля субъектов, муниципалитетов и внебюджетных фондов.

На федеральном и региональном уровнях приняты законодательные акты, регулирующие нормирование закупок. Это значительно снизит возможность злоупотребления, ограничит закупки предметов роскоши и не позволит чиновникам расточительно тратить бюджетные деньги.

В целом все меры должны носить системный характер. Способы снижения злоупотреблений в госзаказе, так же как и нормативные акты в этой сфере, нуждаются в постоянном совершенствовании и экспертизе. Особое значение здесь имеет и деятельность контрольных и правоохранительных органов.

– Какова деятельность Государственной Думы РФ в борьбе с этими нарушениями? Что планируется сделать в ближайшем будущем?

– В Государственной Думе с ноября 2016 года активную деятельность по борьбе с нарушениями в госзаказе ведет экспертно-консультативный совет по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок фракции «Единая Россия». В рамках совета рассматриваются законодательные инициативы, проводятся общественные экспертизы законопроектов.

На сегодняшний день членами совета рассмотрено около десяти законодательных инициатив, направленных на изменение федерального законодательства. Из них пять – это поправки к Закону № 44-ФЗ. Одна из инициатив, которая стала законопроектом, – возможность для медицинских учреждений осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. В настоящее время медучреждения испытывают сложности, связанные с реализацией Закона № 44-ФЗ, в ряде случаев они просто не могут спланировать закупку заранее. Например, когда приходится оказывать помощь пациентам с малораспространенным заболеванием, им просто необходимо своевременно провести закупки.

– В России с марта планируется внедрить новую систему, меняющую порядок госзакупок лекарственных препаратов. В чем плюсы этой системы? Что еще необходимо сделать в этой области?

– Внедрение системы позволит более эффективно формировать начальную максимальную цену контракта на закупку лекарственных препаратов. Жизненно важно, чтобы каждый рубль тратился эффективно, а поставки лекарственных средств происходили вовремя и в полном объеме. Также информсистема по закупкам лекарств поможет избежать сговора поставщиков, которые постоянно диктуют цену на рынке по всей стране.

– Ранее Вы возглавляли проект Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки». Как Ваш опыт помогает в депутатской работе?

– По итогам работы проекта «ЗА честные закупки» нам удалось значительно продвинуться в понимании проблем, сблизить позиции государства, делового сообщества и общественных организаций, а также внести определенный вклад в построение эффективной, прозрачной и открытой системы госзакупок. Когда я стал депутатом Государственной Думы РФ, у меня появилась возможность продолжать эту деятельность уже и на законодательном уровне. Таким образом, работаю и как законодатель, и как участник движения Общероссийского общественного фронта.

Совместно с ОНФ мы продолжаем проводить мониторинги эффективности расходования бюджетных средств. С конца 2016 года ОНФ составляет реестр «строительных полуфабрикатов». Активисты и экспертные группы выезжают на места и разбираются в причинах неиспользования уже сданных и официально открытых объектов социального значения. Получается, что федеральные средства в местный бюджет выделены, объект построен, а после официального торжественного открытия он не эксплуатируется и «замораживается» на неопределенный срок.

Такая же ситуация наблюдается и с «золотыми консервами» – еще один проект, созданный по результатам мониторинга освоения бюджетных средств. «Золотые консервы» – это дорогостоящее оборудование, купленное для поликлиник, больниц или других учреждений, которое простаивает зря или используется неэффективно.

Например, совершенно неприемлема ситуация в Тверской области, где медицинское оборудование простаивает уже четвертый год. Люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, несмотря на то что по федеральной программе развития здравоохранения конкретно на приобретение данного оборудования было потрачено 200 млн руб.

Уже есть положительные результаты проведенной работы. Например, после критики регионального отделения ОНФ в Калужской области ранее закупленный почти за 6 млн руб., но простаивающий автомобиль с комплексом информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) в середине января приступил к полноценной работе.

Наша задача – систематизировать работу по решению проблем, связанных с недостроенными объектами социальной инфраструктуры. За каждым конкретным случаем стоят обычные граждане, которые по вине заказчиков, подрядчиков, чиновников, халатно относящихся к своим обязанностям, были лишены возможности отдать ребенка в детский сад, школу или спортивное учреждение.

– Необходим ли, по Вашему мнению, общественный контроль в преодолении недостатков контрактной системы и в области противодействия коррупции? Какие механизмы и инструменты следует ввести, чтобы он был эффективным?


– Общественный контроль в сфере государственных закупок – одна из важных составляющих не только в преодолении недостатков контрактной системы, но и в области противодействия коррупции. Важно понимать, что понятие коррупции имеет не только правовой, но и социально-политический характер. Общая гражданская позиция может сыграть неоспоримую роль в разработке предложений и поправок в действующее законодательство.

Включенность институтов гражданского общества с задействованными в них представителями бизнес-среды позволит повысить реальную эффективность предпринимаемых мер и действий. Экспертное мнение предпринимателей в этой ситуации – катализатор эффективности антикоррупционного или госзакупочного законодательства.

Участие СМИ в таком взаимодействии носит особый характер. Владимир Путин в XIII Послании Федеральному Собранию четко выразил свою позицию, говоря о том, что борьба с коррупцией не должна превращаться в шоу. И я полностью согласен с Президентом. От представителей СМИ мы ожидаем не только экспертные мнения, но сигналы и сведения о правонарушениях в сфере госзакупок. В этой связи необходимо разработать механизм взаимодействия с журналистами в части расследований коррупционных преступлений.

– Нуждается ли в реформировании законодательство? Каким образом должны быть доработаны законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, чтобы контрактная система стала еще более эффективной?

– В текущем году необходимо сделать акцент на совершенствовании госзакупочного законодательства в части повышения прозрачности закупок, совершенствования ЕИС. Разработаем и внедрим механизмы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований законодательства.

Несомненно, на повестке дня – ужесточение ответственности за коррупционные преступления в сфере госзакупок с соответствующими изменениями в КоАП, УК. Кроме того, для исключения нарушений в госзаказе со стороны заказчика необходимо повышать профессионализм самих закупщиков.

Я откровенно и честно озвучиваю все проблемы и задаю вопросы и Министерству экономического развития, и казначейству, и руководству различных ведомств. Постоянно ведется работа, направленная на упрощение и самого законодательства, и той же ЕИС, чтобы все работало максимально четко, прозрачно и понятно для больших слоев населения, а тем более для участников госзакупок.

– Возглавляя проект «ЗА честные закупки», Вы пресекали закупки чиновниками несоразмерно дорогих автомобилей и подарков на бюджетные деньги. Продолжаются ли закупки роскоши, несмотря на принятие постановлений Правительства РФ № 926 и 927 о нормировании закупок госорганов и их структур? Поможет ли бороться с этими явлениями введение Общероссийского каталога товаров, работ и услуг?

– Закупки дорогостоящих автомобилей, чартерных перелетов и корпоративов существенно уменьшились. Введение Общероссийского каталога товаров, работ и услуг – это хорошее решение не только в части ограничения закупок роскоши, но и в части упрощения работы в составлении документации для заказчиков.

– Антон Александрович, имеет ли ценность опыт столицы в области госзакупок и госзаказа? Превосходит ли она в чем-либо другие регионы?

– Да, у столицы определенно есть преимущества. Опыт Москвы может быть ценен для других субъектов РФ, так как она ежегодно закупает больше всех в России, а также имеет четкую систему отраслевой централизации закупок. Для того чтобы существенно снизить количество нарушений в сфере закупок, Москва эффективно применяет межведомственный контроль, ориентированный на предупреждение злоупотреблений в этой сфере, что позволяет своевременно выявлять и предотвращать их.


Назад в раздел