НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Как очистить клининг. Решить проблему недобросовестной конкуренции на рынке уборочных услуг помогает ФЗ-44


На состоявшейся в конце прошлого года под эгидой Правительства Москвы Международной конференции по борьбе с коррупцией разгорелось немало острых и конструктивных дискуссий. Одна из них развернулась вокруг выступления директора Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) Марии Бочковской.


Высокие риски

Непосредственно перед Бочковской выступил вице-президент столичной Торгово-промышленной платы Сергей Шмаков. Он сообщил, что Москва, по его мнению, – крайне сложный субъект Федерации.

– Наверное, это наиболее сложный регион в плане управления госзакупками, – считает Сергей Александрович. – Поскольку бюджет Москвы, как мы знаем, составляет примерно 55 млрд дол., и около 25 млрд из них направляется на закупки.

– Это огромные деньги, – продолжал Шмаков, – которые притягивают сюда компании самого разного толка. И коллегам из правительства приходится довольно сложно, поскольку растет квалификация недобросовестных компаний, которые хотят поучаствовать в торгах, и нечестно, скажем так, заработать, – закончил вице-президент столичной ТПП.

Предоставляя после этого слово Марии Бочковской, модератор дискуссии, руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дёгтев отметил, что сфера клининга характерна как раз тем, что здесь высокие риски, поэтому участникам конференции было бы полезно послушать мнение директора ассоциации профильных компаний. Что, по мнению предпринимателей, нужно сделать, чтобы повысить эффективность борьбы за прозрачный и честный бизнес?

Бочковская начала свое выступление со слов о том, что ассоциация очень активно участвует в работе соответствующих столичных департаментов и различных рабочих групп по развитию клининга.

– Мы стараемся всегда выполнять требования, которые запрашивают государственные органы, и помогать им с документами как специалисты отрасли, – сообщила Мария Бочковская. – Однако, к сожалению, что называется, воз и ныне там.

Но в чем заключается проблема? По мнению Бочковской, несмотря на все усилия профессионального сообщества, на проведенные парламентские слушания по проблемам клининга, выработанные рекомендации и расставленные приоритеты, на выпуск специальной Концепции развития клининговой деятельности в РФ, которая была поддержана Министерством регионального развития, рынок уборочных услуг по-прежнему остается непрозрачным и там процветает недобросовестная конкуренция.

Профессионально работающие компании, по мнению Марии Викторовны, не имеют возможности ввести никакие качественные критерии на оказание клининговых услуг. На аукцион выходят недобро--совестные поставщики, которые снижают цену до той границы, когда качественно оказывать услуги невозможно. Соответственно, их оказывают некачественно.

– Персонал таких компаний – это в основном нелегалы, – считает Бочковская. – И получается, что люди, работающие в офисах, заболевают, потому что уборка была сделана кое-как, соответственно, происходит распространение всяких вирусов, количество эпидемий в разы возрастает. Но и это не все. Так как в «левых» компаниях работает в основном нелегальный персонал, сокращаются отчисления в бюджет. В итоге «в глобальном масштабе» город получает не экономию бюджета, а, наоборот, его перерасход.

Не только цена

– Мы участвовали практически во всех рабочих группах, – продолжала Мария Бочковская, – готовили типовые контракты для клининговых компаний в той или иной сфере: медицинские учреждения, образовательные учреждения и т. д. Нами был разработан профессиональный стандарт клининговой деятельности. Но, к сожалению, в конце года Правительством РФ был утвержден перечень услуг, для которых предусмотрен только электронный аукцион, – и вот туда вошел и весь клининг. Фактически этим была перечеркнута вся проведенная нами работа. И сейчас наше взаимодействие с государственными структурами напоминает некий пингпонг…

Руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев попросил Бочковскую уточнить: верно ли он понял, что проблема в следующем: клининг как вид услуг остался в аукционном перечне ФЗ-44 как обязательный?

– Совершенно верно, – подтвердила Мария Викторовна.

Геннадий Валентинович заметил, что одна из основных тем настоящей конференции – как уменьшить недобросовестную конкуренцию в сфере госзакупок.

– Но каким образом мы как профессиональное сообщество можем регулировать допуск недобросовестных поставщиков и допингующих компаний, если единственным критерием при госзакупках является цена? – спросила Мария Бочковская.

Геннадий Дёгтев не согласился с тем, что цена остается единственным критерием. ФЗ-44 предусматривает другой приоритет – качество выполнения работ. Те компании, которые работают в сегменте клининга и недобросовестно выполняют свои обязанности по контрактам, должны попадать в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, почему бы по аналогии со строительной сферой в клининге не создавать саморегулируемые профессиональные организации, которые могли бы у себя определять правила поведения тех, кто работает на этом рынке? Это же вполне сопоставимые задачи.

– Мне кажется, – подчеркнул Геннадий Дёгтев, – ваша проблема абсолютно решаемая. Тем более, действительно, количество компаний и предложений на рынке клининга возрастает, как говорят специалисты, приблизительно на 100–150% каждый год.

– Совершенно верно, – подтвердила Бочковская.

– Может, есть смысл в меморандуме по итогам конференции более четко прописать, чтобы профессиональные сообщества формировались, регулировали свои отношения. И мне кажется, в ФЗ-44 главное – идеология перехода, когда мы не за процедуру отвечаем (как прошла процедура, кто дал минимальную цену), а какой результат мы получаем в конце с точки зрения тех приоритетов, для чего мы этот конкурс объявляли. Это главное отличие от ФЗ-94: у нас появляется возможность все-таки оценивать не процедурную часть, а то, как мы запланировали и что мы получили при исполнении обязательств.

Кроме того, как отметил Геннадий Дёгтев, в новом аукционном перечне нет критерия сроков, 60% там занимают ценовые характеристики, 40% – квалификационные.

– Это совершенно другой порядок и другая идеология, коллеги, – подчеркнул Дёгтев.

Мария Бочковская согласилась.

После этого, по предложению Дёгтева, ситуацию прокомментировал Виталий Зарудин, руководитель общественной организации «Безопасное Отечество»:

– Мы очень плотно работаем и с гражданами, и с представителями бизнеса. И я хотел бы отметить, что уже сейчас есть ряд механизмов, которые защищают от недобросовестных участников.

Например, возможность отказа заказчика от заключенного контракта, если исполнитель является недобросовестным.

На мой взгляд, это очень эффективный механизм. И второе – это то, о чем вы говорили, демпинг. Собственно, антидемпинговые меры в ФЗ-44 предусмотрены и будут работать наверняка, даже если эти два механизма уже отсекут тот вал так называемых рейдеров или недобросовестных поставщиков, которые сегодня пытаются войти в процесс ради сиюминутной выгоды, а не ради исполнения заказа.

Текст: Виктор Шацких



Назад в раздел
МоскапстройОЭКМосводоканалГера
АБЗСоюзШкола