НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Московское УФАС помогло наполнить столичный бюджет благодаря контролю торгов по рекламе и мусору


Московское управление ФАС заняло лидирующее положение среди региональных подразделений Федеральной антимонопольной службы по уровню эффективности борьбы за конкуренцию по итогам 2013 года. «В столице такой результат удалось достичь благодаря системной работе и политике, направленной на поощрение конкуренции, которой придерживается московское правительство», – отметил руководитель УФАС Рачик Петросян.

Ежегодно во внутреннем рейтинге антимонопольной службы отмечается региональное подразделение, которому удалось раскрыть наибольшее количество громких дел, связанных с искусственным ограничением конкуренции. По итогам прошедшего года звание лучшего управления завоевало московское управление ФАС. По словам Рачика Петросяна, проведение одних только аукционов на право размещения конструкций под наружную рекламу принесло в бюджет Москвы более 50 млрд руб. дополнительных доходов. За возможность управлять рекламными щитами города боролась 21 компания, первоначальная цена всех лотов в ходе торгов выросла с начальной цены 22 млрд руб. до 75,2 млрд. Отметим, что за все предыдущее десятилетие столица заработала на рекламе в разы меньше: 19 млрд руб.

Столичное управление ФАС также добилось отмены решения, принятого прежней городской администрацией без проведения конкурса об увеличении объемов инвестиционных затрат и рефинансирования мусороперерабатывающего завода № 1, что позволило городу сэкономить около 1 млрд евро.

Помимо соблюдения норм Закона ФЗ-135 «О защите конкуренции» и действовавшего до начала нынешнего года Закона о госзакупках ФЗ-94 региональное управление ФАС контролирует также соблюдение положений Закона о рекламе и норм Жилищного кодекса, касающихся реализации права собственников квартир на выбор формы управления многоквартирным домом. За первый квартал 2014 года столичное управление ФАС наложило 212 млн руб. штрафов и оперативно взыскало из них около 30 млн руб. За весь прошлый год столичное УФАС взыскало всего около 50 млн руб.

Жалоб стало больше

Важным источником информации для проведения внеплановых проверок для московского УФАС являются обращения жителей города, число которых на протяжении минувшего года возросло в полтора раза. По мнению Рачика Петросяна, наличие жалоб от граждан является одним из основных критериев работы. Так, с 7 до 9 тыс. выросло за прошлый год число обращений граждан по вопросу о нарушениях при размещении госзаказов. А по вопросам проведения торгов по приватизации, конкурсов по выбору управляющих компаний, делам о банкротстве объем жалобудвоился. Взрывной рост дел – в 7 раз – зафиксирован по ст. 15 Закона «О защите конкуренции», которая регулирует порядок жалоб на действия конкретных органов исполнительной власти.

К росту числа жалоб на процедуры размещения госзаказа привел и переход на новую контрактную систему. Заказчики старались разместить как можно больше закупок и провести торги по старому законодательству в конце 2013 года, соответственно, выросло и число жалоб.

– Если в обычном режиме мы проводим около 25 комиссий в день, то в конце прошлого года их число доходило до сотни. Сейчас переход на новую контрактную систему осуществлен, и число жалоб снизится, – пояснил Рачик Петросян.

Работа в атмосфере взаимного доверия

Сфера размещения городского заказа – это область, где сотрудничество между региональным управлением ФАС и властями столицы развивается наиболее эффективно. В минувшем году ФАС вышла с инициативой в Правительство Москвы, предложив стандартизировать проводящиеся по ФЗ-223 закупки столичных ГУПов и ОАО, контрольный пакет в которых принадлежит городу. В итоге столичные власти потребовали от руководства компаний следовать единообразным правилам закупок. В результате для предпринимателей в Москве открылся честный и конкурентный рынок, измеряемый сотнями миллиардов рублей. Единые требования создали прозрачную среду для бизнеса и, как следствие, благоприятный инвестиционный климат.

– Мы считаем, что этот опыт могут взять на вооружение и другие регионы. Если Правительство Москвы смогло установить для своих компаний такие требования, то это способны сделать и другие субъекты Федерации, – убежден Рачик Петросян.

Благодаря взаимодействию между городским управлением ФАС и московскими властями удалось избежать многих трудностей, связанных с переходом размещения госзаказа по правилам ФЗ-44. Некоторые регионы пошли по пути максимальной антиконкурентной политики и везде стали проводить конкурсы с ограниченным участием. В Москве, напротив, власти согласились с аргументами руководства ФАС. В итоге было достигнуто соглашение, что городские заказчики будут применять конкурс с ограниченным участием только в конкретных, заранее оговоренных случаях, когда речь идет о торгах и закупках для опасных и технически сложных объектов.

– В этом смысле Москва показала остальным субъектам Федерации пример, на который нужно ориентироваться, – говорит Рачик Петросян.

Против сговора с самим собой

Главным направлением работы сотрудников антимонопольного ведомства в последнее время стала борьба против сговора на торгах. Аффилированных между собой участников начали выявлять еще одним методом: сверять IP-адреса, поскольку зачастую предложения от разных компаний подаются с одного компьютера. Понятно, что снижение цены в таких случаях бывает минимальным.

Число таких махинаций за последнее время резко увеличилось: если в 2013 году по случаям сговора было возбуждено около десятка дел, то только за первый квартал этого года – уже около 70. Нарушителей штрафуют на сумму от 10 до 50% от начальной стоимости контракта, причем наказывают всех, кто предоставил электронные подписи, а не только «победителя». Если же один из нарушителей раскрывает всю цепочку заговорщиков, то может избежать административного, а в некоторых случаях и уголовного наказания.

Следят теперь работники УФАС и за реализацией прав жильцов многоквартирных домов на выбор формы управления и управляющей организации. До сих пор застройщик стремился еще до заселения дома жильцами создать ТСЖ, которое заключало соглашение с созданной застройщиком управляющей компанией, а та, в свою очередь, безбожно задирала расценки на жилищно-коммунальные услуги. Теперь же управление ФАС пристально следит за тем, чтобы для каждой новостройки проводился муниципальный конкурс по отбору управляющей компании. Изменения в Жилищный кодекс, делающие обязательным проведение такого конкурса, были приняты еще в 2011 году, однако до последнего времени строительные компании его игнорировали. Теперь же региональное управление ФАС следит за тем, чтобы подобные конкурсы проводились во всех вводимых в эксплуатацию многоэтажках.

Другое направление контроля в сфере ЖКХ – соблюдение корректного размера платы за горячую и холодную воду. Нередко случалось так, что управляющие компании задирали цены в несколько раз для квартир, в которых еще нет индивидуальных счетчиков. До недавнего времени управляющие компании просто «раскидывали» по таким жильцам истраченную всем домом воду, за счет чего им приходилось платить в 5 раз больше нормы. Теперь же сотрудники управления ФАС будут следить за тем, чтобы москвичам, у которых в квартирах нет счетчиков на воду, не выставлялись астрономические счета за эту услугу: им могут начислять плату за воду в сумме не более чем за два норматива. Сегодня норма расхода горячей воды на одного человека в месяц в Москве составляет 4,745 куб. м, холодной воды – 6,935 куб. м.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектМосгазМД-группКрост
КапстройситиСтройИнвест-3