НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сделка года. Продажа ЦУМа стала хорошим знаком для рынка недвижимости Москвы


Новым владельцем 19 тыс. кв. м знаменитого столичного универмага, находящегося в хозяйственном ведении ГУП «Московское имущество», станет ООО «Аркада Холдинг». Такое решение принято аукционной комиссией, которая рассмотрела две заявки, поступившие в ходе заявочной кампании. Стоимость сделки составляет 4,3 млрд руб. Продажу трети площадей ЦУМа эксперты называют сделкой года.

По решению комиссии, одна из заявок была отклонена по причине отсутствия задатка на счете, указанном в извещении о проведении аукциона. Кроме того, установлено, что претендент, не внесший задаток, находится в стадии ликвидации. Таким образом, ООО «Аркада Холдинг» было предложено заключить договор купли-продажи объекта по начальной цене.

Старт продаж одной трети ЦУМа был объявлен еще весной текущего года. Реализацию актива Москвой председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников назвал правильным шагом в русле избавления от непрофильных активов.

– Поддерживаю политику столичных властей по продаже непрофильных активов, тем более низкодоходных. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, московская недвижимость остается в цене, – отметил Денис Колокольников, подчеркнув, что сделка по продаже городом площадей ЦУМа должна стать хорошим знаком для игроков рынка коммерческой недвижимости Москвы.

С коллегой согласен заместитель генерального директора компании Praedium Александр Ошурко:

– Учитывая обременения, которые понесет новый собственник, состоявшаяся сделка по продаже площадей ЦУМа за начальную стоимость для Москвы является выгодной. Вероятность того, что город продал бы объект дороже, в нынешних условиях рынка небольшая. Главное возможное осложнение сделки – выстраивание эффективного диалога с текущим арендатором.

Инвестор, приобретая подобный актив, должен иметь долгосрочную стратегию развития объекта, считает директор отдела стратегического анализа и планирования консалтинговой компании CBRE Олеся Дзюба:

– В последнее время закрывались крупные сделки, которые были выгодны с точки зрения не столько доходности, сколько самой структуры сделки. В данном случае мы предположим, что у покупателя есть стратегия по дальнейшей судьбе данного объекта, которая улучшит его экономику.

Новый собственник трети площадей ЦУМа сохранит их назначение, хотя намерен пересмотреть концепцию использования, сообщил генеральный директор ООО «Аркада Холдинг» Алексей Каверин:

– Вложение в этот объект для компании представляется очень интересным. Представление о том, как он будет развиваться, безусловно, есть, но говорить об этом пока преждевременно. Намерены в ближайшее время встречаться с арендатором и согласовывать дальнейшие действия.

Сроки окупаемости вложений инвестор не обозначил, при этом расчеты, которые приводил ряд СМИ в ходе заявочной кампании, назвал некорректными.

– У нас другой порядок цифр. Прежние расчеты делались исходя из действующей арендной ставки и были весьма условными, – заявил Алексей Каверин.

Он уточнил, что актив приобретается как на собственные средства компании, так и на заемные.

Совершенная сделка для сложившейся в последние полгода экономической ситуации является одной из самых больших, считают эксперты.

– Рынок торговой недвижимости сегодня является одним из самых рискованных. По этой причине поиск покупателя затянулся. Заявочная кампания продлевалась не единожды. Тем не менее сделка состоялась. Это означает, что инвестор выработал для себя дальнейшее перспективное развитие объекта, – прокомментировала сделку партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ Ольга Архангельская.

Согласно законодательству, при эксплуатации объекта для сохранения его культурной и исторической ценности новый владелец обязан соблюдать все охранные обязательства. Здание передано в аренду ОАО «Торговый дом ЦУМ» на основании охранно-арендного договора сроком до 31 декабря 2045 года. Нежилые помещения общей площадью 7082,9 кв. м расположены в здании по адресу: ул. Петровка, д. 2, стр. 2. Здание построено в 1974 году и представляет собой 6–7 этажный объект с четырьмя подземными этажами. Продаваемые помещения расположены на 4–7 м этажах. Большая часть площадей сосредоточена на 5–7 м этажах здания, небольшое помещение площадью 262,5 кв. м находится на 4-м этаже. Помещения переданы в аренду ОАО «Торговый дом ЦУМ» на основании договора аренды сроком по 31 октября 2022 года.

Для сохранения объекта инвестору в течение трех лет с момента передачи в собственность предстоит отреставрировать фасады и интерьеры по согласованной с городскими властями проектной документации. После завершения ремонтно-реставрационных работ собственник должен проводить поддерживающие работы.

Главное здание ЦУМа построено в 1906 году и является объектом культурного наследия регионального назначения. Его состояние оценивается как удовлетворительное. Реставрационные работы по фасадам проводились в 1997 и 2005 годах, тогда же были укреплены фундаменты здания. В 2006 году здание было приспособлено под современное использование. Реализованный объект представляет собой нежилое здание и нежилые помещения по ул. Петровка, д. 2, стр. 1 и 2, которые неразделимо связаны общим пространством, общими перекрытиями и единой кровлей.

ЦУМ расположен в самом центре Москвы, в непосредственной близости от памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театры, Московская оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный театр им. А.П.Чехова, Молодежный российский государственный академический театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового уровня («Метрополь», Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton). Здание построено в очень редком для столицы стиле английской готики с элементами модерна, архитектор – Роман Клейн. До революции 1917 года магазин назывался «Мюр и Мерилиз» и принадлежал торговой фирме, которую основали два шотландских предпринимателя Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз. После 1917 года магазин «Мюр и Мерилиз» закрылся, а в 1920-е годы вновь открыл свои двери, но с названием «Мосторг», которое вскоре сменил на привычное всем ЦУМ. В советское время ежедневно на прилавках магазина было представлено до 20 тыс. наименований товаров – от канцелярских скрепок до норковых манто. В 1970-е и 2000-е годы магазин перестраивался, увеличиваясь в объемах. Сегодня ЦУМ – одно из модных мест Москвы, где представлено более тысячи брендов мировой модной одежды, парфюмерии и ювелирных украшений. ЦУМ стал первым в России универсальным магазином формата departmentstore. Здесь работает ресторан авторской кухни, есть сигарная комната, кафе и бар шампанского. Появление новых коллекций в ЦУМе сопровождают ежесезонные рекламные кампании со звездами модного бизнеса – Милой Йовович, Наоми Кэмпбелл, Дарьей Вербови, Малгосей Белой, Матиасом Лауридсеном. В мероприятиях ЦУМа участвуют известные модельеры, такие как Каролина Эррера, Ролан Муре, Виктория Бекхэм.


Назад в раздел
КростОЭКТеплоцентрстройМОЭК
ДоркомэкспоСтройИнвест-3ШколаКоминвест-АКМТ