НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Цена победы. Битва за тендер Минобразования разгорелась нешуточная


Проводимые Министерством образования и науки торги стали объектом предметного разбирательства. Рассказывать о семи десятках тендеров едва ли имеет смысл, поэтому остановимся на двух из них.


Двенадцать претендентов на 6 млн рублей

Извещение об этом открытом конкурсе № 0173100003712000462 появилось на федеральном сайте госзакупок 11 октября 2012 года. Заказчику, в роли которого выступало Министерство образования и науки, требовалось провести изыскания в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007–2013 годы». Конкурс был разбит на два лота. Победитель первого должен был разработать проект концепции управления объектами интеллектуальной собственности в государственном секторе, а второго – «дорожную карту» перехода к эффективному контракту в сфере науки и пакета институциональных преобразований для ее реализации.

Битва среди претендентов разгорелась за первый лот. Начальная стоимость контракта была сравнительно небольшой (6 млн руб.), хотя победителю предстояло осуществить достаточно большой объем работ. В техническом задании говорилось, что на первом этапе научно-исследовательских работ нужно отобрать и проанализировать нормативные документы, касающиеся создания объектов интеллектуальной собственности в государственном секторе, а также распределения, передачи и использования исключительных прав на них в ходе научного познания и коммерциализации результатов этой деятельности.

Исследуемые документы должны не только охватывать объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России либо государственным учреждениям и предприятиям, но и затрагивать вопросы использования их в интересах общества.

Победителю также необходимо было выяснить, как менялись за последние 10 лет экономические показатели, которые отражают процессы управления объектами интеллектуальной собственности в государственном секторе. Все эти изыскания оценивались заказчиком в 1,8 млн руб. и должны были завершиться к 28 февраля 2013 года. Затем подрядчик был обязан перейти ко второму, более дорогостоящему и продолжительному этапу работ.

Воспользовавшись результатами анализа, победителю конкурса нужно было разработать проект концепции управления объектами интеллектуальной собственности в государственном секторе. В ней должны быть изложены принципы государственного воздействия на весь цикл жизни интеллектуального продукта в государственном секторе, начиная от его создания и заканчивая его преобразованием в инновационные товары, работы и услуги. Проект нужно было разработать в течение 135–180 дней. Заказчик подчеркивал, что результаты исследований будут использованы в нормотворческой деятельности Минобрнауки.

Победителю в течение месяца после заключения контракта был обещан аванс, равный 30% от стоимости контракта. При этом заказчик по первому лоту не требовал от исполнителя обеспечения ни заявки, ни исполнения контракта. Заявки оценивались по трем критериям: наиболее значимым являлась квалификация участника конкурса (45%), затем следовала цена контракта (35%) и срок выполнения работ (20%).

Чтобы подтвердить свою квалификацию, претендент на победу должен был предоставить заказчику сведения о кадровом составе предприятия, в частности, о наличии в нем докторов и кандидатов наук, а также специалистов с высшим образованием без ученой степени. Также необходимо было предъявить тематические статьи, опубликованные сотрудниками за последние три года, и индекс их цитирования по данным WEB of Science, Scopus и подобных систем.

Кроме того, участник был обязан предоставить информацию о количестве и стоимости проведенных за последние три года работ в предметной области лота, которые осуществлялись в рамках федеральных, региональных либо ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий, в том числе по заказам Минобрнауки, Роснауки или Рособразования. Необходимо было также подтвердить успешность и высокий уровень этих изысканий, предъявив награды, премии, дипломы и отзывы заказчиков.

Таким образом, условия контракта не были жесткими, поэтому не удивительно, что желающих выиграть этот лот оказалось много: заявки подали 12 фирм, из которых шесть были допущены до участия в конкурсе.

Кто и как выиграл конкурс

Победителем прошедшего 11 ноября конкурса стала ООО «Юридическая компания «Группа Независимых Консультантов», на второе место вышла автономная некоммерческая организация «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности».

Примечательно, что обе эти организации снизили максимальную цену контракта до 5,5 млн руб. и потому набрали одинаковое число баллов (5,83) по соответствующему критерию. Предложенные ими сроки исполнения подряда также не отличались друг от друга. При этом у Республиканского НИИ интеллектуальной собственности оказались выше и профессиональная репутация участников (10,2 балла против 9,15), и опыт выполнения подобных работ (15 баллов против 14,85).

В данном случае трудно обвинить членов конкурсной комиссии в необъективности.

Республиканский НИИ интеллектуальной собственности хорошо известен как в России, так и за ее пределами, чего нельзя сказать об ООО «Юридическая компания «Группа Независимых Консультантов». Любопытный момент: в протоколе итогов рассмотрения заявок указан один адрес этой компании (Москва, Малая Сухаревская площадь, д. 6, стр. 1), а в сведениях о госконтракте – совсем другой (Москва, улица Каховка, д. 19, к. 1).

Тем не менее она в разные годы 8 раз выигрывала конкурсы Министерства образования и науки.

Почему же конкурс выиграла именно «Группа Независимых Консультантов»? Дело в том, что члены конкурсной комиссии очень высоко оценили технические характеристики создаваемой ею научной продукции. По этому критерию фирма получила 15 баллов, в то время как НИИ – всего 13,2. Даже очень внимательно прочитав конкурсную документацию, сложно понять, по какому принципу рассчитывается этот показатель.

Там лишь сказано, что он определяется как среднее арифметическое оценок, присужденных заявке всеми членами комиссии, что не исключает субъективизма. Так или иначе, оценка именно по этому критерию помогла юридической компании получить над конкурентом перевес в 0,6 балла и победить в конкурсе.

Но Республиканский НИИ интеллектуальной собственности сдаваться не пожелал и пожаловался в Федеральную антимонопольную службу. Директор института Владимир Лопатин перечислил награды и заслуги НИИ: в 2010 и 2012 годах он был признан лучшей научной организацией России по решению Совета во главе с нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым. При этом Владимир Лопатин обратил внимание антимонопольщиков на то, что ООО «Юридическая компания «Группа Независимых Консультантов» не известна никому в научном мире. Мало того, в открытом доступе отсутствует какая-либо информация о кадровом составе, научном потенциале и качестве ее работ.

Министерству образования и науки, по словам Владимира Лопатина, уже не раз указывали на этот факт, однако реакции не последовало. Директор НИИ посчитал, что действия заказчика подпадают под признаки коррупции.

Однако в ФАС не стали рассматривать вопрос о том, являются ли претензии директора НИИ обоснованными. Нарушений порядка оценки заявок, прописанного в конкурсной документации, антимонопольщики не выявили. При этом в самой ФАС не стали оценивать квалификацию участников тендера и качество выполняемых работ.

Комиссия ФАС, сославшись на ч. 3.2 ст. 60 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заключила, что в соответствии с ней рассмотрение подобных жалоб не относится к полномочиям антимонопольных органов. И порекомендовала директору НИИ обратиться в суд.

Тендер на заграничную презентацию прошел с нарушением

Теперь перейдем к другому тендеру, стиль проведения которого, заключающийся в игнорировании законодательства о госзакупках, можно обнаружить, пожалуй, в каждом регионе России.

Извещение № 0173100003713000330 об аукционе появилось на федеральном сайте госзакупок 26 августа прошлого года. Министерство образования и науки искало разработчика технической документации для представления инновационной деятельности российских вузов на Международной выставке образовательных технологий и услуг Salon L'Etudiant, которая прошла в феврале нынешнего года в Париже. Начальная цена контракта составляла 2,5 млн руб.

На эти деньги победитель тендера должен был договориться с французской дирекцией выставки о предоставлении площади для размещения экспозиции Минобрнауки.

Кроме того, требовалось разработать и согласовать концепцию российского стенда, его дизайн-проект, а также макеты элементов оформления и план использования мультимедийных средств, включая плазменные панели, проекторы, звуковое и световое оборудование.

Итоги аукциона были подведены 3 сентября 2013 года. Заявку подал лишь один участник – ООО «РТВ-Медиа». С ним заказчик и заключил контракт, стоимость которого не была снижена ни на копейку. А ведь, согласно ФЗ-94, тендер, на который подается всего одна заявка, объявляется несостоявшимся, после чего заключается контракт с единственным участником. В данном же случае один этап был пропущен: на сайте госзакупок не значится, что аукцион не состоялся.

Конечно, речь идет лишь о несоблюдении буквы закона, которое никак не могло повлиять не результат. Однако нарушение есть нарушение, поэтому депутат Госдумы Владимир Бурматов подготовил официальные запросы в налоговую службу и Генпрокуратуру с просьбой провести проверку контрактов Минобрнауки.

– Ответа из ведомства на мой депутатский запрос не последовало. Буду инициировать прокурорскую проверку. Результаты подобных тендеров необходимо отменить, потому что очевиден признак их фиктивности, – заметил Владимир Бурматов.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМОЭСКМИЦКапитал
ШвабеМОСПРОМСТРОЙСтройИнвест-3