ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Без вариантов. Когда поставщик действительно единственный


В некоторых случаях при проведении госзакупок возникают ситуации, когда наличие единственного поставщика не свидетельствует о том, что закупка искусственно подгоняется под определенного участника торгов и нарушается основной принцип контрактной системы – конкурентность.

Наоборот, как раз именно требование закона о состязательности в данных закупках выглядит формальной и ненужной процедурой. Закон № 44-ФЗ предполагает такие ситуации и делает исключения, разрешая закупки у единственного поставщика, но не всегда. Иногда заказчику приходится имитировать конкурсные процедуры, добиваясь признания торгов несостоявшимися и заключения договора с единственным заявившимся участником. Рассмотрим и тот, и другой варианты на конкретных примерах.

Как муниципальному заказчику, строящему жилой дом, осуществить закупку коммуникационных сетей, построенных и введенных в эксплуатацию поставщиком по конкретному адресу строительства дома?

Обществом с ограниченной ответственностью по конкретному адресу построены и введены в эксплуатацию коммуникационные сети (освещение, газ, вода) стоимостью более 100 тыс. руб. Муниципальному заказчику необходимо купить данные сети для дальнейшего строительства жилого дома. Статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такая закупка не предусмотрена. Каким способом определения поставщика заказчик должен осуществлять такую закупку?

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого закона. Из всех перечисленных в этом перечне оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, использование которого принципиально возможно в приведенной ситуации, на наш взгляд, предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно указанному пункту, с единственным контрагентом может быть заключен контракт, предметом которого является приобретение для обеспечения муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном местной администрацией.

Соответственно, если указанные в вопросе сети могут быть отнесены к перечисленным видам имущества, они могут быть приобретены на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии принятия местной администрацией соответствующего решения. Схожая позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 19.09.2014 № Д28И-1836.

Иные основания для приобретения коммуникационных сетей стоимостью более 100 тыс. руб. без проведения конкурентных процедур Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Поэтому, несмотря на то что при изложенных в вопросе обстоятельствах организация конкурентных процедур практически лишена смысла, осуществление закупки без использования одного из таких способов не соответствует Закону № 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации заказчику необходимо определять продавца коммуникационных сетей, используя конкурентные способы (в рассматриваемом случае это может быть конкурс, электронный аукцион или, при соблюдении ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ, запрос котировок). И лишь в случае признания соответствующего способа определения контрагента несостоявшимся закупка при определенных обстоятельствах может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Может ли казенное учреждение арендовать нежилое помещение у единственного контрагента?

Возможно ли заключение государственного контракта на аренду нежилого помещения казенным учреждением, выступающим по такому договору арендатором, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Прежде всего, следует отметить, что, исходя из положений ч. 1 ст. 1, п. 3, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками, обязанными руководствоваться Законом № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона №44-ФЗ, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, заказчик обязан проводить электронный аукцион, кроме случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений (возможность заключения договора аренды недвижимого имущества по итогам проведения запроса предложений, как видно из ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, законодательство не предусматривает), осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ. Услуги, связанные с недвижимым имуществом (код 70 по ОКПД, включающий услуги по сдаче в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе служебных помещений (код 70.20.12.000 по ОКПД)), включены в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019 р. Таким образом, договор аренды помещения может быть заключен учреждением либо по итогам проведения электронного аукциона, либо с учетом требований Закона № 44-ФЗ по итогам проведения запроса котировок или осуществления закупки у единственного контрагента.

В свою очередь, осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. К таким случаям относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В связи с этим надо пояснить, что ни Закон № 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), не раскрывают понятия «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды» и т.п. В то же время, согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей этого закона признается государственный или муниципальный заказчик либо, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, осуществляющее закупки. При этом, как видно из п. 5–6 ст. 3 этого закона, казенные учреждения отнесены к государственным и муниципальным заказчикам. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона № 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных казенных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные. Соответственно, договор аренды помещения может быть заключен казенным учреждением, выступающим по такому договору в качестве арендатора, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Является ли закупкой оказание преподавателем платных услуг по проведению учебных занятий в бюджетном учреждении дополнительного образования детей (школе) и каким образом можно с ним заключить договор по Закону № 44-ФЗ?

Бюджетное учреждение дополнительного образования детей (школа) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Преподаватель школы оказывает платные услуги по проведению учебных занятий. С ним заключен договор возмездного оказания услуг на учебный год. Является ли закупкой услуга, заключенная с преподавателем? По какому пункту ст. 93 ФЗ-44 учреждение имеет право заключить с ним до говор? Каким методом предпочтительно обосновать начальную (максимальную) цену контракта при заключении данного договора?

Во-первых, как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

По смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые признаются заказчиками, любых возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих приобретение ими товаров, работ или услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот закон не применяется.

Из п. 4 ст. 3 ФЗ-44 следует, что участником закупки наряду с любым юридическим лицом может быть и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, указанный закон в полном объеме распространяется на заключаемые заказчиками гражданско-правовые договоры (контракты), поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по которым выступают физические лица.

Таким образом, заключение и исполнение указанного в вопросе договора с физическим лицом представляет собой закупку, которая должна осуществляться учреждением в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ-44, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 ФЗ-44, выбирает в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.

Как видим, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 93 этого закона.

Системный анализ ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закупки у единственного контрагента требуется наличие специального основания. Таким основанием могут быть особенности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулирование какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. В связи с этим необходимо отметить, что Минэкономразвития России в письмах от 12.08.2011 № Д02-6231, от 07.09.2011 № Д28-326 указало, что разные пункты ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливают самостоятельные основания для заключения контракта с единственным контрагентом. Вполне резонно, что ввиду схожести правового регулирования в этой части приведенные разъяснения остаются актуальными и применительно к отношениям, ныне регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это вытекает из самого характера исключительности закупки у единственного контрагента.

Поэтому из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным и закупка преподавательских услуг у единственного контрагента должна осуществляться по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (даже в том случае, если цена указанного в вопросе контракта не превышает предельных значений, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44).

В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются и обосновываются посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, предусмотренное этой нормой требование о необходимости обоснования при закупке у единственного контрагента невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, цены и иных существенных условий контракта не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного контрагента по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 этой статьи.

Таким образом, в силу прямого указания Закона № 44-ФЗ заказчик не обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете. На это указано и в п. 38 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.


Назад в раздел