ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Компромисс всегда возможен. Что делать, если обязательства по госконтракту не могут быть исполнены по вполне объективным причинам или по вине третьих лиц?


Предусмотреть все варианты развития событий в ходе выполнения условий госконтракта и обозначить в нем все способы разрешения конфликтных ситуаций вряд ли представляется возможным. Поэтому, когда не по вине поставщика (исполнителя, подрядчика) возникает ситуация, решение которой не охватывается условиями договора, во главу угла становится степень заинтересованности сторон в поиске взаимоприемлемого и взаимовыгодного выхода из создавшейся ситуации. Опираясь на действующее законодательство и действительно озаботившись обеспечением государственных и муниципальных нужд, стороны вполне могут достичь компромисса, избежав разбирательства в суде, и в результате полностью исполнить взаимные обязательства. Именно такие ситуации предлагаются для рассмотрения ниже.

На каких условиях можно расторгнуть контракт по соглашению сторон?


До окончания срока действия контракта подрядчик не сможет выполнить весь объем работ по контракту по объективным причинам (метеорологические условия препятствуют выполнению работ на автомобильных дорогах).

Можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон (предполагается заключение такого соглашения 31 декабря, в последний день срока действия контракта) с оплатой подрядчику по цене контракта пропорционально фактически выполненному объему работ?


В первую очередь надо отметить, что положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ограничивают возможность изменения условий контракта, заключенного в соответствии с этим законом, случаями, предусмотренными ст.ст. 34 и 95 того же закона (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – контрактом, по предложению заказчика на основании соглашения сторон может быть уменьшен предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%, при этом стороны обязаны уменьшить цену контракта, исходя из цены единицы работы (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если объем работ по контракту, который будет фактически выполнен подрядчиком, по тем или иным причинам уменьшается более чем на 10% по сравнению с объемом работ, предусмотренным контрактом, заключить соглашение об уменьшении объема работ стороны не могут. В этом случае выходом из ситуации может быть расторжение контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Эта норма соотносится с правилом п. 1 ст. 450 ГК РФ, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не ограничивают право сторон в любое время заключить соглашение о расторжении договора подряда (контракта на выполнение работ). Поэтому для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на его расторжение.

По общему правилу при расторжении договора по соглашению сторон обязательства сторон прекращаются с момента заключения соответствующего соглашения (п.п. 2, 3 ст. 453 ГК РФ). Пунктом 4 ст. 453 ГК РФ предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

По смыслу этих норм, а также соответствующих положений ГК РФ, которые применимы к рассматриваемым отношениям в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, при расторжении контракта на выполнение работ оплата подрядчику должна быть произведена исходя из цены контракта пропорционально фактически выполненному объему работ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта, оформив приемку заказчиком фактически выполненного подрядчиком до расторжения контракта объема работы (ч.ч. 1, 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом подрядчик сохраняет право на оплату выполненных работ, исходя из цены контракта (если работы выполнены надлежащим образом).

Аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 11.12.2014 № Д28и-2815, в котором указано, что в случае невозможности выполнения работ по контракту в полном объеме стороны вправе расторгнуть его по соглашению сторон на выполненном объеме, при этом обязательства сторон по такому контракту прекращаются. Специалисты того же ведомства в ряде писем указывали, что, если контракт невозможно выполнить в установленные сроки, он может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (письма Минэкономразвития России от 10.02.2015 № Д28и-175, от 29.01.2015 № Д28и-186, от 18.12.2014 № Д28И-2834).

Разумеется, подрядчик может не согласиться на расторжение контракта в ситуации, когда выполнение работ в полном объеме до окончания срока действия контракта оказалось невозможным ввиду чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В этом случае за ним остается право выполнить работы по прекращении действия этих обстоятельств и потребовать их приемки и оплаты заказчиком, за исключением случая, когда контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту (п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 425 ГК РФ).

В заключение необходимо отметить, что, хотя расторжение контракта в рассматриваемом случае само по себе не противоречит требованиям законодательства, обоснованность непредъявления подрядчику претензий в связи с выполнением работ по контракту не в полном объеме, соответствие закупки работ принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ) могут оцениваться исходя из конкретных обстоятельств.

Возможно ли продление контракта, не исполненного по вине третьих лиц?

Могут ли стороны контракта для федеральных нужд по строительству, заключенного на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», продлить сроки исполнения данного контракта, заключенного на 1 год (на 2016 год), если контракт не исполнен по вине третьих лиц (необходимость продления сроков контракта возникла из-за внесения изменений в проектную документацию)?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ч. 13 ст. 34 данного закона, согласно которым в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными. Таким образом, предусмотренный контрактом срок исполнения предусмотренных контрактом обязательств, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в случаях, установленных законом.

Рассматриваемая ситуация не подпадает ни под один из случаев изменения существенных условий контракта, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

– уменьшение ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

– к рассматриваемой ситуации не относится очевидным образом;

– изменение на основании решения Правительства РФ условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд не менее чем на три года, исполнение которого по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно и цена контракта составляет не менее 10 млрд рублей (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186) – поскольку в рассматриваемой ситуации контракт заключен на 1 год;

– изменение в 2015 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2015 году (ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) – поскольку изменение срока исполнения контракта по этому основанию возможно только в пределах 2015 года (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198; смотрите также письмо Минэкономразвития России от 09.07.2015 № Д28и-2081, письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 № Д28и-2047).

Так как иных оснований для продления сроков применительно к приведенной ситуации Закон № 44-ФЗ не предусматривает, стороны не вправе заключить дополнительное соглашение об изменении срока действия контракта и срока выполнения работ.

Вместе с тем отметим, что сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами срока действия контракта. Требование же ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, согласно которому заказчик обязан направить исполнителю требование об уплате пени в связи с нарушением срока исполнения обязательств, по логике закона, должно рассматриваться как устанавливающее соответствующую обязанность лишь для случаев виновного поведения подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, требовать от него уплаты пени заказчик не вправе (ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если же в приведенной ситуации контрактом предусмотрено, что по истечении срока его действия обязательства сторон по нему прекращаются с истечением срока, на который заключен контракт, у заказчика прекращается право требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств, а у контрагента – обязанность исполнять эти обязательства. Поскольку изменить прекращенный контракт невозможно, при таких обстоятельствах заказчик будет вынужден осуществить новую закупку указанных в вопросе работ.

Стороны не вправе изменить условия контракта о сроке его действия и о сроке выполнения работ, предусмотренных контрактом. Однако само по себе это обстоятельство не препятствует приемке выполненных работ за пределами срока действия контракта.

В заключение необходимо уточнить, что в целях разрешения обозначенной проблемы могут иметь значение конкретные формулировки, использованные в контракте. Представленные выше разъяснения касаются лишь содержания рассматриваемого вопроса, однако они не могут относиться ко всем возможным вариантам формулировок, использованных в контрактах.


Назад в раздел