ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Все расходы – через кассу. Субсидии и госконтракты переводят на казначейское сопровождение


Вызовы, поставленные перед бюджетной системой страны неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой и антироссийскими санкциями, потребовали принятия ряда решений, направленных на оптимизацию расходов и ужесточение контроля государственных финансов.

В условиях сложившейся экономической ситуации заметно усиление активности как государственных контрольных органов (Счетная палата, Федеральная антимонопольная служба и др.), так и общественного контроля. В 2016 году ужесточается и контроль самих финансовых потоков: это коснется широкого перечня бюджетных субсидий и государственных контрактов, которые переходят на казначейское сопровождение. Кроме того, усилятся меры противодействия нецелевому расходованию бюджетных средств, а неиспользованные деньги будут возвращаться в бюджет. Принимая такие решения, руководство страны дает понять, что не намерено и дальше терпеть разбазаривание государственных денег.

Особенности бюджета - 2016

Законодательную основу происходящих изменений заложила ст. 5 Закона № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Она устанавливает особенности использования бюджетных средств, получаемых отдельными юридическими лицами в текущем году. В соответствии с данной статьей, территориальные органы Федерального казначейства в целом ряде случаев осуществляют казначейское сопровождение государственных контрактов (договоров, соглашений), а также контрактов (договоров, соглашений), возникающих в ходе их исполнения. К числу указанных случаев относятся субсидии юридическим лицам (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений), а также взносы в уставный капитал выше упомянутых юридических лиц.

Казначейскому сопровождению также подлежат госконтракты на суммы свыше 100 млн руб., предусматривающие авансовые платежи, а также контракты юридических лиц – получателей бюджетных инвестиций, оплачиваемые из средств этих инвестиций и предусматривающие авансовые платежи. Исключение составят контракты, заключаемые в рамках государственного оборонного заказа, а также контракты, для которых в соответствии с законодательством предусмотрено банковское сопровождение. Кроме того, казначейское сопровождение предусмотрено для договоров с субподрядчиками в рамках упомянутых выше госконтрактов и контрактов юридических лиц, если они предусматривают авансовые платежи, а также для госконтрактов на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг (независимо от стоимости и от аванса) в случаях, устанавливаемых Правительством РФ. Порядок осуществления казначейского сопровождения был прописан в постановлении Правительства РФ от 04.02.2016 № 70. Главная цель введения новых правил – не позволить снять выделенные государством средства со счета и использовать их нецелевым образом. Получить деньги можно будет только после проверки запроса и только на конкретные платежи в рамках контракта, на который они выделялись. По мнению экспертов, это не создаст существенных проблем для добросовестных участников закупок. Для некоторых госзаказчиков вообще ничего не изменится, поскольку они выработали внутренние правила, запрещающие авансовые платежи, а значит, могут работать и без казначейского сопровождения контрактов. Вместе с тем новые правила усложнят жизнь посредникам, использующим «серые» схемы. В связи с уменьшением количества денег в банковской системе и их перетеканием в казначейство могут возникнуть проблемы и у некоторых банков, имеющих ограниченный доступ к рефинансированию.

Способ поторопить нерасторопных

В соответствии с Законом о бюджете на 2016 год ужесточается контроль неиспользованных бюджетных средств. Теперь госкомпании и иные получатели госинвестиций не смогут потратить их не по назначению: прокручивать в банках, вкладывать в ценные бумаги, в капитал других компаний и т. д. Все те средства, которые были выделены, но не израсходованы в прошлом году, должны быть до 1 апреля перечислены на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые в подразделениях Центрального банка РФ. До 1 июля текущего года главные распорядители бюджетных средств должны принять решение об использовании этих денег. Они могут быть израсходованы в текущем году либо на те же цели, на которые были выделены в прошлом, либо на какие-то иные, установленные бюджетом 2016 года. Если решение об их использовании не будет принято, то неизрасходованные средства вернутся в бюджет в качестве незапланированного дохода.

Вслед за принятием Закона о бюджете началась корректировка подзаконных правовых актов. Как уже было сказано, правительство приняло документ, регламентирующий казначейское сопровождение, а недавно Минфин внес проект правительственного постановления, связанного с исполнением Закона о бюджете и устанавливающего дополнительные ограничения для нерадивых бюджетополучателей. Если документ будет принят, то бюджетные обязательства, связанные с госзакупками на текущий год, должны быть поставлены на учет в установленном порядке в срок до 30 сентября. Если это не будет сделано, то главные распорядители средств федерального бюджета отзовут выделенное финансирование. Исключение из этого правила может быть сделано только по решению президента или правительства. Кроме того, получатели средств федеральной Адресной инвестиционной программы должны утвердить проектную документацию на объекты капитального строительства, возводимые в рамках этой программы, в срок до 31 марта. Если они это не сделают, то финансирование сократят, правда, насколько именно, в проекте не указано. А заключение соглашений на предоставление субсидий и других целевых межбюджетных трансфертов субъектам РФ, а также федеральным бюджетным и автономным учреждениям будет осуществляться в государственной информационной системе управления «Электронный бюджет».

Контроль госзакупок усилится

Между тем с начала следующего года казначейский контроль госзакупок еще более усилится. Это будет связано с вступлением в силу ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ – одного из последних еще не введенных в действие положений Закона о контрактной системе. Федеральное казначейство станет контролировать соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, с данными об объеме финансирования для осуществления закупок. Кроме того, оно проконтролирует соответствие идентификационных кодов закупок и объемов финансирования в целом ряде документов, связанных с закупочной процедурой: планах и планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков, проектах контрактов, направляемых участникам закупок, и подписанных контрактах, включенных в соответствующий реестр. Порядок осуществления казначейского контроля и порядок действий в случае обнаружения несоответствий еще предстоит выработать Правительству РФ. А учитывая тенденцию на усиление контроля бюджетных денег и наметившееся сближение правил закупок госкомпаний с требованиями к государственным закупкам, можно предположить, что и в Законе № 223-ФЗ могут появиться новации, связанные с казначейским контролем.

Будут ли сохранены особенности бюджета на текущий год в дальнейшем? Надо полагать, что будут. Во-первых, главный источник бюджетных проблем – низкие цены на нефть, он может сохраняться еще достаточно долго, что признал и Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию. Во-вторых, даже если проблем с доходами не будет, строгий контроль расходов, предотвращение нецелевого использования бюджетных денег – само по себе хорошо и правильно. Если бы соответствующие решения были приняты ранее, в период профицитного бюджета, сейчас, возможно, проблем было бы меньше. Просто раньше руки не доходили, а сейчас, в условиях кризиса, появился сильный стимул. Поэтому временные изменения вскоре могут стать постоянными, и участникам закупочной системы стоит к этому готовиться. Зато в будущем, когда внешнеэкономическая конъюнктура изменится в благоприятную сторону, а начатые проекты по импортозамещению станут давать реальную отдачу, возросшие доходы пойдут действительно на развитие, а не улетят в очередную «серую» схему.


Назад в раздел