ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Большое внимание для малого бизнеса. Как не заблудиться в лабиринтах законодательства об обязательных закупках у субъектов малого и среднего бизнеса


Малому и среднему предпринимательству в системе госзакупок создан режим наибольшего благоприятствования. Наладка механизма этого режима требует времени: одно дело – с помощью законодательных и нормативных актов предоставить преференции, другое дело – реализовать их в подзаконных актах и регламентах и вписать в практический оборот. В сопоставлении с другими пересекающимися определениями законов заказчикам иногда сложно вычислить вмененный законодательством обязательный процент закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается сложившейся практики, то она еще недостаточна для создания прецедентного подхода к возникающим коллизиям. Рассмотрим некоторые ситуации, требующие дополнительных разъяснений в части обязательных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Также на него распространяет свое действие Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Основные закупки происходят путем заключения договоров с единственным поставщиком. Включается ли в 10% совокупного объема договоров, которые организация, осуществляющая свои закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, обязана заключить только с субъектами малого предпринимательства, сумма тех договоров, что заключаются с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения конкурентных процедур («у единственного поставщика»)?

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правительство РФ вправе установить, в частности, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, и порядок расчета указанного объема. Положение об особенностях участия таких субъектов в закупке, годовом объеме закупки и порядке его расчета утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Согласно п. 5 Положения, годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения (то есть закупок, участниками которых могли являться только СМСП), должен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

По смыслу норм Закона № 223-ФЗ и Положения под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, надо полагать, понимается общая сумма стоимости (цен) всех договоров, заключенных заказчиком в отчетном году (за исключением указанного в п. 7 Положения).

В Законе № 223-ФЗ отсутствует определение понятий «закупка», «участник закупки». Вместе с тем из ряда положений закона № 223-ФЗ, в частности из п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 этого закона, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора, а под закупкой в Законе № 223-ФЗ понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Закон № 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Выбор способа закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора определяются исключительно требованиями Положения о закупке заказчика. Под участником же закупки в Законе № 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контрагента в случае осуществления закупки неконкурентным способом. Представляется, что именно в таком значении эти понятия используются и в Положении.

Действительно, из Положения не следует, ограничен ли перечень способов осуществления закупок, указанных в пп. «б» п. 4 Положения (то есть тех, участниками которых могут быть только СМСП), лишь конкурентными процедурами. В качестве косвенных оснований для такого вывода могут восприниматься пункты 11, 18, 19, 20, 23, 24, 26 Положения, где применительно к закупкам, указанным в пп. «б» п. 4 Положения, упоминаются лишь конкурентные процедуры, но не закупки у единственного контрагента. Кроме того, надо иметь в виду, что именно такой порядок установлен положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 которого закупки у единственного поставщика не учитываются при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных не коммерческих организаций. Поскольку принципиально подобный подход не исключен, а оценить судебную перспективу решения спора о возможности учета закупок у единственного контрагента, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства, при расчете объема закупок, предусмотренных пп. «б» п. 4 Положения, не представляется возможным, наиболее безопасным для заказчика, безусловно, является проведение достаточного для соблюдения п. 5 Положения количества конкурентных процедур, участниками которых могут быть только СМСП.

Вместе с тем нельзя не отметить, что ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение не содержат прямого указания на то, что под закупками, участвовать в которых могут только СМСП, в пп. «б» п. 4 Положения понимаются исключительно закупки, осуществленные конкурентными способами. Как уже отмечено выше, закупка у единственного контрагента также является закупкой, а сам такой контрагент – участником закупки. Следовательно, если в соответствии с п. 20 Положения в извещении о закупке, осуществляемой у единственного контрагента, а также в документации о закупке заказчиком указано, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, по логике вещей, нет никаких оснований для того, чтобы не рассматривать соответствующую закупку как осуществляемую в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения. Разумеется, для того чтобы такая закупка могла учитываться при расчете 10% совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, информация о ней должна быть опубликована на официальном сайте (письмо Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № Д28и-2498, письмо Минэкономразвития РФ от 09.07.2015 № Д28и-2073).

Надо подчеркнуть, что ни один из приведенных подходов не вытекает прямо из положений нормативных актов. Каких-либо разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу обнаружить не удалось, а выше изложенное является исключительно предположением, вытекающим из логики существующего законодательства, а также подзаконных актов и регламентов. За разъяснениями по вопросу применения п. 5 Положения можно обратиться в Министерство экономического развития РФ и Федеральную антимонопольную службу России.

Организация осуществляет закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (субъект естественных монополий). Она не включена в перечень конкретных заказчиков, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-Р, годовой объем выручки не превышает 50 млрд руб. Распространяется ли на организацию действие постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169? Как в перечне товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 8 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352), следует указывать наименование товаров, работ, услуг: так, как оно звучит в ОКПД 2, или нужно указывать конкретное название, как в предмете договора?

1. В соответствии с ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительство РФ утверждает порядок осуществления мониторинга соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством РФ отдельных заказчиков, а также порядок осуществления оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством РФ конкретных заказчиков. Положение о проведении мониторинга соответствия, а также Положение о проведении оценки соответствия утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169. Согласно п. 3 Положения о проведении мониторинга соответствия указанный мониторинг проводится в отношении заказчиков, определяемых в соответствии с п. 4 Постановления № 1169. В свою очередь, п. 4 Постановления № 1169 предусматривает, что мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 50 млрд рублей, за исключением заказчиков, в отношении которых осуществляется оценка соответствия.

Оценка соответствия проводится в отношении заказчиков, которые включены в перечень конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ с применением установленных критериев (п. 3 Положения о проведении оценки соответствия, п.п. 2, 3 Постановления № 1169).

Распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015№2258-р утвержден Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. Соответствующего перечня конкретных заказчиков, в отношении которых оценка соответствия проводится органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями (пп. «б» п. 3 постановления №1169), на сегодняшний день не существует.

Поскольку в рассматриваемом случае организация не включена в перечень конкретных заказчиков, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р, и годовой объем выручки организации от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает 50 млрд. рублей, на нее, соответственно, и не распространяются требования о проведении мониторинга соответствия и оценки соответствия, установленные в соответствии с постановлением № 1169.

2. В соответствии с п. 8 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352) для проведения торгов, иных способов закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 9 того же Положения определено, что перечень составляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, подразделов и рекомендуемым указанием групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг).

С 01.01.2016 п. 9 Положения действует в новой редакции (постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1217), согласно которой названный перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). Он включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

По всей видимости, из содержания ОКПД 2 (в частности из введения к этому классификатору) следует, что понятия «раздел» и «класс» в отношении продукции (услуг, работ) включают в себя не только буквенное или цифровое обозначение (например раздел А, класс 01), но и наименование группировки, объединяющей те или иные виды продукции (работ, услуг). Поэтому, надо полагать, при составлении перечня в соответствии с ОКПД 2 заказчик обязан в части, касающейся указания разделов и классов этого классификатора, включать в перечень наименования группировок с соответствующим обозначением товаров (продукции), работ и услуг (например, раздел F «Сооружения и строительные работы», класс 41 «Здания и работы по возведению зданий»). В том, что касается более детального описания товаров, работ и услуг, входящих в эти группировки, заказчик не связан определенными ограничениями (указание подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) имеет лишь рекомендательный характер). Поэтому детализировать в перечне товары (работы, услуги) вплоть до указания конкретных подкатегорий (т.е. аналогично тому, как их предполагается обозначить в договоре) заказчик не обязан, хотя и вправе это сделать.

В заключение надо добавить, что правоприменительной практики по заданным вопросам обнаружить не удалось, а изложенная точка зрения является одним из экспертных мнений специалистов компании «Гарант».


Назад в раздел