ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Правильный выбор. Особенности осуществления закупок автономными учреждениями


Возможность использования автономными учреждениями при госзакупках как Закона № 223-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ, бесспорно, положительный момент. Однако порой при участии в госзакупках такие компании теряют ориентацию в обилии законодательных и нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность, и не могут сделать правильный выбор: чем руководствоваться в том или ином случае?

На примерах из практики, представленных Службой правового консалтинга ГАРАНТ, постараемся дать ответы на некоторые вопросы.

Муниципальное автономное образовательное учреждение в установленные сроки разместило положение об осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ, но до настоящего времени осуществляет закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Может ли автономное учреждение это делать? Каким образом на законных основаниях автономному учреждению осуществлять закупки только по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономное учреждение, утвердившее положение о закупке, должно руководствоваться им при осуществлении закупок. Применять напрямую Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок автономное учреждение может лишь в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 15 указанного закона.

Осуществление автономным учреждением закупок в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в ситуации, когда такие закупки должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, может явиться основанием для административной ответственности автономного учреждения и его должностных лиц по ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке либо в антимонопольный орган действия (бездействие) учреждения как заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 9 и ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не дает закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого закона). Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 № Д28-317). Право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа не поставлены Законом о закупках в зависимость от каких-либо иных обстоятельств.

Соответственно, автономное учреждение вправе указать в своем положении о закупках, что оно руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ соответствующие изменения в положения о закупке могут быть внесены в любой момент при условии размещения их в единой информационной системе (ч. 10 ст. 8 Закона № 223-ФЗ) в течение 15 дней со дня утверждения.

При этом следует учитывать, что и в таком случае автономное учреждение считается осуществляющим закупки по Закону № 223-ФЗ, поэтому его требования, в том числе требования об информационном обеспечении закупки, будут распространяться на автономное учреждение, в частности, размещение плана закупки, информации о закупке должно производиться автономным учреждением по правилам ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Тип учреждения был изменен с бюджетного на автономное. До этого учреждение осуществляло закупки исключительно по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. По техническим причинам учреждение до сих пор не может зарегистрироваться в единой информационной системе в качестве заказчика по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ и разместить утвержденное положение о закупках (система путает наименование, организационно-правовую форму учреждения, используя предыдущие). В настоящее время автономное учреждение осуществляет закупки в соответствии с положением о закупке у единственных поставщиков (до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб.). При этом отчеты о таких закупках учреждение также по технической причине опубликовать не может.

На основании какого федерального закона до урегулирования ситуации с единой информационной системой автономное учреждение должно осуществлять закупки? Может ли учреждение осуществлять закупки, не руководствуясь указанными федеральными законами?


До истечения трехмесячного срока с момента изменения типа учреждения оно вправе осуществлять закупки без соблюдения требований Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, если в этот период им не будет размещено на официальном сайте положение о закупке. Однако такой подход связан с риском наступления неблагоприятных последствий.

По истечении трехмесячного срока и до размещения на официальном сайте положения о закупке учреждение при закупках должно руководствоваться положениями Закона №44-ФЗ в части определения контрагентов.

После размещения на официальном сайте положения о закупке учреждение должно осуществлять закупки в соответствии с этим положением и Законом № 223-ФЗ.

Автономные учреждения при закупках по общему правилу руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и лишь в специально установленных случаях – Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, чч. 4, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Соответственно, с момента создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения созданное учреждение вправе осуществлять закупки, руководствуясь лишь требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ, и размещенным в соответствии с требованиями данного Закона положением о закупке, за исключением случаев, установленных чч. 4, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона №223-ФЗ, заказчики, указанные в пунктах 1–3 ч. 2 ст. 1 этого закона (включая автономные учреждения) и созданные после дня его вступления в силу, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ утвержденного положения о закупке.

Из приведенной нормы не следует однозначно, распространяется она лишь на вновь создаваемые организации или в том числе и на случаи создания автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения. Если до изменения типа учреждения с бюджетного на автономное оно не размещало в единой информационной системе положение о закупке, то до размещения в единой информационной системе такого положения, но не дольше, чем в течение трех месяцев с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении типа учреждения (в рассматриваемом случае – до 4 декабря 2015 г.), оно вправе заключать договоры, направленные на приобретение товаров (работ, услуг), без соблюдения требований Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.

По истечении упомянутого трехмесячного срока и до размещения на официальном сайте положения о закупке учреждение при закупках должно в части определения контрагентов руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. С момента же размещения на официальном сайте положения о закупке учреждение должно осуществлять закупки в соответствии с этим положением и Законом № 223-ФЗ.

Однако еще раз следует обратить внимание на то, что однозначно правомерность такого подхода из положений ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ не вытекает. По всей видимости, учреждение в приведенной ситуации до размещения на официальном сайте положения о закупке может осуществлять все закупки, руководствуясь в части определения контрагентов положениями Закона № 44-ФЗ.

Автономное учреждение осуществляет все закупки, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положения о закупке. Правомерно ли автономное учреждение в 2015 году заключило договоры с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб. на поставку пищевых продуктов для нужд муниципального общеобразовательного автономного учреждения (средняя общеобразовательная школа)?


Обязано ли учреждение при осуществлении закупок учитывать требования постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»?

Автономные учреждения при закупках по общему правилу руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и лишь в специально установленных случаях Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (чч. 4, 6 ст. 15 этого закона, п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). То обстоятельство, что положение о закупке, действующее у заказчика, не позволяет однозначно определить способ закупки, который должен быть использован в целях приобретения тех или иных товаров (работ, услуг), само по себе не освобождает заказчика от необходимости руководствоваться Законом № 223-ФЗ и не является основанием для осуществления соответствующей закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.

Соответственно, за исключением вышеупомянутых случаев, автономное учреждение, утвердившее и разместившее на официальном сайте положение о закупке, осуществляет закупки, руководствуясь лишь требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ, и положением о закупке. При этом упомянутое в вопросе постановление от 04.02.2015 № 99 принято Правительством РФ в рамках полномочий, предоставленных положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и на закупки, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не распространяется.

Таким образом, поскольку приведенная ситуация не относится к предусмотренным законодательством исключениям, общеобразовательное автономное учреждение должно осуществить закупку пищевых продуктов в порядке, предусмотренном требованиями Закона № 223-ФЗ и положением о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки, в том числе и закупка у единственного поставщика (то есть без применения конкурентных процедур, п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В связи с этим Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в его праве установить любые условия применения тех или иных способов закупки: это право не поставлено в зависимость ни от суммы закупки, ни от вида договора, ни от каких-либо иных обстоятельств, например, предмета закупки.

Заказчик вправе предусмотреть в своем положении о закупке возможность заключения договоров по различным основаниям с единственным контрагентом, в том числе установить ограничения по применению тех или иных способов закупки. Аналогичного мнения придерживаются представители Минэкономразвития России (например, письмо от 26.08.2015 № Д28и-2452, письмо от 31.06.2015 №Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 № Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 № Д28И-2886). Поэтому в рассматриваемой ситуации общеобразовательное автономное учреждение вправе осуществлять закупку пищевых продуктов у единственного поставщика, если такое право не ограничено положением о закупке. Если же утвержденное заказчиком положение о закупке не позволяет определить способ, которым должна быть осуществлена указанная в вопросе закупка, заказчик вправе внести в положение о закупке соответствующие изменения, такая возможность прямо предусмотрена законодательством (например, ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).


Назад в раздел