ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Законы станут более совершенными


О грядущих изменениях в Налоговый кодекс РФ и законодательство в сфере госзаказа журналисту «Московских торгов» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.

– Владимир Владимирович, недавно в первом чтении был принят законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, соавтором которого Вы являетесь. Каким образом принятые меры будут способствовать развитию предпринимательства?


– Принятые в первом чтении поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации меняют правила отсчета налогового периода для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. В настоящее время для юридических лиц, зарегистрировавших свою организацию с 1 по 31 декабря, первый налоговый период в соответствии со ст. 55 Налогового кодекса наступает со дня создания предприятия и до конца календарного года, следующего за годом создания. Физические лица таким налоговым механизмом воспользоваться пока не могут, они вынуждены отчитываться по итогам года, причем независимо от того, в каком месяце зарегистрировались. Мы полагаем, что подобное «налоговое неравенство» в налогообложении организаций и индивидуальных предпринимателей не должно иметь места. Предложенная корректировка норм Налогового кодекса как раз устраняет это несоответствие, при этом значительно упрощая работу индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в последний месяц года.

– Какие еще изменения в Налоговый кодекс могут быть, по Вашему мнению, важными для развития инновационной промышленности России?

– Одна из ключевых проблем, стоящих перед промышленным сообществом, – подготовка высококвалифицированных научных, инженерно-технических и рабочих кадров, соответствующих требованиям сегодняшнего дня. На стимулирование работодателей, мотивацию предприятий в этом направлении направлены изменения, которые рассматривались на заседании Правительства РФ 16 ноября. Так, в настоящее время налоговые льготы установлены для работодателей, которые оплачивают учебу работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. Теперь такую льготу предлагается распространить на сетевые формы обучения, а также на учебу не только в образовательной, но и в научной организации. Льготы получат те работодатели, которые передают для подготовки специалистов оборудование или несут расходы на содержание используемых для обучения помещений. Кроме того, с целью стимулирования развития инновационных проектов предполагается снижение платежей по налогу на прибыль для организаций, которые участвуют в научно-технической работе, за счет расширения перечня расходов, которые можно учитывать при расчете налоговой базы. К ним можно будет относить не только затраты, которые пошли на создание новых технологий, но и деньги на покупку разработок, которые необходимы для завершения собственного проекта.

– Какую наиболее распространенную проблему в государственном заказе Вы можете отметить?

– Одна из самых злободневных проблем, реально ограничивающая возможности развития бизнеса, – финансовая недобросовестность госзаказчиков. Она является первопричиной для возникновения коррупционных возможностей, которые всегда появляются в случаях, когда срок оплаты заказа зависит от чиновников. Сегодня заказчики сознательно включают в контракты длительные сроки расчетов. В среднем по стране оплата производится за три месяца, но в отдельных случаях она растягивается и до года. Общая сумма долга госзаказчиков перед добросовестными партнерами превышает 33 млрд руб. Все это делает невозможным для подрядчика четкое финансовое планирование своих расходов и инвестиционных вложений, препятствует нормальному развитию предприятий. Известны факты, когда в банках появляются остатки, которые мотивируют тех или иных руководителей искусственно затягивать расчеты с исполнителями. В то же время с близкими коммерческими структурами расчет производится максимально быстро.

Принимая во внимание настоятельную потребность подрядчиков в переломе сложившейся сегодня ситуации со сроками оплаты работ по госзаказу, наш Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы одобрил законопроект, согласно которому заказчики будут обязаны рассчитываться за поставленные товары, работы или услуги в течение 30 дней с даты подписания документов о приемке. В противном случае в действие будут вступать штрафные санкции.

– На каких этапах госзаказа выявляется наибольшее число нарушений и злоупотреблений и какие субъекты Российской Федерации можно отнести к особо «отличившимся» в этом отношении?


– Проблемы, нарушения и злоупотребления в госзаказе распределяются по всем стадиям закупочной процедуры – от планирования и размещения заказа до заключения контракта и его исполнения. И они не зависят от уровня заказчиков, выявляясь как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Это четко показывают результаты постоянного мониторинга, проводимого Общероссийским народным фронтом в рамках проекта «ЗА честные закупки». Кстати, со времени его старта произведена отмена или устранены нарушения в более чем 728 сомнительных закупках на общую сумму 227 млрд руб. При этом на закупках предметов роскоши, автомобилей, чартерных перелетов и дорогой мебели удалось сэкономить порядка 20 млрд руб. Напомню, что проект ОНФ «ЗА честные закупки» был запущен 1 сентября 2013 г. Это открытая площадка, которая объединила тысячи активистов по всей стране, занимающихся борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний.

– Есть ли, по Вашему мнению, тенденция к снижению нарушений и злоупотреблений при осуществлении госзакупок?

– Положительная тенденция к снижению количества выявленных нарушений наметилась. Вместе с тем в том или ином виде они присутствуют в абсолютном большинстве закупок. В 2015 году Российской общественной организацией «Общественный контроль» были исследованы все этапы около 3000 закупок, при этом общее число выявленных закупок с нарушениями составило 97,9%. В среднем на каждый этап приходится около 95,5% госзакупок с нарушениями. За шесть месяцев 2016 года было исследовано 1570 закупок. Общее число закупок с нарушениями не превысило 96,8%, а усредненное значение по этапам составило 93,2%.

– Какие результаты работы контрактной системы в сфере закупок Вы могли бы отметить?

– В Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 30 сентября 2016 года размещено извещений о закупках на сумму более 3,79 трлн руб., что соответствует аналогичному показателю 2015 года. Эта цифра не учитывает контракты, сведения о которых составляют государственную тайну. Экономия бюджетных средств достигла 290 млрд руб. Среднее снижение цен при осуществлении закупок составило 8,9%. Прирост экономии по итогам отчетного периода составил 20,9% относительно аналогичного показателя прошлого года. Среднее количество участников закупок на торгах – три, и сохраняется оно на уровне 2015 года. По итогам проведения централизованных закупок в III квартале 2016 года заключено около 75 тыс. контрактов общим объемом более 200 млрд руб. На закупки товаров, работ и услуг в рамках централизованных закупок расходуются около 6,4% средств.

Фактически в 2016 году осуществляют закупочную деятельность около 190 тыс. заказчиков. В Топ-5 входят Департамент строительства Москвы, госкорпорация «Роскосмос», Минобороны России, Минпромторг России и Минздрав России. На их долю приходится около 9% общего объема заключенных контрактов. Значительно увеличился объем средств, направленных малому бизнесу по прямым контрактам. Его величина составила более 423,4 млрд руб., это на 34% больше аналогичного показателя прошлого года. Следует отметить, что общий объем закупок у единственного поставщика снизился на 18,4%. Преобладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 58% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.

– Какие системные механизмы и инструменты, по Вашему мнению, необходимо ввести, чтобы общественный контроль мог качественно содействовать преодолению недостатков контрактной системы?

– В настоящее время общественный контроль использует в основном известные инструменты – это общественный мониторинг закупок, общественное обсуждение закупок свыше 1 млрд руб. и декларации о наличии конкретных нарушений. А вот отработка системных механизмов и инструментов, способных отслеживать недостатки контрактной системы, выявлять нарушения и злоупотребления при госзакупках, содействовать устранению недостатков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях – задача самого ближайшего будущего. В этой связи следует отметить, что в рамках совершенствования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в настоящее время прорабатывается вопрос введения каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Наличие такого документа повысит прозрачность закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ и услуг. Их использование будет для заказчиков обязательным при планировании и осуществлении закупок. Кроме того, использование каталога позволит снизить издержки заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок, а также повысит конкуренцию при закупках за счет улучшения условий для поиска участниками рынка интересующих их закупок. Еще одно преимущество единого каталога заключается в снижении рисков совершения заказчиками непреднамеренных ошибок при планировании и осуществлении закупок, в том числе по причине включения в него информации о действующих нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления закупок конкретных товаров, работ и услуг. И еще об одном инструменте повышения эффективности контрактной системы необходимо сказать: это приведение существующей Единой информационной системы в сфере закупок к уровню информационно-аналитической системы мониторинга и контроля закупок.

– Правительство разработало постановление, которое закрепляет приоритет продукции российских производителей при проведении государственных закупок. Как Вы можете это прокомментировать?

– Постановление от 16 сентября 2016 года № 925 принято в рамках совершенствования работы по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Им определено право приоритета товаров, произведенных российскими производителями по отношению к товарам, произведенным за границей. Однако нормативная база для применения положений закона на практике отсутствовала, о чем справедливо говорили предприниматели во время встречи с премьер-министром страны в Улан-Удэ 7 сентября. Подписанное постановление, в котором определены порядок и условия предоставления приоритета, является легитимным основанием для представителей госкомпаний и бизнеса отдавать предпочтение российским производителям. Речь идет не только о товарах российского происхождения, но и о работах и услугах, выполняемых или оказываемых гражданами России. Этот документ, направленный на развитие всех отраслей российской экономики, вступит в силу 1 января 2017 г.


Назад в раздел