ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Тепло поставят на счетчик. Без поддержки со стороны государства инновационные технологии в сфере ЖКХ не внедрить


Энергоэффективность – это, вне всякого сомнения, основная черта любой успешной экономики нашего времени. Ведь от того, насколько эффективно распоряжаются ресурсами хозяйствующие субъекты, зависит процветание всего государства в целом. К сожалению, в нашей стране, с этим есть определенные проблемы. Как их решить, думали депутаты и эксперты.

Создать условия для рывка

В начале апреля состоялось открытое заседание Экспертного совета при комитете Государственной Думы по энергетике под названием «Энергоэффективность в теплоснабжении как единственный путь выхода из кризиса». Мероприятие было проведено при активном участии Общероссийского народного фронта (ОНФ).

В рамках заседания были продемонстрированы примеры модернизации систем централизованного теплоснабжения на примере российских городов. В ходе презентаций эксперты попытались раскрыть резервы роста энергоэффективности в системах централизованного теплоснабжения. Кроме того, были обсуждены законодательные и административные препоны, мешающие модернизации и росту энергоэффективности систем централизованного теплоснабжения.

Особое внимание было уделено практике энергосервисных контрактов, которые, пусть и с трудом, но пробивают себе дорогу в непростых экономических условиях.

Эксперты отмечали, что для модернизации отрасли и внедрения в нее таких передовых технологий, как энергосервисный контракт, есть все необходимые инструменты. В настоящий момент существуют технологии, позволяющие решать самые сложные задачи, у банков есть деньги, которые они могут выделять инновационным предприятиям в виде кредитов. Кроме того, в большинстве регионов тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, что создает отличные условия для модернизационного рывка. Компании и население понимают, что инфраструктура стареет и пора ее обновлять, однако примеры комплексной модернизации ЖКХ единичны.

Износ теплосетевой инфраструктуры достиг 70%, технологические потери в сетях – около 30%; коэффициент полезного использования топлива при совместной выработке тепла и электроэнергии на устаревших энергоблоках ТЭЦ – 54%, в то время как на современных блоках он достигает 80%. Однако обновлять их, за редким исключением, пока не на что. При этом ожидается, что к 2020 году 28 гигаватт действующих мощностей выработают эксплуатационный ресурс, и фактически каждая шестая станция может прекратить свою работу.

– Я долго работал в Мосэнерго. Зима 1979 года: минус 45 °С пять суток и дефицит по теплу на 30%. Наши нормы, в отличие от скандинавских, резервы тепла не предусматривают. Остановка любого агрегата должна обеспечивать среднемесячную температуру, а это только 11 градусов. Тогда нас очень подвела теплосеть, – рассказал советник президента ЗАО «Евроцемент групп» Виктор Кудрявый.

Правда, тогда же были сделаны соответствующие выводы.

– После той зимы мы поняли, что так нельзя, надо что-то делать. Посчитали, сделали реестр, сколько повреждений и на каких трассах. Разработали программу модернизации и делали теплотрассы километрами труб по тысяче – по тысяче двести миллиметров диаметром. И за пять лет сделали все необходимые обновления, – отметил Виктор Кудрявый. По его мнению, сейчас надо подумать о том, где взять на модернизацию финансовые средства.

Есть проблемы

Но построению энергоэффективной экономики мешают не только технические проблемы. Есть проблемы на законодательном уровне.

– Практика применения 261 Федерального закона «Об энергосбережении» выявила ряд проблем. В числе ключевых: несоответствие законодательной базы в сфере электроэнергетики сложившейся рыночной ситуации; недостаточная сбалансированность корпоративных инвестиционных программ с программами территориального развития; сокращение бюджетного финансирования проектов и мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и другие, – полагает депутат Госдумы Виктор Зубарев.

Эксперт отметил, что в настоящее время разработан проект «Энергетическая стратегия России до 2035 года». Центральной идеей данного документа является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. При этом роль ТЭК в экономике страны будет состоять в переходе от локомотива развития к стимулирующей инфраструктуре.

– Это такой принципиальный, мне кажется, вопрос. На сегодняшний день является крайне необходимым согласование стратегии с положением Федерального закона 172-ФЗ от 28 июня 2015 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации». И разработка связанных с реализацией данного закона нормативно-правовых актов. Кроме того, необходима корректировка базового Закона о энергоэффективности с положениями других федеральных законов. Например, необходимо учесть в реализации базового 261 закона, принятого в 2013 году, 44-й Федеральный закон «О контрактной системе», – считает депутат.

Тормозом к развитию отрасли является и не всегда продуманное госрегулирование.

– Сегодня теплоснабжение регулируется различными ведомствами, это регулирование очень противоречиво и непредсказуемо. Ну, посудите сами: индекс роста платежей граждан за коммунальные услуги регулируется Минстроем, разработка схем теплоснабжения – городскими администрациями, а утверждает схему теплоснабжения по крупным городам Минэнерго. Предельные тарифы на тепло, вырабатываемое ТЭЦ, регулируются ФАС, тарифы на теплоэнергию для потребителей регулируются местными регуляторами. И это далеко не вся система сдержек и ограничений, которая есть у теплоснабжающей организации. В силу того, что все это регулирование во многих случаях является непонятным, непрозрачным и противоречивым, то естественный результат – это неуклонный и непредсказуемый рост тарифов, – рассказал вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.

Решение есть

Выходом из той ситуации, которая сейчас сложилась в отрасли, может быть только энергоэффективность. По мнению заместителя Министра энергетики России Вячеслава Кравченко, медлить с внедрением этой практики больше нельзя.

– Является ли энергоэффективность выходом из той ситуации, которая сложилась в отрасли? Ответ – да, – полагает Вячеслав Кравченко.

Эксперт считает, что внедрению в экономику практик энергоэффективности будет способствовать внятная тарифная политика, направленная на повышение стоимости энергоресурсов. Ведь если что-то стоит дешево, то нет никакого смысла вкладывать в развитие энергоэффективных технологий.

– Важно сделать долгосрочные понятные правила игры и понимание инвестора, что у него те средства, которые он вложит, которые он сэкономил, не отнимут. В противном случае никаких других стимулов просто-напросто быть не может, – считает Вячеслав Кравченко.

Одновременно с экономическими мерами должны применяться и чисто административные.

– Следующее действие по внедрению энергоэффективности – это жесткое администрирование. Не только создание экономических стимулов, но и введение запретов, новых стандартов, требований к строительным технологиям, к оборудованию и так далее, – полагает Вячеслав Кравченко. – Поэтому давайте создавать стимулы и не будем бояться. Если все объяснять открыто, честно, как все это будет, и выстроить систему контроля, то все получится. Эксперт отметил, что время для разговоров уже закончилось и действовать нужно прямо сейчас.

В результате теплоэнергетика вместе с энергоэффективными технологиями, такими как, например, энергосервисный контракт, может стать локомотивом всей экономики.

– Считаю, что энергосбережение должно стать тем институтом, который позволит вывести российскую теплоэнергетику на качественно новый уровень, сделать отрасль инновационно ориентированной, – полагает член комитета Госдумы по энергетике Петр Пимашков.

Депутат сказал, что теплоэнергетика нуждается в колоссальном объеме средств на модернизацию. До 2025 года потребности в инвестиционных ресурсах оцениваются более чем в 2,5 трлн руб.

Опыт регионов

Первый заместитель генерального директора АО «Татэнерго» Айрат Сабирзанов рассказал о том, что в регионе уже сейчас идет модернизация отрасли, в тех же Набережных Челнах уже практически все дома переведены на индивидуальные тепловые пункты (ИТП).

– В Казани же в этом году стартовал последний, завершающий этап, в результате которого к началу отопительного сезона будет 100-процентная ликвидация центрального отопления и полный переход на индивидуальные тепловые пункты, – рассказал Айрат Сабирзанов.

Добиться этого удалось благодаря обширной программе, принятой местными властями, а кроме того, были использованы средства фонда капитального ремонта. Установка ИТП в таких крупных агломерациях дает ощутимый эффект. Потребление тепла снижается на 26%, и это очень серьезная экономия. Однако запустить такие программы в других регионах страны пока не удается. У многих муниципалитетов нет воли и средств, возможности договориться с бизнесом и найти общие интересы.

Примеры выгодности установки ИТП представили и другие
компании – «Фортум» и «Т-Плюс», однако массовой установки этого оборудования пока не наблюдается. Дело в том, что ИТП устанавливается на территории дома, а значит, необходимо решить массу юридических проблем. В Татарстане благодаря специфике региона это удалось сделать, в других регионах – пока нет. В то же время установка ИТП – это лишь первый шаг на пути большого модернизационного рывка: далее необходимо переходить к латанию труб и реконструкции теплоисточников. На всю эту программу необходимо найти около 5 трлн руб. Цифра большая, однако если растянуть программу на 10 лет, то необходимо лишь 500 млрд руб. инвестиций в год. Учитывая, что размер выручки всей отрасли в районе 2–2,5 трлн руб., непосильными такие деньги не кажутся.

Пример Татарстана показал, что технологии энергоэффективности должны внедрятся не указом сверху, а исходить из потребностей каждого муниципалитета.

– У каждого муниципалитета есть свой потенциал, который он в состоянии раскрыть, дать ему поддержку, дать ему правильные предложения и решения. И они могут заработать на самом достаточно эффективном уровне, – поделился своими соображениями заместитель руководителя Администрации городского округа Химки по экономике, финансам и инвестициям Владимир Маркин.

Муниципалитеты могут эффективно расходовать свой бюджет, привлекая инвесторов. По мнению Владимира Маркина, такая политика привела к тому, что «мы сегодня имеем пул инвесторов, у нас дерутся за Химки», чтобы получить возможность вкладывать в наружное освещение города.

– Мы получаем 25 миллионов рублей экономии в год только
на эксплуатации. А все потому, что в городе была организована система «умного» управления светом, – рассказал чиновник.

Законодатели и общественники, присутствовавшие на мероприятии, пришли к пониманию того, что рывок в отрасли возможен. Правда, для этого необходима поддержка инициатив по введению энергоэффективных практик со стороны государства. Притом что бизнес технологически готов к рывку. Тут главное – не мешать людям делать свою работу, и тот самый большой модернизационный рывок в ЖКХ, о котором не говорит разве что совсем уж ленивый, обязательно произойдет.


Назад в раздел