ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Инвесторов зовут в тепло. Московский опыт реализации энергосервисных контрактов планируется тиражировать на федеральном уровне


Энергосервисные контракты – это наиболее простой путь внедрения энергосбережения в жилом секторе, не требующий дополнительных затрат. В выигрыше оказываются и государство, и жильцы, и инвестор, но пока эта практика не получила в нашей стране достаточного развития. В том, почему так происходит, попытались разобраться федеральные и региональные чиновники, представители энергосервисных компаний и объединений жилищного самоуправления в ходе круглого стола «Методика вовлечения энергосервисных компаний в модернизацию регионального жилищного фонда в рамках энергосервисных договоров», проведенного Аналитическим центром при Правительстве России.

Открывая круглый стол, референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Виталий Ковальчук отметил важность проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, а также слабый охват этого сектора энергосервисными услугами. Руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Мария Шилина рассказала об основных проблемах, с которыми сталкиваются энергосервисные компании при «вхождении» в дом, а также о разработанных центром предложениях по запуску энергоэффективной модернизации жилищного фонда.

На долю потребителей жилых домов (многоквартирных и индивидуальных) приходится около 42% тепловой энергии, 16% электроэнергии и 25% природного газа, потребляемых в стране. При этом более 60% конечной энергии приходится на цели отопления, более 18% – на горячее водоснабжение и около 17% – на прочие нужды. Несмотря на то что в последние годы расход энергии на 1 кв. м жилой площади сократился на 14%, а число помещений, оборудованных приборами учета ресурсов, выросло, в ряде случаев показатели энергоэффективности в жилищном секторе оказались хуже запланированных. Основными сдерживающими факторами являются сложная процедура утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании собственников, необходимость увязать интересы множества участников процесса – собственников жилых помещений, управляющей компании, банка и энергосервисной компании.

– Наибольший опыт заключения энергосервисных контрактов в жилом секторе накоплен сегодня в Москве, где за реализацию городской программы энергосбережения отвечает ГКУ «Энергетика» – структура, подчиненная городскому Департаменту топливно-энергетического хозяйства. Успешная реализация энергосберегающих мероприятий возможна – это подтверждают результаты, полученные на территории города Москвы ГКУ «Энергетика», – говорит его директор Игорь Фролов.

В Москве все квартиры оборудованы счетчиками электроэнергии, которые позволяют жителям следить за ее потреблением, большинство московских квартир оборудованы индивидуальными приборами учета расхода горячей и холодной воды. Однако установки для учета и регулирования потребления тепловой энергии имеются пока лишь в очень немногих многоквартирных домах столицы. Они есть лишь в новостройках, введенных в строй на протяжении нескольких последних лет, а также в зданиях, прошедших капитальный ремонт с утеплением фасада. В прочих же домах у жильцов нет возможности влиять на процесс подачи теплоносителя в отопительную систему жилого здания – это часто приводит к явлению «перетопа».

Избежать этого позволяют автоматизированные узлы управления (АУУ). Работает система следующим образом: специальные датчики, установленные на трубах, анализируют параметры теплоносителя на входе и на выходе в дом. Еще одна группа датчиков фиксирует изменения температуры на улице и температуру внутри помещений здания. В зависимости от ситуации автоматический узел управления может либо уменьшить подачу теплоносителя на ввод дома, либо повторно подать в батареи теплоноситель, уже пропущенный через отопительную систему здания, но не растративший еще до конца накопленное тепло.

– При помощи АУУ жильцы дома смогут потреблять только то количество тепла, которое необходимо для поддержания комфортной температуры в их квартирах.

Жильцы должны уяснить, что система призвана поддерживать в доме оптимальную температуру, никто не собирается экономить за счет «недотопов» и вымораживания помещений, – пояснил Игорь Фролов.

Еще один полезный эффект, которого удается достичь за счет внедрения АУУ, – равномерная подача тепла во все квартиры здания. В обычных домах вода в батареи на первых этажах подается самая горячая, и пока она доходит до верхних этажей, то успевает остыть. В домах, оснащенных АУУ, этого можно избежать за счет элеваторного принципа подачи тепла.

С осени 2013 года в столице проводится масштабный эксперимент, в рамках которого в четырех домах на улице Гарибальди в районе Черемушки Юго-Западного округа внедрены автоматические узлы управления системой отопления.

Установка АУУ позволила сократить расход потребляемой энергии на 30–35%.

В этом году такие системы будут установлены в 300 домах в Восточном и Юго-Западном административных округах.

Однако внедрять АУУ за счет города слишком накладно – стоимость одного такого устройства составляет от 300 до 500 тыс. руб. в зависимости от модификации. Поэтому в городском Департаменте топливно-энергетического хозяйства решили, что оптимальным механизмом для их установки станут энергосервисные контракты. После того как оговоренный в контракте уровень рентабельности достигнут, оборудование передается на баланс управляющей компании. Понятно, что в первые годы после установки оборудования жильцы не сразу заметят эффект от внедрения энергосберегающего оборудования, поскольку большую часть сэкономленных средств заберет энергосервисная компания. Однако когда срок окупаемости оборудования истечет, обитатели дома ощутят выгоду от достигнутой экономии тепловой энергии в полной мере. Срок окупаемости АУУ для дома в 80–100 квартир составляет 4–5 лет, срок эксплуатации АУУ – около 15 лет.

Для города же выгода от внедрения АУУ заключается в экономии газа и снижении выбросов.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел