НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сила тока. В России введут квоты на госзакупки электромобилей


Электромобили – это транспортное средство будущего. Они, в отличие от традиционных машин, которые ездят благодаря двигателю внутреннего сгорания, не загрязняют атмосферу соединениями тяжелых металлов. К тому же электромобили используют возобновляемый источник энергии, он относительно дешев и не зависит напрямую от колебаний цен на углеводороды. Кроме того, техническое обслуживание таких автомобилей обходится гораздо дешевле, а благодаря простоте и чистоте электродвигателя межсервисный пробег этих транспортных средств примерно в 1,5–2 раза больше, чем у обычных машин. Все это делает электромобили хорошей заменой привычному транспорту.

Сейчас в мире выпускают десятки марок электромобилей, и на возникающем на глазах рынке даже утверждаются свои лидеры. Так, по итогам 2013 года 23% рынка завоевал японский Nissan Leaf, ставший чемпионом по числу продаж во всем мире.

Нет никаких сомнений, что человечество от перехода к электромобилям однозначно выиграет, – результат будет виден в ближайшие десятилетия. Ведь именно загрязнение атмосферы выхлопом бензиновых двигателей экологи считают одной из важнейших причин роста аллергических и онкологических заболеваний, имевшего место во второй половине ХХ века. Электрокары как ни одно другое средство транспорта соответствуют постоянно ужесточающимся требованиям к чистоте городской среды. В нашей стране электромобили – желанные гости: спрос на инновационные средства транспорта бьет рекорды. Например, по статистике японской компании Mitsubishi, Россия в прошлом году вышла на третье место в Европе по числу покупателей выпускаемого компанией популярного электрокара I-MiEV (это первый официально поставляемый в нашу страну электромобиль, появившейся на нашем рынке в 2011 году), уступив лишь Норвегии и Испании.

Впрочем, если брать абсолютные показатели, мы увидим, что речь идет о крайне скромных цифрах. За 11 месяцев 2013 года в России было продано всего 109 японских электромобилей. Одним из главных препятствий является высокая цена электрокаров по сравнению с традиционными авто, оснащенными двигателем внутреннего сгорания: например, те же I-MiEV стоят от 1,8 млн руб. Пока цена инновационных машин остается на этом уровне, позволить себе их может разве что богатый приверженец «зеленых» взглядов. Но это препятствие не фатально – вспомним, что и авто с бензиновым двигателем 100 лет назад могли позволить себе только весьма богатые люди. Нет сомнений, что по мере того как рынок электрокаров будет расти, цена на них станет быстро снижаться.

Другое препятствие, возможно, более серьезно. Оно заключается в отсутствии необходимой инфраструктуры для пользования электромобилями: нужна сеть заправочных станций, где быстро и легко меняли бы аккумуляторы. Есть, правда, возможность обойтись без этих станций, сейчас некоторые автомобильныегиганты (в частности, Ford, выпустивший марку Focus Electric) предлагают ездить на электромобилях из дома на работу и обратно: за 8 часов, пока владелец находится в офисе или спит в своей постели, автомобиль полностью заряжается от обычной розетки. Однако пользование электромобилем налагает серьезные ограничения на свободу передвижения: предельное расстояние, на которое способны передвигаться без подзарядки большинство выпускаемых ныне марок, обычно не превышает 150 км. Поэтому владельцу придется тщательно выверять свой путь. Например, если он решит заехать после работы в магазин, сделав крюк в 10 км, он рискует застрять на полпути, и тогда придется возвращаться в родные пенаты на буксире.

Родное электричество

Стараясь подстегнуть распространение нового вида транспорта, инновационные компании идут на беспрецедентные шаги. Так, в июне этого года глава американской компании Tesla Motors миллиардер Элон Маск удивил весь мир заявлением о полном снятии патентных ограничений на использование технологий, разработанных его компанией. Предприниматель объяснил этот шаг заботой о прогрессе: ведь, несмотря на успехи Tesla, популярность электрокаров в мире растет черепашьими темпами. Снятие ограничений на использование технологий, по Элону Маску, позволит небольшим инновационным фирмам хотя бы немного потеснить корпорации, которые заинтересованы в сохранении позиций неэкологичного бензинового транспорта и изо всех сил сопротивляются популяризации электрокаров. Например, свободное распространение технологий могло бы облегчить развитие инфраструктуры – если владельцы бензоколонок увидят, что для оборудования станции подзарядки не потребуется тратить сотни тысяч долларов на покупку патента или ноу-хау, они станут осваивать новый сегмент бизнеса с большей охотой.

Интерес к производству электрокаров проявляют и российские компании. Правда, результат пока более чем скромный. В 2012 году концерн «АвтоВАЗ» выпустил первую отечественную модель электромобиля: EL Lada стала отважной попыткой вторгнуться в самый перспективный и бурно развивающийся сегмент автопроизводства. На разработку проекта концерн потратил 10 млн евро. Стоимость серийного электромобиля – в пределах 1,25 млн руб.: не самый дешевый вид транспорта, но вполне сопоставимый по цене с большинством импортных моделей того же класса. Электродвигатель и бортовая электроника, правда, сделаны за рубежом (их поставляет швейцарская фирма MES S.A.), как и аккумулятор (он китайского производства от компании Thunder Sky). По своим техническим возможностям машина является крепким середнячком в мире электрокаров: заявленный запас хода этого зелено-золотистого универсала равен 140 км, мощность аккумулятора – 23 кВт/ч, заявленный ресурс – 3 тыс. циклов, время полной зарядки – 8 часов. И салон, и внешний вид электромобиля сделаны на базе обычной «Калины», от которой машину внешне отличить достаточно сложно. Увы, несмотря на статус первого российского электрокара, EL Lada не может похвастаться ни потребительским спросом, ни даже предложением – пока что в продажу поступило всего 30 машин.

Другим проектом инновационной машины, который обсуждался на протяжении нескольких лет, но так и не привел к разработке продукта, был «Ё-мобиль» – концепт гибридного автомобиля, который должен был сочетать использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания, и емкостного накопителя энергии. По своим заявленным характеристикам «Ё-мобиль» должен был намного опередить EL Lada: он был бы оснащен базовым полным приводом, а кузов предполагалось делать из относительно дешевых и прочных пластмасс – термоформованного АБС-пластика, обладающего высокой ударо- и термопрочностью, и полипропилена. Инвестфонд ОНЭКСИМ, объявивший о старте проекта еще в 2010 году, вовсю принимал заявки от потенциальных покупателей, интерес которых был вызван в том числе и скромной ценой автомобиля – от 450 до 490 тыс. руб. (первоначально цена называлась еще более привлекательная – 360 тыс. руб.). За несколько лет было собрано более 200 тыс. предварительных заказов.

Однако к настоящему времени проект, судя по всему, закрыт. В апреле нынешнего года компания «Е-Инжиниринг», которая занималась проектированием электрокара, безвозмездно передала все разработанные технологии государственному Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. Это решение представители компании объяснили резким ростом цен на оборудование из-за ослабления рубля и спадом авторынка. С учетом того, что на проект уже было потрачено несколько сотен миллионов евро, автомобиль уже не мог поставляться по заявленной цене, а значит, его привлекательность в качестве бюджетного средства транспорта была безнадежно утрачена. ОНЭКСИМ решил не рисковать – амбициозный проект пал жертвой экономической целесообразности.

Без господдержки не обойтись

Итак, усилиями частных компаний заставить человечество забыть про бензин не удастся. В России о поддержке экологичного транспорта задумались несколько лет назад: в начале 2012 года Торгово-промышленная палата создала в рамках комитета по предпринимательству в автомобильной сфере специальный подкомитет по стратегическим инновациям. В его состав вошли представители нескольких компаний, имеющих отношение к автомобилям нового поколения, в частности, специалисты «Рольф Импорта» (дистрибьютора Mitsubishi), «АвтоВАЗа», «Лиотеха» (компании – производителя литиевых батарей), НП «Объединение автопроизводителей России», Союза производителей средств альтернативной энергетики и транспорта и Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Целью создания подкомитета было обсуждение возможностей популяризации в России инновационных видов транспорта.

В начале нынешнего года был сделан еще более важный шаг: правительство приняло решение обнулить импортную пошлину на электромобили, подстегнув иностранные компании к проникновению на отечественный рынок. Первой выгоду от этого решения почувствовала упомянутая выше Mitsubishi Motors: согласно прогнозам главного исполнительного директора компании в России Андрея Панкова, продажи электрокара I-MiEV по итогам 2014 года должны вырасти в пять раз – до 500 автомобилей. Вторым автопроизводителем, желающим наладить импорт электромобилей в нашу страну, станет французская Renault, которая собирается ориентироваться на корпоративных клиентов.

В сентябре Минэкономразвития внесло в правительство трехлетний план развития экологически чистого транспорта в России. По словам заместителя главы Департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Олега Плужникова, новый документ будет принят к началу октября, а рассчитан он на 2014–2017 годы. Основная его цель – снижение выбросов парниковых газов путем внедрения машин с электрическим двигателем и гибридных автомобилей. К декабрю текущего года будет сформирован доклад правительству, в котором опишут налоговые и таможенные меры поддержки электротранспорта. Еще одну меру стимуляции роста данного сегмента рынка – схему льготного кредитования покупателей авто и льготного лизинга – разработают к апрелю 2015 года.

Двигаться, впрочем, нужно будет не только по пути снижения стоимости автомобилей и локализации производства – параллельно с решениями, позволяющими снизить расходы компаний на ввоз электромобилей в Россию и стимулирующими их производство в нашем отечестве, будут приняты предложения, поощряющие создание в нашей стране необходимой сервисной инфраструктуры. В ближайшие полтора года предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, которые облегчат условия для строительства зарядных станций.

Льготы и госзакупки

К февралю 2016 года планируется подготовить предложения по стимулированию госзакупок электромобилей. Правительства регионов будут обязаны докладывать о выполнении программы по развитию экологичного транспорта. Уже к октябрю нынешнего года Минэкономразвития внесет в перечень показателей эффективности работы региональных органов власти критерии, отражающие эффективность поддержки производства экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры зарядных станций.

Что касается предложений по снижению цены машин, то вполне возможно, что они будут учитывать опыт разработки программы предложений, подготовленной два года назад по заказу Минтранса НИИ транспорта. Среди них – ограничения на передвижение в черте крупных городов автомобилей ниже определенного экологического класса и допуск электромобилей на выделенные для общественного транспорта полосы движения. Нулевую ставку импортной пошлины на ввоз автомобилей предлагалось распространить и на запчасти для них, а также на станки для их производства, что подстегнуло бы стремление иностранных компаний к локализации. Производителей запчастей планировалось освободить от НДС, а владельцев поощрить нулевой ставкой транспортного налога и уменьшением ставки страховых взносов. Кроме того, потенциальных покупателей было предложено привлекать льготными схемами продаж по принципу trade-in: субсидировать покупку нового электромобиля (неважно, иностранного или отечественного производства) в обмен на машину с традиционным двигателем. Отметим, что и обязательные госзакупки электромобилей на федеральном и региональном уровне в качестве меры развития отрасли были впервые предложены именно в проекте, подготовленном НИИ транспорта.

Показательно, что уже сейчас некоторые ведомства приобретают для своих нужд электрокары. Так, в прошлом году Управление делами Президента разместило на сайте госзакупок заявку на закупку 70 электромобилей Mitsubishi i-MiEV общей стоимостью 88,13 млн руб. По итогам аукциона победителем стал дилер «Аванта центр». Каждый электромобиль обошелся управлению в 1,259 млн руб. – за такую цену ведомство могло приобрести более щедро укомплектованный автомобиль с бензиновым двигателем, но, судя по всему, этот шаг был предпринят именно с целью стимулирования спроса на электромобили в нашей стране. Кроме того, управление подало хороший пример и другим российским чиновникам.

Текст: Илья Носырев



Назад в раздел
КапиталМосводоканалТеплоцентрстройИНА
ЦентрКапстройситиСбербанк