НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва воздушная. Спасение от пробок можно найти в вертолете


В Москве существуют большие проблемы с наземным пространством – это касается как дорог, так и жилых зон. Для того чтобы проложить новую дорогу, нужно снести кучу строений и преодолеть сопротивление местных жителей. Но есть еще воздушное пространство, которое пока не освоено.

В свое время, когда жители Подмосковья пожаловались тогдашнему губернатору Борису Громову на чудовищные пробки, тот то ли в шутку, то ли всерьез предложил им летать на вертолетах. С тех пор утекло много воды, и часть Московской области, которая славилась одними из самых длинных пробок в регионе, стала частью Москвы. И новые власти как раз решили развивать вертолетное движение в новом округе – ТиНАО.

По данным Комитета по градостроительству и архитектуре Москвы, в Саларьево и Котельниках будут построены транспортно-пересадочные узлы с вертолетными площадками. Детальная авиационно-транспортная схема появится в декабре этого года. Но на этом дело не закончится: сеть вертолетных площадок охватит все Подмосковье.

Таким образом, в регионе может быть создано аэротакси, которое, правда, будет доступно для людей с достатком выше среднего.

Мысль об использовании пространства над крупными городами витает в прямом смысле слова в воздухе уже примерно 100 лет. Первыми, кто решил воплотить ее в жизнь, были американцы, которые еще при строительстве «Эмпайр Стейт Билдинг» на высоте почти 400 м оборудовали «парковку» для дирижаблей.

Однако первый опыт получился не совсем удачным: проектировщики не учли сильные ветры, которые дуют на этих высотах. Большие дирижабли, наполненные взрывчатым газом, становились довольно опасными. Правда, с развитием вертолетов как вида авиационного транспорта стародавняя «парковка» нашла свое применение.

В настоящее время в США и Западной Европе существуют развитые воздушно-транспортные системы. В них включены десятки владельцев, крупные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значительную часть составляют частные, – эти системы являются составной частью городов. При общей тенденции к ограничению деятельности крупных аэропортов, находящихся внутри мегаполисов, и выводу их за пределы городской черты вертолетные маршруты, проходящие над пробками, приобретают особую актуальность. Поэтому не случайно, что большая часть вертолетных площадок, расположенных в крупных городах мира, предназначена для коммерческого использования.

Еще в 2002 году было принято постановление Правительства от 02.04.2002 № 246 «О концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года». Там отмечалось, что «в настоящее время в Москве действует система авиационного обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстренной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города».

В настоящий момент есть нормативы, регламентирующие размещение вертолетных площадок на крышах домов, например, в Законе Москвы от 13.12.2006 № 63 «О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007–2010 годы». Согласно постановлению Правительства Москвы от 02.10.2001 № 894 «Об утверждении московских городских строительных норм (МГСН) 3.01-01 жилые здания», для усиления пожарной безопасности все здания выше 65 м (30 этажей) должны быть оборудованы вертолетными площадками, при этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю.

В настоящий момент вертолетные площадки существуют в следующих жилых комплексах: «Пирамида», «Кронштадтский», «Дирижабль», «Gazoil City», «Скай Форт», «Янтарный Город», «Эдельвейс», «Миракс Парк», «Крылатская Панорама», Well House, Respect Hall, «Елена», «Академдом».

Вертолетные площадки запланированы в строящихся жилых комплексах «Березки» по Ленинградскому направлению, «Пятиречье» и «Дедовск» по Дмитровскому направлению, Rastorguevo Village в Видном и «Правый берег» в Химках.

В настоящий момент частный инвестор строит в 150 км от Москвы в Мякининской пойме крупнейший в Европе вертолетный аэропорт под названием «Хелипорт». Проект включает в себя взлетные полосы, площадки для базирования вертолетов под коммерческие рейсы и машин госавиации, центр продаж вертолетной техники и обучения полетам, сервисные службы, отельный комплекс. Объем инвестиций составляет примерно 110 млн дол., окупить затраты планируют за 4–7 лет. Открытие намечено на 2015 год.

Кроме «Хелипорта» вертолетные центры планируется открыть в районе Долгопрудного, Реутова, в Ясенево, а также на выезде с МКАД на Варшавское шоссе и улицу Дорохова. В ближайшем будущем открывается вертодром площадью 1,5 га на Ленинградском шоссе у поселка Ржавки (20 км от МКАД).

Но есть определенные трудности. Согласно существующему законодательству, частные винтокрылые машины могут летать только с внешней стороны МКАД и по предварительно согласованному маршруту. Свободные перелеты над городом пока запрещены. Однако есть надежда, что запрет будет снят и планы по развитию аэротакси осуществятся.

Вертолетное движение в Москве имеет и социальное значение. Вертолетные площадки позволяют спасать людей от пожаров. По словам заместителя Мэра Петра Бирюкова, о необходимости срочного оборудования специальных посадочных мест для вертолетного транспорта столичные спасатели задумывались давно, ведь загруженность дорог в Москве очень велика, что не позволяет оперативно приезжать на место происшествия автомобилям специальных служб. Особо наглядно проблема обеспечения посадочных мест для вертолетов экстренных служб проявилась во время теракта в метро на станции «Парк культуры». Тогда пилоту вертолета МЧС пришлось сажать винтокрылую машину прямо на проезжую часть Садового кольца. В итоге столичные власти совместно со спасателями Московского ГУ МЧС согласовали вопросы размещения вертолетных площадок.



Назад в раздел
ГлавУПДКГеопроектизысканияМОЭКИНА
КапстройситиМОСПРОМСТРОЙШвабе