НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Добро пожаловать, зима. Город внедряет безопасные противогололедные реагенты и обновляет парк снегоуборочной техники


Синоптики обещают, что нынешняя зима будет непростой для коммунальщиков. Столицу ждут обильные снегопады, множество оттепелей, сменяющихся заморозками, – так называемые переходы через ноль. Будут случаи, когда температура на протяжении суток будет меняться на 15 градусов. Все это означает одно: нынешней зимой подрядным организациям придется немало потрудиться, чтобы освободить город от сугробов и льда.


По словам руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина, город основательно подготовился к сложной зиме. Проведен смотр и профилактика Дорожно-уборочной техники. Приведены в состояние готовности городские снегоплавильные пункты и мобильные снеготаялки. В ближайшее время их количество с учетом роста территории города должно заметно возрасти.

Как сообщил Андрей Цыбин, этой зимой в процессе уборки снега будет задействовано до 18 тыс. единиц дорожно-уборочной техники. В обычные дни на уборку будут выходить 12 тыс. машин, весь же парк будет задействован в дни, когда следует ожидать особо обильных осадков. В частности, в такие дни на особо опасных участках дорог будет обеспечено круглосуточное дежурство 21 тягача. В этом году городом было закуплено 2600 единиц новой техники, включая 190 единиц малогабаритной многофункциональной коммунальной техники для уборки в центре города, где улицы узкие, а на обочине припарковано множество машин. В частности, приобретено 15 машин производства Великобритании и 15 – Германии. Для вывоза снега закуплено 12 малогабаритных погрузчиков. А в числе машин отечественного производства – 16 установок для нанесения жидких и твердых реагентов на шасси «КамАЗ» с итальянскими дозаторами. Также в межсезонье для содержания дорог в ЦАО используются вакуумные уличные пылесосы на шасси «КамАЗ» с немецкой установкой Cityfan 60 Bucher, которая может работать и при отрицательных температурах.

Уборка дворов тоже не обойдется без спецтехники. Наряду с традиционными лопатами и скребками на вооружении у столичных дворников будет 1345 мини-тракторов и 6425 средств малой механизации.

Накануне зимы практически весь парк снегоуборочной техники был оснащен устройствами ГЛОНАСС. Отечественная система спутникового позиционирования помогает учитывать пробег техники и ее использование. Сигнал о ее перемещении передается в пункт контроля с частотой не менее двух минут, что позволяет в реальном времени отслеживать и время, проведенное на маршруте.

Также коммунальщикам придется взяться за очистку крыш от снега и карнизов от сосулек. Чтобы сбрасывать снег с 12 тыс. скатных кровель, будет задействовано 4200 бригад общей численностью свыше 14 тыс. человек. Балансодержателям административных зданий перед первыми снегопадами направлены предупреждения о персональной ответственности за содержание кровель домов, сообщил Андрей Цыбин.

За качеством уборки снега во дворах и на улицах нынешней зимой городские власти будут следить и с использованием систем видеонаблюдения. И штрафы подрядчикам инспекторы ОАТИ будут теперь выписывать не только на основании проведенных проверок, но и по результатам видеомониторинга. Соответствующие пункты будут внесены в текст типового договора, заключаемого с подрядной организацией.

Аварийно-диспетчерские службы укомплектованы необходимыми средствами связи, техникой и оборудованием, используемым для ликвидации аварийных ситуаций. На случай аварий на энергосетях в состоянии постоянной готовности находятся 2 тыс. передвижных электростанций и 3400 тепловых пушек. Паспорта готовности накануне наступления холодов получили 32 800 жилых домов, 40 600 административных зданий и более тысячи инженерных сооружений: 586 мостов и путепроводов, а также 427 пешеходных тоннелей.

Утилизацией снега в этом году будут заниматься 56 стационарных снегосплавных пунктов, способных перерабатывать 218 тыс. куб. м в сутки, расположенных на канализационных коллекторах, и 146 мобильных снеготаялок, смонтированных на шасси грузовых автомобилей: 102 мобильные таялки будут обслуживать улично-дорожную сеть, а остальные 47 – дворы. Суммарная производительность всех мощностей по утилизации снега составляет 550 тыс. куб. м в сутки.

В ближайшие годы с учетом необходимости перерабатывать снег, который будет вывозиться с присоединенных территорий, сеть стационарных снегосплавных пунктов должна быть расширена. Москомархитектура уже объявила открытый конкурс на разработку отраслевой схемы их размещения. Проектировщик должен разработать перспективную схему на первоочередной этап (2012–2016 годы) для включения в городскую программу «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры», а также предложить мероприятия по размещению сплавных пунктов на более отдаленную перспективу – до 2025 года. Также предстоит рассчитать необходимую площадь и производительность будущих пунктов и определить размер участков, на которых они будут размещаться. Используя эти данные, следует оценить целесообразность финансирования этого строительства из бюджета.

После разработки материалы схемы будут вынесены на обсуждение ГЗК. На разработку схемы проектировщику отводится полтора года. Начальная цена контракта составляет 29 млн руб.

Еще в середине лета проведена серия электронных аукционов, на которых для нужд города закуплено 160 тыс. т твердых противогололедных реагентов на 2,35 млрд руб. Победителями стали ООО «Башхимпром» и ООО «НПО «Путевые технологии». Позднее проведен еще один аукцион на закупку 206 тыс. т твердых реагентов на 1,33 млрд руб. А осенью был объявлен еще один предстоящий тендер на закупку 116 тыс. т реагента, доселе в столице не применявшегося. Он создан на основе природного минерала бишофита. Основное действующее вещество – хлористый магний модифицированный (ХММ). Кроме него в состав бишофита входят еще около 70 элементов, в том числе йод, бром, железо, кремний и цинк.

Хорошо известно, что все хлориды щелочных металлов – калия, натрия, магния и кальция – в равной степени хорошо плавят лед и снег. В начале века на смену технической соли с песком пришел жидкий реагент ХКМ с 28%-ным содержанием хлористого кальция модифицированного. Его применение позволило заметно улучшить состояние почв. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее. При этом хлористый кальций эффективен при температурах до -35 оС.

Но и у жидкого реагента на основе хлористого калия имеются свои недостатки. Он имеет не слишком продолжительный период действия – не более трех часов. Поэтому такими реагентами приходится обрабатывать дороги по нескольку раз.

К тому же после обработки им проезжей части коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% по сравнению с необработанным мокрым асфальтом. Поэтому и от его использования город также предпочел отказаться, хотя прежде, по словам Андрея Цыбина, ХКМ обрабатывалось до трети столичных дорог.

Сейчас основным жидким соединением, используемым для плавления ледяной корки на дорогах, является ХКН – реагент на основе композиции хлористого кальция и поваренной соли.

В жидком ХКН доля растворимых солей не превышает 27–29% общей массы. При этом содержание хлористого кальция должно быть не выше 22–23%, а хлористого натрия – 5–6%.

Город постоянно совершенствует спектр применяемых реагентов. Каждое следующее их поколение безопаснее для окружающей среды, чем предыдущее. Вслед за использованием смеси технической соли и песка город в 2003 году отказался от использования реагента «Антиснег», после которого оставался сильный запах аммиака. В прошлом году в городе началось применение новых, экспериментальных видов отечественных реагентов, оказывающих меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Это жидкий ЭСБГ на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофитных элементов и твердый «Биодор» на основе солей муравьиной кислоты, который после применения разлагается на природные составляющие. Однако формиаты, в отличие от неорганических солей, довольно дороги.

Новый реагент на основе бишофита также должен снизить нагрузку на почвы, зеленые насаждения и здоровье людей. Он легко может растопить тонкий лед, а толстый сделать рыхлым и уменьшить степень его сцепления с асфальтом, что облегчает его удаление дорожной техникой. Кроме того, по сравнению с другими минеральными реагентами он в меньшей степени вызывает коррозию у автомобилей. По действующим нормативам, при температуре -20 оС для очистки от снега и льда 1 кв. м требуется 90 г этого реагента.

Бишофит – природный кристаллический материал, образовавшийся более 200 млн лет назад при испарении древних морей на глубине 1–2,5 км. Впервые он был обнаружен в цехштейновых отложениях Германии немецким геологом и химиком Карлом Густавом Бишофом в 1877 году и с тех пор носит его имя. Крупнейшее месторождение бишофита в России находится в Волгоградской области. Минерал используется также в медицине и строительстве. Бишофит является антисептичным и бактерицидным материалом, он не становится питательной средой для плесени и грибка, устойчив против насекомых и грызунов.

Изделия из бишофита имеют высокие показатели износостойкости, поэтому не являются источниками пыли: хлористый магний – антиэлектростатик, поэтому не притягивает пыль. Подсчитано, что стоимость содержания дорог с применением этого минерала в 3–5 раз меньше, чем при использовании других веществ, применяемых для этих же целей. Для человека бишофит не только безвреден, но и полезен. В медицине рассол бишофита оказывает умеренное противовоспалительное и анальгезирующее действие при хронических воспалительных заболеваниях.

Бишофит разрешен к применению в качестве наружного средства при заболеваниях опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата.

Впрочем, некоторые экологи и блогеры все равно бьют тревогу: в отдельных породах бишофита наряду с его традиционными компонентами встречаются примеси радиоактивных цезия и стронция.

Глава Департамента ЖКХ и благоустройства поспешил успокоить сомневающихся. Во-первых, новый реагент прошел широкомасштабные испытания в соответствии с регламентом Минприроды. Московские коммунальщики начнут применять новый реагент на улицах лишь после того как тот пройдет всестороннюю экологическую экспертизу на городском уровне, а также ряд тестов, направленных на оценку возможного негативного воздействия на организм человека и обувь. К тому же реагентом на основе бишофита будет обрабатываться лишь проезжая часть, а на тротуарах и во дворах он применяться не будет.

Следить за применением противогололедных реагентов на дорогах, в соответствии с поручением Сергея Собянина, должно ГБУ «Автомобильные дороги». В городе внедрена новая система учета и расхода реагентов, в соответствии с которой сотрудники ГБУ будут проводить приемку реагентов и осуществлять контроль их использования.

Если обуви горожан современные реагенты существенного ущерба не наносят, этого нельзя сказать о незащищенных лапах домашних животных. Впрочем, при температуре ниже -10 оС

ожог могут вызвать не только реагенты, но и любая жидкость.

Поэтому специалисты советуют обувать собак, которым предстоит прогулка в морозный день, в специальные сапожки.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
СаториМД-группМосинжпроектОЭК
АКСИТЕХАктивКапитал