НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Маршрут проложит госконтракт. В Москве с 2016 года начинает функционировать новая модель работы пассажирского транспорта


В 2016 году начался переход системы пассажирского транспорта столицы на новую модель работы. Первой из важных и социально значимых особенностей предстоящей реформы еще до начала ее реализации эксперты называли интеграцию частных перевозчиков столицы в городскую систему пассажирских перевозок. Второй такой особенностью специалисты посчитали приведение к единым стандартам работы всех перевозчиков. О скором начале реализации этой инициативы в конце прошлого года сообщал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Первые признаки нововведений

Перевозчики, к которым относятся частные маршрутные такси, теперь будут работать по государственным контрактам по обслуживанию определенных городских маршрутов. Согласно планам разработчиков реформы, за один маршрут будет отвечать конкретный исполнитель госконтракта. Всего власти Москвы предложили перевозчикам 211 маршрутов в девяти городских округах. Госконтракты на их обслуживание будут заключаться на 5 лет. За этот срок перевозчики должны наездить по маршрутам 434 млн км и перевести по ним 1,44 млрд пассажиров. Для реализации новой модели пассажирских перевозок столицы до 2020 года из бюджета выделили 50 млрд руб.

Стандартизация работы автоперевозчиков – важный результат, который власти планируют достичь в результате проведенной реформы. В рамках новой модели управления наземным городским пассажирским транспортом частные перевозчики по результатам конкурсов берут на себя обслуживание городских маршрутов и работают в полном соответствии с городскими стандартами – пассажиров возит современный транспорт, к оплате принимаются только городские билеты, все льготы пассажиров учитываются. Качество услуг и соблюдение условий госконтракта частными перевозчиками будут проверять ГКУ «Организатор перевозок» и другие столичные ведомства. За несоблюдение условий госконтракта перевозчиков ожидают штрафы, а за тяжелые ДТП по вине водителя – расторжение контракта.

С разрешения властей

Мэр Москвы Сергей Собянин 25 декабря 2015 года вручил коммерческим перевозчикам сертификаты соответствия требованиям новой модели управления наземным городским пассажирским транспортом. Таким образом, был дан старт процессу интеграции частных компаний в единую систему общественного транспорта Москвы. На все маршруты коммерческие перевозчики должны выйти в мае–июне 2016 года.

– Сегодня более чем в 90% случаев график автобусами выполняется, несмотря на сложный трафик, – заявил в процессе торжественной церемонии столичный градоначальник. – И в этих условиях мы посчитали возможным приступить к следующему этапу – изменению работы общественного транспорта, перевода его на новую систему оплаты – за транспортную работу. Такой системы в Москве не было никогда. И перевод на нее для нас был непростым.

Сергей Собянин отметил, что Москва последовательно движется по пути развития наземного общественного транспорта. Были созданы выделенные полосы, наведен порядок на дорогах, выработана единая маршрутная сеть, единые стандарты требований к перевозчиками автобусам. И конечно, это не могло не сказаться на популярности общественного транспорта. В части наземного транспорта это особенно видно – пассажиров стало значительно больше.

Одновременно с реализацией новой инициативы город увеличил расходы на общественный транспорт.

– Проект сегодня структурирован, провели эксперименты по работе на новом заказе коммерческого общественного транспорта и проведены соответствующие аукционы на конкретные маршруты. Вы являетесь победителями, – сказал Мэр Москвы, обращаясь к представителям компаний победителей во время официальной церемонии вручения сертификатов наземного городского пассажирского транспорта, – и в следующем году, начиная с мая, вы выйдете на работу в соответствии уже с новыми договорами. Надеюсь, что москвичи почувствуют изменения в работе общественного транспорта, связанные с жестким соблюдением графиков, улучшением подвижного состава, единым проездным билетом. И тем, что все категории граждан, включая льготников, будут одинаково пользоваться как городским, так и коммерческим наземным транспортом.

Органом контроля качества обслуживания столичных пассажиров будет выступать Департамент транспорта Москвы. Он же будет планировать развитие транспортной системы города. Проведение конкурсов по отбору частных перевозчиков войдет в обязанности уже упомянутого ГКУ «Организатор перевозок». При несоблюдении графика перевозок пассажиров и других нарушениях госконтрактов частные исполнители будут нести материальную ответственность.

По мировым стандартам

К частным перевозчикам и перевозчикам ГУП «Мосгортранс» власти применят единые требования по соответствию качества транспортного обслуживания, соблюдению расписания и характеристикам транспортного состава. Реформы пассажирской транспортной системы, которую городские власти внедряют в 2016 году, уже используются во многих мегаполисах мира. Таким способом удается повысить качество работы частных перевозчиков, заставить их закупить новые, комфортабельные автобусы, следить за соблюдением расписания, заботиться о пассажирах.

По мнению Лука Гуала, одного из ведущих международных экспертов, принимавших участие в разработке новой транспортной системы столицы, Москва, реформируя транспортную систему, делает существенный шаг к улучшению ситуации в городе.

– Общественный транспорт должен обладать всем: качеством, обслуживанием, привлекательностью, позитивным имиджем, чувством, что он принадлежит жителям города, – завил он осенью 2015 года в ходе публичных обсуждений новой инициативы властей. – Но не только это является позитивным сдвигом отношений города и горожан. Давайте не будем забывать о пешеходах: каждое перемещение по городу начинается и заканчивается с прогулки пешком. Хорошие пешеходные зоны необходимы для успешных транспортных систем. А велосипедное движение может стать частью настоящей мультимодальной транспортной системы.

Для улучшения ситуации с пассажирским транспортом городов России Лука Гуала посоветовал тратить деньги не на решение проблем с транспортом, а на внедрение решений, которые позволят жителям городов обходиться без него. Также эксперт считает, что стоило бы построить плотные дорожные сети в городах вместо расширения существующих магистралей.

До начала реформы в Москве эксперты отмечали, что из общего количества транспортных компаний столицы 30% составляют именно частные предприятия.

– Интеграция частных перевозчиков в единую систему общественного транспорта с единымии билетами необходима, – говорил в ходе обсуждения реформы заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин.

До начала интеграции работа частных перевозчиков регулировалась в очень малой степени, а Департамент транспорта занимался только согласованием маршрутов. Из-за этого не всегда выполнялись требования к обеспечению безопасности пассажиров, характеристикам подвижного состава, выполнению заявленных интервалов.

– Например, частные перевозчики часто не ходят в непиковое время, так как загруженные на 20% автобусы не окупаются, – аргументировал необходимость транспортной реформы эксперт. – Благодаря интеграции всех перевозчиков в единую систему в Москве появится единая маршрутная сеть, единые билеты и исчезнет разница между перевозчиками разных компаний для пассажиров.

Эксперты прогнозируют положительное влияние новой транспортной модели на загруженность городских дорог – если раньше маршрутки из-за отсутствия расписания и приоритетной работы на отдельных маршрутах были причиной пробок на дорогах, то в ближайшее время таких ситуаций быть уже не должно.


Назад в раздел
МИЦМОЭКМосводоканалСатори
АктивКапиталКапстройситиЛокоБанк