НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Время - деньги. Наземный транспорт и метро переводят на новый вид оплаты


Со следующего года москвичи смогут приобретать на общественный транспорт билеты нового типа. Они будут действовать на всех видах общественного транспорта, при этом проехать по ним можно будет не определенное число поездок, а неограниченно использовать их, переходя с одного транспорта на другой, в течение определенного времени. Это отечественный аналог билетов одного дня, действующих в европейских городах. Произойдут изменения и в других сферах развития столичного транспорта. Об этом сообщил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.


Один перевозчик – один маршрут

Главной панацеей от пробок, закупоривающих транспортные артерии столицы, в профильном департаменте считают развитие системы общественного транспорта. Именно в этой сфере проводится большинство экспериментов, внедряются управленческие новшества, причем реализуются они по преимуществу в самой проблемной части города – в центре столицы. Именно здесь будет проведен эксперимент с внедрением конкуренции на рынке пассажирских перевозчиков. В качестве пилотного проекта в ноябре на торги должно быть выставлено право на обслуживание одного из автобусных маршрутов в центральной части города. В конкурсе смогут принять участие как ГУП «Мосгортранс», так и частные перевозчики. Победитель получит эксклюзивное право обслуживать этот маршрут на протяжении семи лет – другие маршруточные компании не смогут выставлять свои микроавтобусы на эту дистанцию. Постепенно городом будет внедряться принцип «один перевозчик – один маршрут», при этом возмещая компании-победителю понесенные затраты на перевозку льготников, а также прогон незаполненных автобусов. Объем денежных возмещений будет зависеть не от количества перевезенных пассажиров, а от пройденного километража. А к подвижному составу компании – участника конкурса будут предъявляться определенные требования по уровню комфорта в салоне. В дальнейшем Департамент транспорта и развития транспортной инфраструктуры предлагает распространить бесплатный проезд для пассажиров льготных категорий, обладателей «социальной карты» москвича и на маршрутные такси частных операторов. Как известно, до сих пор в маршрутке выделялось лишь одно место для проезда льготников, при этом город никак не возмещал затраты оператора.


Парковщикам придется искать другую работу

Другое нововведение – отмена бесплатной парковки автомобилей в границах исторического центра города. С 1 января 2013 года платными должны стать все парковки в пределах Бульварного кольца. А уже с 1 ноября платной станет парковка вдоль улиц Петровка и Каретный Ряд. Тариф за парковку составит 50 руб. в час. Заплатить за парковку можно будет при помощи мобильного телефона, использовав специальное приложение для смартфонов либо послав СМС на специальный короткий номер. «При заезде на парковку водителю надо отправить номер своей машины на один короткий
номер, а при выезде – на другой короткий номер. Списание средств будет произведено в соответствии с промежутком времени между двумя сообщениями», – уточнил Максим Ликсутов. Оплата будет полностью автоматизированной, профессия парковщика, собирающего мзду с подъехавших автомобилистов, в городе возрождаться не будет. А за соблюдением правил парковки и своевременной оплаты будут следить автомобили, оснащенные специальными видеофиксаторами – парконами. Сейчас в центре за соблюдением правил парковки следит уже сотня машин с парконами. Неоплаченная парковка грозит владельцу машины штрафом 3 тыс. руб. К началу 2014 года зона обязательной платной парковки распространится на территорию в границах Садового кольца, всего предполагается сделать 89 тыс. парковочных мест на улично-дорожной сети в центре города. Глобально ставится задача искоренить практику парковки в запрещенных местах. На сегодняшний день, согласно сделанным с воздуха снимкам, в центре с нарушением правил паркуется около 46 тыс. автомобилей. Серьезной физической помехой на пути у водителей, желающих парковаться на тротуарах, должны стать препятствующие этому столбики – на их установку в центре города из бюджета выделяется 104 млн руб. Пока, несмотря на значительные усилия, направленные на совершенствование столичной транспортной системы, Москва все еще существенно уступает крупнейшим мегаполисам мира в этой сфере. Например, согласно данным НИиПИ Генплана, у российской столицы самый низкий среди крупных европейских столиц показатель обеспеченности дорогами – 0,3 км на тысячу человек. В Лондоне этот показатель составляет 1,2 км, в Париже – 1,4 км. А по загруженности метрополитена Москва среди ведущих мегаполисов мира уступает лишь Токио. Там в часы пик на критических перегонах приходится 7 человек на кв. м, а у нас – 5,6, в то время как в Париже величина этого параметра составляет 4 человека, в Нью-Йорке – 4,2. Загруженность столичных дорог в часы пик личным автотранспортом превышает пропускную способность на 42%, метро перегружено на 20%, пригородные поезда – на 34%. В среднем в час пик пассажиры проводят в пути 66 минут при норме 40–45 минут. Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры собирается сократить время путешествия среднего москвича к месту работы к 2025 году до 50 минут (для сравнения: в Пекине дорога к месту работы в час пик занимает 52 минуты, в Нью-Йорке – 38 минут, в Гонконге – 36 минут).


Билетная комбинация

Кое-что из сделанного приходится пересматривать, от каких-то принятых решений отказываться, где-то внедрять альтернативные варианты. Например, в городе будет демаркирована часть выделенных полос для общественного транспорта. Это связано с тем, что префектуры поторопились их нанести до того, как вылетные магистрали были поставлены на реконструкцию и определились сроки ее проведения. На сайте департамента уже опубликован перечень дорог, на которых планируется снять разметку выделенных полос. Вместе с тем руководство города всерьез задумалось о том, чтобы пересмотреть и сам формат «выделенок». Предлагается сделать выделенной не крайнюю правую полосу, примыкающую к тротуару, а полосу, проходящую вблизи от центра дороги. Дело в том, что выделенная полоса на правом крае мешает машинам перестраиваться для поворота направо, не позволяет высадить пассажира на тротуар. Но самым главным новшеством в сфере общественного транспорта станет введение с нового года повременных билетов, действительных на всех видах транспорта. В зависимости от стоимости новые билеты будут различного срока действия – от 90 минут до 48 часов. Как рассчитывают в департаменте, наибольшей популярностью будут пользоваться краткосрочные билеты со сроком действия 90 минут. Согласно проведенным специалистами столичного транспортного ведомства подсчетам, таково расчетное время средней поездки на нескольких видах транспорта из глубины периферийного района до центра. Суточные и двухдневные билеты, как рассчитывают в департаменте, будут приобретать в первую очередь гости столицы, приехавшие в столицу ненадолго. Тарифы на новые билеты пока не утверждены, но, по словам Максима Ликсутова, пользоваться комбинированным билетом москвичам будет выгодно. Сегодня последовательная поездка на метро и одном из видов наземного транспорта обходится пассажиру в 53 руб. Поездка на трех видах транспорта, например автобус – метро – троллейбус, стоит 84 руб. При использовании комбинированных билетов такая поездка будет минимум в полтора раза дешевле. Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгений Михайлов подчеркнул, что сейчас проводятся опросы населения, в связи с которыми будет доработана концепция новых билетов и определено число их разновидностей. Унификация стандартов обслуживания билетных и тарифных систем, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, переход на стандартизированный парк автобусов большой вместимости в комплексе должны привести к сокращению интервалов движения наземного пассажирского транспорта до 5–7 минут в час пик.


Легальные такси против «бомбил»

Еще одна отрасль городского общественного транспорта, где продолжаются структурные реформы, – такси. Город ужесточает требования к легальным такси, число которых стремительно растет. В этих условиях город решился на унификацию внешнего вида и тарифов лицензированных таксистов. Вскоре всем легальным таксистам придется перекрасить свои автомобили в желтый цвет.Департамент ставит задачу сделать такси видом транспорта, доступным для совершения поездок на короткие расстояния. В то время как в Нью-Йорке 55% всех поездок на такси совершается на небольшие расстояния – менее 3 миль (4,8 км), в Москве такси используют в основном для дальних поездок на расстояния, превышающее 10 км. Туристы, посещающие Москву, не

доверяют столичному такси из-за сильного разброса цен на поездки. На это, по словам Максима Ликсутова, указывают результаты опросов, проведенных среди гостей столицы. Зачастую поездка на одно и то же расстояние может стоить по-разному – вот одна из наиболее часто упоминаемых проблем. «Учитывая мероприятия по ограничению парковки, для эффективного снижения доли поездок в центр на личном автотранспорте особое внимание должно быть уделено обеспеченности центра города такси «от бордюра», – отметил глава департамента. В настоящий момент в Москве насчитывается около 50 тыс. такси, при этом нелегальный извоз занимает 70–75% рынка. Планируется, что через несколько лет общее количество такси будет составлять около 55 тыс. машин, при этом «бомбил» не будет вообще. Максим Ликсутов также добавил, что планируется создать городскую службу заказа и связи с такси, основной задачей которой будет связь «пассажир – город». Глава департамента объяснил, что другие диспетчерские такси закрывать не будут, а в городскую службу пассажир сможет обратиться в случае возникновения проблем, связанных с работой такси, или же если он забудет в машине вещи. Решено сформировать городской реестр официальных такси и ввести знак «Московское городское такси», создать для такси специальные городские стоянки. С 1 июля 2012 года, согласно федеральному закону, за отсутствие лицензии на работу таксистов-нелегалов штрафуют на 5 тыс. руб. Выдача разрешений в Москве в тестовом режиме началась 15 июля прошлого года, а с 25 июля – в полном объеме. Для изменения сложившейся ситуации предлагается ввести фиксированный тариф – за посадку и первые три минуты пути или первые три километра и плата за каждый последующий километр или за минуту. Ночью и в выходные будет действовать стандартный повышающий коэффициент. Кроме того, Максим Ликсутов пообещал, что вскоре легальным таксистам будет предоставлена возможность выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. Вскоре на улицы столицы должен прийти еще один новый вид транспорта – скоростной трамвай. Департамент уже провел конкурс на закупку 120 трехсекционных низкопольных трамвайных составов. В общей сложности в городе планируется запустить 12 линий скоростного трамвая. Самые протяженные из них свяжут центр города с ближним Подмосковьем: Мытищами, микрорайоном Московский и Балашихой. Скоростные трамвайные маршруты должны соединить аэропорт «Домодедово» и станцию метро «Красногвардейская» и пойти по маршруту «Западное Домодедово – Данилово». Коснутся перемены и движения электричек Московской железной дороги по территории города. Департамент транспорта и развития транспортной инфраструктуры планирует сократить интервал между поездами в час пик до 3 минут. Как пояснил Максим Ликсутов, в настоящий момент программа расширения инфраструктуры пригородного железнодорожного сообщения проходит последнее согласование с РЖД, Московской областью. Она предусматривает строительство около240 км новых линий и дополнительных путей.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ТеплоцентрстройМД-группКапиталГлавУПДК
КапстройситиАКСИТЕХШвабеСтройИнвест-3