НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Путь к сердцу Москвы лежит через кошелек. Парковка в пределах Бульварного


В борьбе с тяжелейшей проблемой Москвы – автомобильными пробками – руководство транспортной отрасли столицы предприняло решительный шаг. Начиная с 2013 года парковка в пределах Бульварного кольца станет платной. Впрочем, чтобы ввести это новшество, городским властям предстоит преодолеть еще немало препятствий, находящихся на пути развития всего парковочного комплекса. Тем более что пользование платными парковками для автолюбителей должно быть комфортным по максимуму…


«Скорость» оплаты – 50 руб/ч

Как сообщил глава Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, парковка на всех улицах в пределах Бульварного кольца сделается платной уже с 1 января 2013 года. До этого экспериментальные зоны с платной парковкой начнут с 1 октября работать на Петровке и Театральной площади, а также на улице Каретный Ряд. Эти места были выбраны для реализации пилотного проекта, потому что более трети автомобилей здесь, согласно данным ГИБДД, паркуют с нарушением правил. Платными сделают около 1,1 тыс. машино-мест. Необходимая законодательная база для введения платной парковки в историческом центре столицы будет готова уже к 1 сентября. Базовый размер тарифа парковки составит 50 руб/ч, однако конкретный размер оплаты будет варьироваться в зависимости от района. Существующие парковки во дворах жилых домов и на территории учреждений останутся бесплатными. Внутри Бульварного кольца в данный момент наличествует 17 400 парковочных мест. В целом же по Москве на сегодняшний день официально зарегистрировано 1,272 млн парковочных мест. В рамках программы создания единого парковочного пространства в столице должно быть построено около 1,5 млн новых машино-мест. На развитие парковочного пространства в 2012–2016 годах из бюджета планируется выделить 78 млрд руб., из них в этом году – 7 млрд руб. После введения системы управления этими парковочными местами и платы за парковку автомобильная нагрузка на центр, по оценкам профильного департамента, должна сократиться вдвое. «По нашим подсчетам, примерно 50% автомобилистов предпочтут пересесть на общественный транспорт, – это примерно 4,5 тыс. человек, совсем немного. Такое количество дополнительных пассажиров не вызовет большой нагрузки и не скажется на работе общественного транспорта, однако непосредственно сама транспортная ситуация значительно улучшится», – считает Максим Ликсутов. При этом московские власти сознательно не намерены сокращать в центре Москвы количество разрешенных мест для стоянки. Напротив, в центре при всех ограничениях на строительство будет вестись активное сооружение подземных автостоянок. До 2015 года в границах территории ЦАО планируется строительство 35 тыс. машино-мест в паркингах в капитальном исполнении. При этом их сооружение в первую очередь планируется вести за счет привлеченных средств инвесторов. «Наша стратегия, согласованная с Мэром Москвы, предусматривает максимальное неиспользование бюджетных средств по подобным программам», – подчеркнул Максим Ликсутов. Жителям ЦАО будут предложены варианты льготной парковки. «Задача, которую поставил перед нами Мэр, – разумное администрирование парковочного пространства. Для этого мы выделим дополнительное количество парковок для резидентов ЦАО», – пообещал Максим Ликсутов. При этом льготы получат не все, а лишь владельцы квартир, расположенных на территории округа, причем всего лишь на одну машину на квартиру. Чтобы не было злоупотреблений, лица, «просто» зарегистрированные в квартире, льгот получать не будут. Для этого будет составлена база данных на машины, которыми владеют хозяева 225 тыс. квартир в Центральном округе. По оценкам руководства транспортного департамента, права на льготную парковку могут получить хозяева примерно 90 тыс. автомобилей. Предполагается, что для льготников на улично-дорожной сети будут обустроены специальные парковочные пространства, пользоваться которыми смогут только резиденты ЦАО. Одновременно с этим город ужесточает контроль над соблюдением правил парковки и санкции в отношении нарушителей. С 1 июля 2012 года штраф за нарушение правил парковки в Москве вырос с 300 до 2,5 тыс. руб. Если же машина будет припаркована на пешеходном переходе или остановке для общественного транспорта, то нарушителю придется заплатить уже 3 тыс. руб. Кроме того, с 1 июля отлавливать нарушителей на центральные улицы города вышли 100 легковых машин Центра организации дорожного движения (ЦОДД), оснащенных автоматическими комплексами фиксации нарушений правил парковки «Паркон». С их помощью город намерен администрировать около 4,5 тыс. машино-мест в центре города, где еще в апреле начали работать 10 автомобилей «Форд Фокус», оснащенных «Парконами». Легковушка, оснащенная комплексом фиксации нарушений, проезжает мимо обочины, двигаясь со скоростью не более 40 км/ч, и в автоматическом режиме определяет автомобили, припаркованные в местах, где это запрещено, основываясь на координатах GPS места фиксации. Автонарушителя и его номерные знаки снимают на фото, данные передаются в ГИБДД. Квитанцию о том, что ему выписан штраф, нарушитель получает по почте, так же как и квитанции штрафов за несанкционированный выезд на полосу, предназначенную для общественного транспорта (таковой фиксируется автоматическим комплексом видеонаблюдения). Обычно эти квитанции оказываются в почтовом ящике автовладельца уже через 3–5 дней после того, как было совершено нарушение. В 2012 году на покупку машин для патрулирования, самих «Парконов», а также разработку необходимой законодательной базы для администрирования парковочного пространства в Москве Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры из бюджета города выделено 45 млн руб. Кроме того, чтобы создать препятствия для несанкционированной парковки, тротуары и газоны помимо бордюрного камня от проезжей части будет отделять ряд оцинкованных столбиков высотой 85 см. Препятствующие проезду машин частоколы появятся на Тверской, Остоженке, Якиманке, Новом Арбате, проспекте Мира. Новые ограждения будут установлены и на улицах с узкими тротуарами, где припаркованные машины практически блокируют движение пешеходов, в частности, на Большой Татарской.


Автомат взяток не берет

Сами парковки планируется максимально автоматизировать. В Департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры хорошо помнят, что в 2008 году городу пришлось отказаться от платных парковок из-за тотальной коррупции со стороны парковщиков. Поэтому деньги за стоянку или специальные предоплатные карты будет принимать автомат. А безопасность обеспечат комплексы фото- и видеофиксации. Стоянки также оборудуют электронными табло с информацией о числе свободных мест. Кроме того, расплатиться за парковку в будущем году можно будет и с помощью мобильного телефона, послав СМС с номером вашего автомобиля на специальный короткий номер. На мобильник также можно будет принимать информацию о наличии мест на той или иной парковке. «С 1 сентября можно будет скачать на телефон специальное приложение, с помощью которого его хозяин получит сведения о наличии свободных мест как на капитальных парковках, так и на тех, что расположены в пределах улично-дорожной сети», – пообещал Максим Ликсутов. Принимать эту информацию возможно будет и на навигатор автомобиля. Пока парковка в центре остается бесплатной, простаивают и площади в подземных парковках. На сегодняшний день, по словам главы Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры, в городе имеется около 85 тыс. машино-мест в капитальных парковках, однако их средняя заполняемость в пиковые часы не превышает 35%. «Это огромный потенциал, который в настоящее время не используется, поскольку на него нет спроса», – считает Максим Ликсутов. Город протягивает руку помощи тем предпринимателям, чьи паркинги пока пустуют, и за свой счет готов оборудовать их аппаратурой учета заполненности, подключить к единой информационной системе. По мнению городских властей, это поможет превратить подземные стоянки при торговых центрах и кинотеатрах, не востребованные в ночное время, в «резидентные парковки», на которых после работы будут оставлять свои автомобили жители окрестных кварталов. Стоит заметить, что, прежде чем решиться на введение платной парковки в центре города, московские власти внимательно изучили международный опыт, связанный с ограничением трафика в исторических кварталах столиц и больших европейских городов. И далеко не все из мирового опыта пришлось нам ко двору. В Москве не стали использовать опыт Лондона, где, например, в одни дни недели в центр не пускают машины с четными, а в другие – с нечетными номерами. Отказались в Правительстве Москвы и от идеи сделать доступ для машин в пределы Бульварного кольца платным. Решили не создавать в российской столице и хорошо известную по зарубежным фильмам парковочную полицию, которая подсовывает нарушителям под дворники квитанции со штрафом. «Мы решили, что не будем создавать парковочную инспекцию, так как личный контакт инспектора с владельцем машины предполагает в наших условиях широкие возможности для коррупции», – пояснил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Впрочем, кое-что под дворниками у наших водителей-нарушителей все же появится. Туда будут класть просветительские листовки с кратким изложением правил корректной парковки. А квитанцию на уплату штрафа горе-водитель будет получать, как уже было сказано выше, по почте.


От турникетов избавимся не скоро

Как рассчитывают в Департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры, только за счет введения системы управления единым парковочным пространством средняя скорость движения наземного общественного транспорта в центре столицы может увеличиться в часы пик в три раза – с нынешних 5 до 15 км/ч. Однако для того чтобы приучить москвичей не ездить на своих личных авто в центр, а пользоваться для этого метро или автобусом, одного лишь экономического стимула недостаточно, требуется еще и создание удобных перехватывающих парковок у узловых станций метро. В настоящее время емкость перехватывающих парковок в Москве составляет около 12 тыс. машино-мест, и этого совершенно недостаточно. К 2015 году должно появиться еще 70 тыс. новых машино-мест. Перехватывающие парковки будут сооружаться как на деньги города, так и с привлечением средств инвесторов. ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» разрабатывает территориальную схему размещения перехватывающих парковок. Примерно половина из общего объема машино-мест на перехватывающих парковках будет входить в состав формирующихся в городе транспортно-пересадочных узлов. Оставшаяся часть «перехватов» разместится вдоль вылетных магистралей. При этом перехватывающие парковки общей емкостью 25 тыс. машино-мест предполагается обустроить не на окраинах, а в непосредственной близости от центра города. Как заявил главный инженер ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Михаил Крестмейн, для организации таких парковок проектировщики намерены активно осваивать подэстакадное пространство Третьего транспортного кольца. Но даже наличие перехватывающей парковки не заставит автомобилиста оставить своего железного коня и пересесть на наземный транспорт, если движение его нерегулярно, передвигается он с черепашьей скоростью, а салоны будут душными и переполненными. И пока еще не устранена главная причина медлительности городского транспорта – турникеты системы АСКП. В руководстве транспортной отрасли столицы это прекрасно осознают. Заместитель Мэра по вопросам транспорта и развития транспортной инфраструктуры Николай Лямов неоднократно отмечал, что введение турникетов сократило пассажиропоток на 30% и увеличило время посадки на каждой остановке с 30 секунд до 6–8 минут. Однако до конца этого года полностью избавиться от турникетов, как это планировалось ранее, не удастся. Проблема оказалась гораздо сложнее, чем представлялось на первый взгляд. Пока турникеты ликвидированы только на четырех маршрутах полуэкспрессов, курсирующих по выделенным полосам на вылетных магистралях. Полностью избавиться от турникетов планируется на протяжении следующих двух-трех лет, причем решающим шагом на пути к этой цели должно стать введение единого билета на все виды городского общественного транспорта. По такому билету, существующему в большинстве европейских столиц, в течение часа можно будет ездить, используя разные виды транспорта, то есть те, кто использовал свой билет для оплаты поездки в метро или на электричке, по нему же смогут продолжить свой маршрут на автобусе, троллейбусе или трамвае. Напомним, что поводом для введения системы автоматического контроля пассажиров послужил резкий рост числа безбилетников, с которыми контролеры, работающие в автобусных и троллейбусных парках, просто не справлялись. Более того, отсутствовала даже правовая основа для их работы. По закону ГУП «Мосгортранс» не имел права одновременно и оказывать услуги в сфере пассажирских перевозок, и осуществлять контроль за их оплатой и взимать штрафы. Теперь функция контроля оплаты проезда передана государственному казенному учреждению «Организатор перевозок». На сегодняшний день его штат насчитывает более тысячи контролеров, а к 2014 году должен вырасти еще на 200 человек. Да и штраф за безбилетный проезд в минувшем году вырос в 10 раз: со 100 руб. до 1 тыс. Хотя в организационном плане город вполне подготовился к отказу от турникетов, быстро ликвидировать их мешают сложности технического и финансового характера. На начало 2012 года подвижной состав «Мосгортранса» насчитывал почти 10 тыс. единиц подвижного состава. Демонтаж турникетов и установка дополнительных валидаторов (чтобы их было по два на салон) потребует определенного времени, а также средств. Переоборудование подвижного состава в связи с отменой системы АСКП обойдется в 100 млн руб. К тому же быстрый отказ от турникетов, несмотря на рост штата контролеров, все-таки в нынешних условиях приведет к росту числа «зайцев» и скажется на выручке «Мосгортранса». А предприятие и так находится в непростой финансовой ситуации, ведь в этом году, по распоряжению московских властей, оно отказалось от повышения тарифов. Зато оснащения наземного пассажирского транспорта навигаторами ГЛОНАСС три года ждать не придется. Московские автобусы, троллейбусы и трамваи получат навигационное оборудование до конца текущего года. По словам генерального директора федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности ОАО «НИС ГЛОНАСС» Александра Гурко, отечественными навигаторами в 2012 году планируется оснастить 8000 единиц пассажирского транспорта, находящегося в эксплуатации ГУП «Мосгортранс». В настоящее время уже начинается оснащение остановок наземного транспорта электронными информационными табло, на которых будет высвечиваться время прибытия на остановку ближайшего транспортного средства каждого маршрута. Несколько электронных табло планируется установить уже в этом году, однако массовый ввод их в эксплуатацию намечен на 2013 год.


Как тебе в автобусе, начальник?

Повысится также уровень комфорта в наземном общественном транспорте. Увеличилось число автобусов и троллейбусов, в салонах которых установлены системы кондиционирования воздуха. В настоящий момент кондиционерами оборудовано 33% автобусов. К концу года кондиционеры установят еще в 3346 автобусах (таким образом, доля автобусов, оборудованных кондиционерами, будет составлять 42%) и 363 троллейбусах (это 22% от общего числа троллейбусного парка). Растет и число оснащенных кондиционерами вагонов столичной подземки. На сегодняшний день кондиционерами оснащены 256 вагонов столичного метрополитена, что составляет 6,4% всего подвижного состава. К концу 2012 года количество вагонов столичного метрополитена, оборудованных системой кондиционирования, должно увеличиться на 15%. Развитию общественного транспорта – как наземного, так и метро – городские власти уделяют первостепенное внимание. Именно он должен стать главным инструментом улучшения транспортной ситуации в городе. Именно поэтому Максим Ликсутов издал приказ, согласно которому его заместители и начальники управлений городского транспортного ведомства обязаны дважды в неделю добираться на работу в общественном транспорте. По итогам каждой такой поездки чиновник составляет отчет. «Заместитель руководителя департамента имеет право на служебную машину. Моя задача – показать им реальную ситуацию, тем более что некоторые из них пришли из бизнеса», – пояснил Максим Станиславович. Стоит констатировать, что сегодня все больше москвичей, решая вопрос о том, каким способом добраться в тот или иной конец города, стали отдавать предпочтение общественному транспорту. В I квартале число пассажиров общественного транспорта выросло на 3,78% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что на 45 млн человек больше в абсолютном исчислении.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростМосгазСаториОЭК
АбсолютВК