НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Лучше меньше, да лучше. Объемы укладки тротуарной плитки в этом году заметно сократятся по сравнению с годом минувшим.


Но это и неудивительно: плитку укладывают в основном в границах исторического центра. В прошлом году здесь удалось замостить значительную часть тротуаров. При этом, как сообщил заместитель Мэра по вопросам ЖКХ Петр Бирюков, зиму уложенная в прошлом году плитка перенесла хорошо, гололед на ней образовывался гораздо реже, чем на асфальтовых тротуарах. Так что замена асфальтобетонного покрытия на брусчатку на пешеходной части улиц будет продолжена.


«Лекарство» от травматизма

По словам заместителя Мэра, у городских властей нет «стремления все перевернуть» и замостить плиткой. А там, где замену тротуарного покрытия твердо решено произвести, проводится тщательная подготовка: столичные архитекторы определяют сроки укладки плитки, ее оптимальный дизайн и проч.

К началу работ по благоустройству была создана архитектурно-художественная концепция плиточного мощения тротуаров в исторической части Москвы и вдоль «вылетных» магистралей. Ее заказчиком выступила Москомархитектура, а на разработку этого документа город выделил более 7 млн рублей.

«В этом году объемы будут значительно меньше, чем в прошлом. Сейчас цифра уточняется, но примерно это 240 тыс. кв. м по всему городу», – рассказал Петр Бирюков. При этом работы по укладке плитки на московских тротуарах планируется полностью завершить до конца 2013 года.

Большинство жителей положительно восприняло брусчатки. Экспертиза Центра оперативных и прикладных исследований Института социологии РАН, проведенная в июле 2011 года, показала, что 62% жителей положительно оценивают решение столичных властей о замене асфальта тротуарной плиткой в центре города. В 2011 году было уложено 400 тыс. кв. м плитки, на что было потрачено около 1 млрд рублей. Первоначально к 25 октября минувшего года планировалось замостить брусчаткой 1,13 млн кв. м, но полностью намеченное выполнить не удалось, поскольку заводы-поставщики оказались не готовы к производству столь значительных объемов плиточного покрытия. Общая же площадь тротуаров в Москве составляет примерно 6 млн кв. м.

Были у города и претензии к качеству работ, выполненных подрядными организациями. Префект Центрального административного округа Сергей Байдаков отказался принимать работы по замене асфальта на Кремлевской набережной и распорядился переложить плитку. Строительная комиссия ЦАО установила, что плитка была уложена неровно и выше бордюрного камня.

Та же ситуация сложилась и на Радищевской улице, где плитку перекладывают из-за некачественно выполненных работ. Уже нынешней зимой горожане смогли ощутить преимущества тротуаров из брусчатки. «Количество уличного травматизма от скользкости в этом году меньше, чем в предыдущие годы. Например, в 2009–2010 годах в травмпункты за сутки обращалось около 450 человек. В прошлом году за весь период обратилось 45 человек», – сообщил заместитель Мэра. В немалой степени снижению травматизма способствовали специальные технологии уборки плиточного тротуара в зимнее время, которые Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства обязал применять подрядные организации, занимающиеся дорожной уборкой.

Плитка превосходит асфальтобетонное покрытие и по экологическим показателям. Как рассказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, по экологическим критериям плитка гораздо лучше асфальта. «В жаркое время года асфальт нагревается и дает вредные испарения. Это очень ощутимо для инвалидов-колясочников и маленьких детей. Если для взрослых людей присутствует эффект рассеивания вредных веществ, то маленькие дети, рост которых менее одного метра, все эти испарения вдыхают», – говорит глава экологического ведомства столицы. Препятствует брусчатка и образованию луж. Плитка благодаря пористой структуре и швам между отдельными плитками пропускает влагу, большая часть воды уходит в почву, в то время как на асфальте в дождливую погоду образуются ливневые потоки, которые собирают все поверхностное загрязнение и затем попадают в городские водоемы.

Стоит добавить, что Департамент информационных технологий разрабатывает для слабовидящих людей специальную памятку по использованию участков с плиточным покрытием. Половину объема предстоящих на этот год работ разыграли на прошедших 16 апреля аукционах по выбору подрядчиков.

Суммарная стоимость контрактов, выставленных на торги, составила более 350 млн рублей. Аукционы прошли по 14 лотам. Общая площадь, на которой будут проводиться работы в рамках этих контрактов, составит 102 тыс. кв. м. По условиям конкурсной документации работы должны быть завершены до 25 августа. Замена тротуарного покрытия стала составной частью городской госпрограммы «Развитие транспортной системы».

В первую очередь городские власти решили завершить работы на тех участках дорог, где они не были доведены до конца в минувшем году. В этом году планируется замостить плиткой тротуары на Садово-Спасской и Яузской улицах вокруг площади Яузских Ворот, вдоль Охотного Ряда на Театральной площади и в Театральном проезде, на Мясницкой улице, Лубянской площади, вдоль Кремлевской набережной и на улице Солянка. Асфальт на плитку заменят также на улицах Сретенка и Кудринской и Смоленской-Сенной площади, Новинском бульваре, Смоленской и Таганской площадях, на улицах Большая Садовая и Садовая-Триумфальная, на Большой Сухаревской и Малой Сухаревской площадях, а также на Самотечной улице.


«Чистодор» против разводов

В апреле проезжую часть и тротуары Москвы вымыли при помощи специального дорожного моющего средства «Чистодор». Если в прошлом году дорожники промывали улицы всего два раза, то в этом вымыли их четырежды. Если прежде мыли лишь проезжую часть, то в этом взялись и за тротуары. Столь тщательная уборка потребовалась, поскольку прошедшей зимой в городе впервые применялись новые противогололедные реагенты.

В их состав входит мраморная крошка, образующаяся в результате перекристаллизации известняков и доломитов. Под подошвами ботинок эти минералы растираются в пыль и оставляют на дорожном покрытии трудно смываемые белесые разводы. В общей сложности на весеннее мытье улиц, как сообщил Петр Бирюков, потребовалось около 200 тыс. литров «Чистодора». Дорожный шампунь заливается непосредственно в цистерну поливальной машины перед заполнением водой из расчета 1:1000 при профилактической уборке, а в случае сильного загрязнения количество средства увеличивается в два раза, то есть разбавляется водой в соотношении 1:500. Расход «Чистодора» составляет один миллилитр на квадратный метр дорожного полотна. При этом через 10–15 минут после уборки с «Чистодором» по дороге еще раз проезжает поливальная машина и смывает «шампунь» чистой водой.


Бегония – растение мегаполиса

Существенной особенностью работ по благоустройству московских улиц в этом году станет рекультивация верхнего слоя почвы на газонах, расположенных вдоль оживленных автомагистралей. По словам Петра Бирюкова, за последние 20–30 лет в столице рекультивация не проводилась, и теперь необходимость ее просто-таки назрела. Зоны, расположенные вдоль оживленных трасс, впитали из выхлопных газов значительное количество соединений тяжелых металлов, что на них губительно сказывается. Работы по рекультивации почв весной – летом 2012 года планируется проводить во всех округах столицы.

Весь объем работ в этом году выполнить не удастся, примерно половину придорожной земли придется рекультивировать в 2013 году.

Другой изюминкой благоустройства и озеленения московских улиц станут тематические цветники, посвященные 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. И в целом в городе в этом году будет увеличено число вертикальных цветочных композиций. Для оформления клумб, как и прежде, используют растения, которые благоприятно переносят агрессивную городскую среду: бегония, колеус, тагетес, петуния, цинерария, агератум и кохия.

Для озеленения Москвы используется рассада, выращенная в московских совхозах декоративного садоводства, так как она лучше адаптирована к местным климатическим условиям.

Перед посадкой в грунт контейнеры с рассадой выносят на несколько недель на открытый воздух: благодаря этому растения постепенно привыкают к пониженным температурам, и после посадки им не приходится проходить сложную акклиматизацию.

Посадку весенних цветов подрядные организации завершили до 1 мая, а посадка остальных однолетников продлится до 25 мая. До 1 мая были подготовлены к летнему отдыху горожан и все районные и окружные парки. К 15 мая почистят и обустроят все места отдыха, находящиеся у воды, будут проведены мероприятия по подготовке к летнему купальному сезону. «Нам пришлось чистить, промывать, собирать листву, готовить все дорожное хозяйство к тому, чтобы в первых числах мая город был в идеальном состоянии и москвичи могли наслаждаться красотами города», – отметил Петр Бирюков.


С угрозой паводка справились

Весь апрель коммунальные службы столицы проработали в предельно напряженном режиме. Это было связано не только с проведением месячника благоустройства, но и с серьезной паводковой опасностью. В этом году потребовалось проведение специальных противопаводковых мероприятий, чтобы не допустить подтоплений. Риск их возникновения был очень велик, ведь снега прошедшей зимой выпало примерно на 12 см больше, чем в холодный сезон 2010/11 года. Этой зимой выпало в общей сложности 166 см осадков, что больше среднегодовой нормы. Талая вода пропускалась по рекам Москвы. Для этого своевременно были очищены водостоки водоприемных решеток и колодцев. Низменные места находились под особым вниманием дорожных служб. На всякий случай были подготовлены водооткачивающие устройства. По прогнозам, пик водовода пришелся на период с 3 по 7 апреля.

Что же касается прошедшего месячника благоустройства, то им руководил специальный штаб, созданный комплексом городского хозяйства. Общегородские субботники провели в этом году 21 и 28 апреля. Управляющие компании обеспечили всех пожелавших принять в них участие необходимым инвентарем.

Кроме того, городом закуплена спецтехника для уборки дорог на присоединяемых к Москве территориях, лежащих к югу и юго-западу от МКАД. «Дороги будут на новой территории убираться на городском уровне», – пообещал Петр Бирюков. В этом году Москва уже помогла муниципальным властям на новых территориях в решении проблем топливно-энергетического комплекса.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МИЦСаториГераМОЭК
КапстройситиАКСИТЕХРоссийскийФУД