НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Машина времени. Российские и зарубежные эксперты обсудили перспективы развития городских транспортных систем и заглянули в будущее


В рамках Московского урбанистического форума (МУФ) прошла презентация «Будущее городских транспортных систем». В рамках мероприятия выступили замминистра транспорта РФ Николай Асаул, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. В ходе презентации была озвучена информация о развитии транспорта в Москве и о передовых зарубежных достижениях в этой области.

В ожидании прорыва

Начиная свое выступление, Максим Ликсутов, сославшись на мнения ученых, сообщил, что сейчас мир стоит на пороге нового большого прорыва в сфере энергетики, и выразил уверенность, что транспортная отрасль станет одним из главных выгодоприобретателей такого прорыва. Это тем более актуально, что за минувшие 10 лет знаковых прорывных технологий в сфере городского транспорта не было. Вместе с тем Максим Станиславович отметил, что благодаря развитию, применению и использованию цифровых технологий на транспорте Москва заняла лидирующие позиции в мире по доле безналичной оплаты парковок. Вкратце напомнив историю развития московского транспорта в 1900–2015 гг., заместитель Мэра более подробно остановился на современных интеллектуальных транспортных системах.

Затем Максим Ликсутов перешел к рассмотрению ряда ключевых направлений модернизации городского транспорта. Существенно снизить аварийность даже при повышении плотности потока смогли бы беспилотные автомобили, но их пока нет ни в Москве, ни в других мегаполисах. Большую роль может сыграть высокоскоростной транспорт, но это скорее не внутригородские, а междугородние проекты (пример – поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом). Еще одна возможная инновация – беспилотное метро; оно уже реально функционирует в некоторых странах.

Однако лучший на сегодняшний день результат, достигнутый в столице Франции, позволяет обеспечить не менее чем трехминутный интервал движения между автоматически управляемыми поездами. Для Москвы, привыкшей к интервалу в 90 секунд, это было бы шагом назад. Поэтому внедрять такую систему имеет смысл только после того, как развитие технологий позволит обеспечить интервал в полторы минуты; это, скорее всего, произойдет уже после 2020 года. Вместе с тем город закупает новые поезда метро, которые в дальнейшем можно будет перевести на беспилотное управление.

Между тем российской столице уже сейчас удалось создать одну из лучших в мире систем автоматического регулирования движения транспорта. Московская система оказалась лучшей, в том числе и потому, что была создана позже, чем в городах первопроходцах, таких как Токио, и при ее разработке были учтены ошибки предшествующих систем. Рассказав о некоторых возможностях московской системы, Максим Ликсутов отметил, что она позволяет увеличивать скорость потока, уменьшать количество пробок, снижать аварийность. В ближайшие 2–3 года планируется связать все виды городского транспорта в единую систему, где во главу угла будут поставлены интересы пассажира. Так, например, если электричка задерживается, пассажиров будут ждать автобусы.

А вот в другом высокотехнологическом проекте, который предполагал создание электромобилей и электробусов, достичь успехов пока не удалось. По словам Максима Ликсутова, московские власти поддерживают этот проект, поскольку он улучшит экологию и снизит уровень шума, однако отечественная промышленность пока ничего не может предложить. Если кто-то из российских производителей создаст работающий электробус, Москва готова заключить с ним долгосрочный контракт на поставки. Кроме того, Максим Ликсутов рассказал, что в Европе растет практика использования такси и каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей, а также велосипедов) как альтернатива личному транспорту. Это, конечно, не такая прорывная технология, зато большой шаг в психологическом плане – люди привыкают использовать общий парк транспортных средств. Развитие каршеринга ведет к повышению доступности транспортных средств и к снижению загруженности улично-дорожной сети.

Из Москвы в Санкт-Петербург за полчаса

Среди презентаций иностранных гостей, пожалуй, наиболее интересным было выступление директора по разработке продуктов Hyperloop One Криса Васкеза, который рассказал о системе сверхскоростных персональных капсул, позволяющих за несколько минут преодолевать расстояния в десятки километров. Капсулы Hyperloop могут двигаться как над, так и под землей, развивая скорость до 1200 км/час; так, путешествие из Москвы в Санкт-Петербург заняло бы всего полчаса времени.

По словам Васкеза, изобретение ценно не только скоростью, но и тем, что магистраль Hyperloop будет занимать значительно меньше места, чем линия для любого другого вида транспорта. Через несколько лет первая такая магистраль должна быть построена в США. Компания «Российские железные дороги» (РЖД) также рассматривает возможность внедрения прорывной транспортной технологии в нашей стране.

Старший исследователь Центра транспортной политики и управления Нью-Йоркского университета Энтони Таунсенд рассказал, что за последние 50–100 лет в сфере транспорта было меньше инноваций, чем во многих других отраслях. Он сообщил об американских исследованиях в этой области, кратко упомянув о разработке четырех сценариев дальнейшего развития транспортной системы мегаполисов. Кроме того, Таунсенд рассказал о нескольких новинках городского транспорта в США.

Выступление главного футуролога Volvo Арика Дроми носило более теоретический, общефилософский характер. Так, в частности, он рассказал о том, что считает покупку автомобиля не удачной инвестицией, поскольку машина большую часть времени проводит на парковке или в пробках. Футурист порассуждал о будущем «цифровом мире», где все покупки будут доставлять на дом, а путешествовать в другие страны станут виртуально. Дроми также отметил, что уже сейчас роботы выходят из лабораторий в реальный мир, а некоторые компании в США начали создавать летающие автомобили.

Итоги мероприятия подвел Николай Асаул. В частности, он назвал очень интересной разработку Hyperloop, особенно если с ее помощью удастся совместить пассажирские и грузовые перевозки. Более подробно замминистра говорил об IT-решениях; в частности, упомянул открывающиеся возможности дистанционного контроля технического состояния машины и состояния здоровья водителя. Говоря о платных парковках, Николай Асаул выразил уверенность, что в скором времени удастся полностью перейти от паркоматов к мобильным приложениям. В заключение Николай Асаул сообщил, что Министерство транспорта РФ подготовило законопроект об организации дорожного движения, существенно расширяющего полномочия региональных властей в этой области.


Назад в раздел
МоскапстройСаториОЭКГлавУПДК
АктивКапиталШвабе