НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Технология пространства. Специалисты создали единый стандарт благоустройства города


Благоустроенная и привлекательная городская среда является обязательным стандартом качества для всех быстроразвивающихся мегаполисов мира. Так или иначе, но в каждом крупном городе проводится благоустройство общественных мест, таких как улицы, площади, переулки, скверы, парки и т.д. Москва не стала исключением в этом процессе. О том, что планируется сделать в городе, обсуждалось на Московском урбанистическом форуме (МУФ) в рамках панельной дискуссии «Городское пространство как технологическая платформа».

Благоустройство на повестке


Собравшиеся эксперты попытались обобщить мировой опыт: какие технологии благоустройства взяли на вооружение ведущие мегаполисы мира, какие новые технологии они применяют, как в ходе этих нововведений меняются традиционные подходы к благоустройству городской среды.

– Сегодняшняя тема Урбанистического форума – это города в эпоху технологической революции. Тема активно обсуждается в связи с новым строительством. Энергосбережение, качество предоставления коммунальных услуг, воздух, альтернативный транспорт, сокращение выброса углекислого газа, зеленые технологии, интегрируемые системы, смарт-сити — все это в экспериментальном порядке тестируется последние годы. И надо думать, в обозримом будущем мы увидим результаты этих экспериментов, – сказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

Заммэра напомнил собравшимся, что на сегодняшний день строительство новых городов – это «маргинальная повестка урбанистики». Большинство населения нашей страны живут в городах. И эти города уже построены.

– Поэтому самым актуальным вопросом для нас является не технологическая революция в новом строительстве, а вопрос о том, как должен меняться старый город, учитывая новые технологии, – отметил Петр Бирюков.

Одним из основных элементов общественной среды являются улицы. Именно с них власти начали благоустройство города. Но тут сразу же возникли проблемы. Дело в том, что за каждую улицу отвечают более 15 различных управлений, подразделений, органов власти города. Фактически это свыше 15 различных городских ведомств. А вот, например, в Бостоне, Нью-Йорке, которые знамениты именно своей мысленной системой благоустройства и встроенностью в нее методических документов, количество департаментов, отвечающих за благоустройство, в три раза меньше.

– Среди урбанистов принято говорить о трудностях коммуникации между специалистами разных областей – социологи, экономисты, экономгеографы, архитекторы, инженеры и так далее. Люди не понимают друг друга, говорят на разных языках, отстаивают каждый свои ценности. Представьте себе, что происходит, когда то же самое возникает в пространстве коммуникации между разными департаментами с различными задачами, правилами, законами, бюджетами, – рассказал заммэра. – А теперь представьте себе, что произойдет, если в каждую из этих систем придет технологическая революция. А она уже сегодня и приходит: где-то энергосбережение, а где-то повышение безопасности за счет большей освещенности, где-то интенсификация малого бизнеса, а где-то увеличение транспортной пропускной способности за счет сокращения парковок.

Можно уверенно прогнозировать последствия таких изменений: это увеличение дезинтеграции всех систем, накопление огромных массивов разрозненных данных, с которыми специалисты не вполне понимают, что делать; затрудненная обратная связь, отсутствие понятных показателей для оценки изменений и, как следствие, низкая эффективность технологических изменений в одной сфере за счет конфликта с другими.

Петр Бирюков отметил, что реконструированные улицы столицы тоже являются частью технологической революции, которая происходит в городе «здесь и сейчас».

– Мы перераспределяем функции, меняем приоритеты уличного пространства, системно выстраиваем отношения комфорта, безопасности, экологичности, идентичности, разнообразия среды. Это беспрецедентный по масштабам проект благоустройства в истории Москвы, в истории нашей страны и, может быть, лидер в истории мировой практики по такому комплексному благоустройству, – отметил заммэра.

Все по стандарту

Работы по благоустройству реализуются пошагово. Вначале был создан современный стандарт благоустройства улиц, выделены 10 типов улиц по геометрии, по национальному назначению, местоположению, интенсивности использования, созданы связанные между собой стандарты благоустройства каждого типа.

– В рамках стандарта мы предложили в общей сложности более 150 уникальных решений. Это умный стандарт, – отметил заммэра. По его словам, сегодня данный стандарт благоустройства является ключевым элементом системы управления московскими улицами. Такую технологическую революцию пережили в последние 20 лет многие мегаполисы и Европы, и Соединенных Штатов Америки.

– К сожалению, специфика каждого мегаполиса такова, что мы не могли взять систему гайдов Лондона или правил Парижа и перенести в Москву. Мы должны были изобрести свою систему. Однако общая логика нашего стандарта благоустройства соответствует опыту мировых столиц и передовых столиц, – отметил Петр Бирюков. – Наши стандарты учитывают транспортные, социальные, экономические, экологические, туристические параметры улиц. Важно понимать, что из стандартизации не только вытекает экономия ресурсов, но и повышается управляемость всем процессом. На основе стандарта мы сформировали регламент исполнения работ, создали показатели для оценки их эффективности, мониторинга и дальнейшего использования.

По результатам работ по благоустройству был проведен статистический анализ более 80 улиц по более чем 20 параметрам.

В результате установили, какие решения работают хорошо, а какие оказались неудачными. Внедрение стандарта позволило оптимизировать расходы на благоустройство. Только на одном проектировании уровень экономии достиг примерно 1,5%.

– По оценке экспертов работы по благоустройству можно считать успешными, в связи с чем мы предполагаем достроить наш стандарт благоустройства применительно к более широкому кругу задач. Сегодня мы выстраиваем улицу, доходим до площади и оказываемся в пространстве с прежними неясными регуляциями и с соответствующими правилами, – заявил Петр Бирюков.

По его словам, необходимо создать стандарты для всех общественных пространств города Москвы. Это около пяти новых стандартов, которые будут разработаны уже в следующем году.

Инновации для людей

Власти города приступают к модернизации всего комплекса городского хозяйства, разработке стандартов обслуживания жилого и нежилого фонда, организации капитального ремонта домов, обслуживания систем тепло-, электро-, водоснабжения. Это примерно 40 новых стандартов, на основе которых будут созданы около 100 новых регламентов работ.

– Когда нарабатывали стандарт, мы закладывали туда не только те решения, которые можно применить здесь и сейчас, но и некоторые заделы на будущее, то есть высокотехнологичные инновационные решения, которые позволят решить две самые главные, на мой взгляд, московские проблемы: это высокий уровень шума на улицах и загрязнение воздуха, – рассказала директор проекта «КБ «Стрелка» Елена Малеева.

В частности, одним из таких инновационных решений стала установка шумозащитных экранов со специальной поверхностью, которая не возвращала звук на дорогу, а усваивала и устраняла его. Также в городе были испытаны специальные датчики, которые имеют длину волны, обратную той, которая распространяется на дороге, улавливают шум и гасят эту волну.

– Кроме того, существуют покрытия, которые способны улучшить качество воздуха и на 20–30% снизить загрязнение воздуха – это зависит от их химического состава. Существует пример таких технологий защиты от гололеда, от обледенения поверхности – использование геотермальной энергии для того, чтобы подогревать поверхность проезжей части в тех местах, где много машин и пешеходов, – рассказала Елена Малеева.

По словам эксперта, применять такие решения целесообразно на тех улицах, где ситуация хуже всего. На данный момент самый высокий автомобильный поток – это вылетные магистрали города Москвы.

– Мы, когда делали стандарт, выяснили, что это, с одной стороны, самые опасные улицы с точки зрения как раз загрязнения, шумового и атмосферного, и там самый высокий трафик. Кроме того, там больше всего пешеходов, потому что вдоль них расположены станции метро. И мне кажется, что если попробовать применять эти инновационные решения на таких улицах, во-первых, мы сразу увидим эффект, действительно это здорово работает или нет, а с другой стороны, это увидит большинство горожан, потому что этими улицами пользуется больше всего людей, – подчеркнула Елена Малеева.

По словам руководителя архитектурного бюро «ПланАР» Ильи Мукосея, для каких-то районов города было бы полезно сначала провести мероприятия, с помощью, например, новых технологий, чтобы показать людям, на что они способны, какие преимущества могут дать.

– Даже не с помощью, как раньше это делалось, красок и каких-либо барьеров, а с помощью более технологичных решений. С помощью света, с помощью еще каких-то вещей. Посмотреть, как могут функционировать те же самые улицы, те же самые тротуары. Точно так же новые технологии могли бы помочь проанализировать все это, проанализировать результат, – считает эксперт.

После этого результаты можно было бы обсудить, в рамках того же самого «Активного гражданина» или через портал «Наш город». Это очень важно. Ведь сейчас в СМИ и в соцсетях на политику столичных властей обрушивается огромное количество критики. Причем критикуют со всех флангов. Люди, которые принципиально не могут найти общий язык в таких важных вещах, как внешняя политика или политические реформы в России, проявляют удивительное единение в негативной оценке деятельности столичных властей.

Думается, что если бы власти города уделили бы больше времени объяснению своей политики, включили бы обратную связь, то многих негативных моментов удалось бы избежать. Хочется надеяться, что при дальнейшей реализации проектов благоустройства столицы городские власти учтут этот опыт.


Назад в раздел
МосгазГлавУПДКГеопроектизысканияМосводоканал
ФУДЦентрРоссийский