НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Прокатиться напрокат. За год существования московский каршеринг серьезно потеснил такси


Год назад в столице была внедрена система краткосрочной аренды автомобилей. За прошедшее время стало очевидно, что услуга эта востребована, в системе зарегистрировано уже 200 тыс. пользователей, число сдаваемых в аренду авто приблизилось уже к тысячи. Из экспериментального проекта каршеринг превратился в неотъемлемую часть транспортной системы города.

– Московский сервис поминутной аренды автомобилей развивается быстрее, чем в других европейских городах, в месяц совершается уже около 165 тыс. поездок, – отметил заместитель Мэра, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Дептранс) Максим Ликсутов.

На столичном рынке каршеринга работают уже пять операторов. Их представители вместе с сотрудниками Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры готовят предложения, которые должны лечь в основу федерального закона о каршеринге. А в Москве хотят разрешить арендованным автомобилям передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта и увеличить их допустимые габаритные размеры, что позволит расширить модельную линейку каршеринга.

Эксперимент с созданием системы краткосрочной аренды автомобилей был запущен в столице в сентябре 2015 года, после того как столичными властями были приняты нормативные акты, регулирующие правила столичного каршеринга. Речь идет в первую очередь о постановлении Правительства Москвы № 523-ПП от 19 августа 2015 года, которое позволило выдавать операторам каршеринга льготные трехлетние разрешения на парковку в зоне платной парковки. В сентябре прошлого года начал работать первый оператор проката автомобилей «Делимобиль» с сотней машин. Чтобы взять в аренду автомобиль, нужно заключить договор с компанией-оператором. Получив в SMS-сообщении сгенерированный системой пароль, следует скачать бесплатное мобильное приложение. С его помощью или на сайте компании оператора можно узнать, где припаркован свободный автомобиль. Ключ в каршеринговых авто не вынимается и намертво вставлен в зажигание. А дверь клиент, оплативший аренду и выбравший машину, открывает при помощи мобильного приложения.

Возвращать автомобили в прокат первоначально можно было лишь в пределах Третьего транспортного кольца. Уже в декабре к пионеру столичного каршеринга присоединилась компания Car5, а парк сдаваемых в аренду автомобилей вырос до 350. В марте крупнейший оператор расширил зону, где можно оставлять автомобиль до пределов МКАД и трех московских аэропортов, а на рынок каршеринга вышли еще две компании – Anytime и Youdrive. Число машин, задействованных в столичном каршеринге, выросло до 570. Наконец, в конце октября на московский рынок краткосрочной аренды автомобилей вышел пятый оператор – BelkaCar, а число автомобилей, предлагаемых в аренду всеми компаниями, превысило тысячу единиц. При этом московский рынок каршеринга еще далек от насыщения, емкость рынка столицы по оценкам экспертов Дептранса составляет 10–12 тыс. машин.

Сейчас в среднем восемь человек в день пользуются каждым автомобилем системы, в то время как в начале года один автомобиль брали в аренду не более трех человек в день. На настоящий момент в развитие проекта столичного каршеринга операторы вложили уже более 1,5 млрд руб. Еженедельно в сервисе каршеринга регистрируются 2–2,5 тыс. новых пользователей.

Каршеринг предпочтительнее такси в ситуациях, когда человеку нужно сделать за короткий промежуток времени сразу не сколько дел в разных концах города. Например, после работы забрать ребенка из детского сада и по дороге домой закупиться продуктами в супермаркете.

В прокат разрешено сдавать только автомобили, имеющие двигатель, соответствующий экологическому стандарту Евро 4 и выше. Для горожан же, имеющих водительские права, каршеринг выгоднее поездок на личном автомобиле или такси. В то время как поездка на такси обходится в 15 руб. за минуту по счетчику, минута поездки в арендованном авто сегодня обходится в среднем в 7,5 руб. За такие деньги водитель арендованного авто смело совершает гораздо более продолжительные поездки, чем на такси. Если средняя поездка пассажира таксомотора имеет продолжительность 25 мин, то средняя поездка в арендован ном автомобиле – 38 мин. Не случайно, что из 200 тыс. зарегистрированных пользователей 64% – это москвичи, имеющие свой личный автомобиль.

Пользоваться услугой могут автолюбители не младше 21 года и с водительским стажем не менее двух лет. При этом за рубежом основными пользователями услуги каршеринга являются молодые люди. Для них гораздо выгоднее и удобнее пользоваться недорогой поминутной арендой, чем содержать автомобиль и платить еще за парковку.

К концу года столичный каршеринг должен совершить еще более значительный рывок – число сдаваемых в аренду машин должно вырасти до 2800 единиц. Такого результата Департамент транспорта рассчитывает добиться за счет увеличения разрешенных габаритов каршеринговых автомобилей, которым предоставляется право на приобретение льготного парковочного разрешения от Правительства Москвы. Трехлетнее разрешение на парковку в центре стоит сегодня 20 тыс. руб. на одну машину. Измененные размерные требования позволят операторам расширить список закупаемых марок автомобилей. На сегодняшний день из-за жестких требований к размерам модельный ряд прокатных автомобилей ограничен. В основном это «корейцы» Hyundai Solaris и Kia Rio, а также SKODA Rapid.

Используются и микролитражки Smart. Все эксплуатируемые в каршеринге машины исключительно российской сборки. Помимо требований, предъявляемых к экологическим стандартам двигателя, каршеринговые авто должны быть не старше одного года на момент подачи заявления о льготной парковке в центре, оборудованы системой навигации ГЛОНАСС/GPS, на машине должны быть нанесены установленным цветом эмблема столичной системы каршеринга и логотип компании.

Подобно тому, как большинство такси по традиции желтого цвета, сдаваемые в краткосрочную аренду машины всех операторов единой расцветки – черно-оранжевые.

Есть и требования, предъявляемые городом не к автомобилю, а к оператору: компания должна работать круглосуточно семь дней в неделю, и у нее должен быть круглосуточный колл-центр.

Все арендные машины обеспечены страховкой ОСАГО, некоторые компании предоставляют КАСКО с франшизой. При этом, если в автомобиле обнаружена неисправность, не связанная с ДТП, ее устраняет за свой счет компания-оператор, клиенту предоставляется другая машина.

На данный момент длина автомобилей каршеринга должна составлять не более 4,5 м, ширина – 170 см. Департамент транспорта предполагает увеличить разрешенную ширину до 180 см и длину также на 10 см.

– Мы не диктуем класс автомобилей, это могут быть как машины эконом-класса, так и премиальные автомобили, на усмотрение операторов, – пояснила заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алина Бисембаева.

По ее словам, у российских производителей уже сейчас есть модели, которые полностью удовлетворяют новым требованиям к автомобилям каршеринга.

– Например, Lada Granta и Datsun, которые производятся на АвтоВАЗе, вполне могут пополнить парк столичной системы краткосрочной аренды автомобилей. Расширенные габариты позволят операторам каршеринга закупать и другие отечественные автомобили, такие как Lada Vesta и другие, – уточнила Алина Маратовна.

В свою очередь руководители компаний операторов заявляли о желании использовать в системе краткосрочного проката помимо хетчбэков также машины с кузовом «универсал» и кроссоверы, а линейку хетчбэков пополнить моделями Volkswagen Polo и Datsun mi-Do.

Кроме того, готовится еще одно нововведение, которое должно способствовать большей популярности сервиса поминутной аренды автомобиля, – разрешение на льготную парковку каршеринговых машин у железнодорожных вокзалов. Об этом Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы ведет переговоры с дирекцией железнодорожных вокзалов.

К нововведениям столичной системы каршеринга относится и возможность онлайн-бронирования. Сегодня уже три оператора предлагают услугу онлайн-бронирования без подписания договоров в офисе. Клиенту необходимо распечатать договор, подписать и выслать его отсканированное изображение. Кроме того, к электронному письму, содержащему договор, нужно прикрепить отсканированные значимые страницы паспорта, водительское удостоверение, заполнить данные: ФИО, e-mail, а также свою фотографию с паспортом в руках. Последняя мера предосторожности нужна, чтобы обезопасить оператора от шалостей желающих самостоятельно покататься детей.

Наконец, сегодня в столице юристами компаний операторов ведется разработка проекта федерального закона о каршеринге. В нем предполагается установить единые для всей территории страны стандарты качества, которым должны соответствовать операторы и положенные им льготы. На будущее в проекте закона также будут прописаны нормативы использования беспилотных автомобилей. Предложения планируется обсудить в Министерстве транспорта РФ и затем направить депутатам Госдумы до конца года.

Алина Бисембаева: «Правительство Москвы запустило проект «Московский каршеринг» в сентябре 2015 года. За год новый экспериментальный проект превратился в востребованную услугу у москвичей. Все это время мы активно поддерживали развитие сервиса, поскольку статистика крупных городов мира показывает, что арендованные машины снижают число личных автомобилей, выезжающих на дороги города, способствуют разгрузке парковочного пространства, снижают нагрузки на дороги и улучшают экологическую ситуацию в столице. Компаниям – участникам проекта мы предоставили возможность льготной парковки в зоне платного парковочного пространства. За год из нового экспериментального проекта он превратился в востребованную услугу у москвичей. Но пока потребности горожан в аренде автомобилей закрыты лишь на 10%. У этого бизнеса в Москве большой потенциал для роста».


Назад в раздел
МД-группМОЭКСаториКрост
АБЗВКАКСИТЕХ