НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Объекты для субъектов. С будущего года льгот предпринимателям по аренде станет меньше, а доступных помещений – больше


Исполняющие обязанности руководителей департаментов городского имущества и науки и промышленной политики Владимир Ефимов и Алексей Комиссаров, а также депутат Московской городской Думы Олег Бочаров провели совместную пресс-конференцию, посвященную различным аспектам защиты городскими властями интересов малого бизнеса.


Алексей Комиссаров подчеркнул, что, несмотря на все многообразие способов поощрения активности предпринимательства, наиболее действенными среди них по-прежнему остаются предоставление помещений по льготной ставке аренды и реализация ими своего преимущественного права выкупа уже занимаемых помещений. Владимир Ефимов пояснил:

– Если говорить про льготную ставку аренды, то правительством города до 1 января следующего года всем без исключения субъектам малого предпринимательства сохраняется льготная ставка аренды 3,5 тыс. руб., – начал Владимир Владимирович. Далее он подробно рассказал, что решать, кому такая ставка будет сохранена в следующем году и далее, будет созданная при Комплексе имущественно-земельных отношений Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Эта комиссия будет проверять наличие и ведение тех видов деятельности, которые в настоящий момент могут получить поддержку города: здравоохранение, образование, торговля (если речь идет о социальных магазинах), бытовое обслуживание, физкультура, спорт, культура, производство и ремесленная деятельность. Также на получение льготной ставки могут претендовать организации, использующие труд инвалидов.

Докладчик специально подчеркнул, что льготную ставку с 1 января получат только те, кто подадут заявку в Департамент городского имущества. В соответствии с постановлением Правительства Москвы, срок рассмотрения этой заявки составляет месяц, и все решения по заявкам должны быть приняты до конца года.

В этой связи заявки должны поступить до 1 декабря. В будущем пользователям льгот необходимо ежегодно подтверждать, что они по-прежнему соответствуют тем критериям, которые заложены в постановлении.

На официальном сайте департамента будет подробно расписана процедура обращения в департамент, перечень документов, которые необходимо представить, а также рекомендованная форма заявки в комиссию. Владимир Владимирович специально обратил внимание на слово «рекомендованная»: нормативно форма не урегулирована, и если кто-то напишет заявку в иной форме и расставит какие-то акценты в своем обращении, то она тоже будет рассмотрена.

Департамент планирует, что все предприятия, имеющие лицензии в сфере здравоохранения и образования, получат соответствующие льготы автоматически. Безусловно, заявку нужно подать, но подтверждение наличия или отсутствия лицензии запросит сам департамент в рамках межведомственного взаимодействия. Если же речь идет о прочих указанных видах, какого-то единообразного документа, который подтверждал бы наличие или отсутствие у предприятия прав на льготу, к сожалению, нет.

В этом случае департаменты совместно будут запрашивать соответствующие данные у префектур, и уже на основании их заключения комиссия будет принимать решение.

Далее Владимир Ефимов перешел к теме выкупа помещений по ФЗ-159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На сегодня, сообщил он, в его департамент поступило около 3,5 тыс. заявок.

Где-то в трети случаев департамент вынужден отказывать в преимущественном выкупе помещения. Первая причина – это наличие задолженности по арендным платежам, а вторая – технический отказ в связи с ранее поданными заявками, когда площадь превышала 300 кв. м, либо договоры аренды были заключены позже 2006 года. Однако сейчас, с учетом принятия поправок в закон, ограничения эти уже сняты.

Согласно новому административному регламенту о рассмотрении заявок по льготной приватизации для субъектов малого предпринимательства (утвержден Правительством Москвы уже после описываемых событий), срок рассмотрения заявки составит около 40 рабочих дней, хотя до сих пор эта процедура занимала не менее трех месяцев. Ведь практически во всех случаях необходимо заказывать документы технической инвентаризации, в большинстве случаев помещения претерпели те или иные изменения и были совершены перепланировки.

– Чтобы заключить надлежащим образом договор купли-продажи, необходимо привести документацию (кадастровый паспорт, запись ЕГРП) в надлежащее состояние. Из-за этого срок гораздо больше, чем нам хотелось бы, – посетовал глава департамента. – А вот новый регламент не будет предусматривать такое основание для отказа, как наличие незаконных перепланировок. В ряде случаев такие факты имелись, но мы приняли решение, что при приватизации на это обращать внимание не будем. При этом, если перепланировка не связана с нанесением ущерба несущим конструкциям, то, безусловно, мы такие решения будем принимать в автоматическом режиме.

Далее последовали вопросы из зала.

– Планируется ли увеличение срока рассрочки для предпринимателей и каков объем арендного фонда, который не предполагается приватизировать?

– К сожалению, анализ показывает, что часть предпринимателей в льготной аренде видит свои «предпринимательские возможности». Как только мы расширяем возможность рассрочки платежа, мы наращиваем спекулятивные рамки, – ответил Олег Бочаров.

– Со своей стороны добавлю, – подчеркнул Владимир Ефимов, – что рассрочка, которую дает город, финансово очень выгодна. Это ставка в размере 1/3 ставки рефинансирования. Кроме того, на выбор предлагается возможность погашения либо ежемесячными платежами, либо ежеквартальными с возможностью любого досрочного погашения. Если же говорить о перечне имущества, который является фондом спецподдержки и наличие в котором – основание отказа в приватизации помещения, то он насчитывает около 15 тыс. объектов.

В настоящий момент мы отфильтровали все те помещения, которые потенциально могут быть приватизированы, и в ближайшее время хотим их оттуда исключить. Делается это для того, чтобы не препятствовать преимущественному выкупу.

Департамент в этом году заказал массовую оценку помещений, находящихся в аренде у малого бизнеса, чтобы получить две цифры: ставку арендной платы, которая будет установлена с 1 января следующего года для предприятий, которые не получат поддержку в виде льготной ставки, и примерную стоимость выкупаемых помещений. Последняя, заметил Владимир Ефимов, всегда является предметом некоего спора. Чтобы минимизировать разногласия, его ведомство, заказывая независимую оценку и получая отчет, сдает его на экспертизу в СРО и только при наличии положительного заключения оттуда представляет ее на согласование арендатору. Каждый арендатор имеет право с отчетом не соглашаться. В практике департамента есть судебные решения как в его пользу, так и в пользу предпринимателей. Глава департамента также сообщил, что в сентябре – октябре на официальном сайте департамента появится калькулятор, позволяющий по номеру договора получить расчет арендной ставки без льгот (сейчас сервис уже действует).

– Что будет с приватизацией нежилых помещений в многоквартирных домах? – поинтересовались журналисты.

– В Комплексе имущественно-земельных отношений создана внутренняя комиссия, которая занимается вовлечением в оборот объектов недвижимости. На этой комиссии рассматривается вопрос, обладает ли объект признаками общедолевого имущества. Если мы говорим о том, что объект уже кому-то передан в аренду и права города зарегистрированы, то мы исходим из того, что это не общедолевое имущество. В этой ситуации при обращении арендатора оснований для отказа ему в выкупе помещений у департамента нет. Если ТСЖ или жители считают, что помещение все-таки относится к общедолевому имуществу, то, с нашей точки зрения, разрешение вопроса возможно только в судебном порядке.

Владимир Владимирович добавил, что у города есть довольно большое количество помещений в жилых домах, которые абсолютно по праву являются общедолевой собственностью. Департамент сейчас прорабатывает схему, как массово эту проблему можно решить, поскольку решать ее точечно – долго и неэффективно.

В планах – установить критерии, которым должно соответствовать помещение, и решить вопрос с Росреестром, чтобы права города на такие помещения погасить. Ведь городу они не нужны и числятся как имущество, не вовлеченное в оборот. Кроме того, в ряде случаев департамент несет лишние расходы на их содержание.

Текст: Феликс Бабицкий



Назад в раздел
МОЭСКГераОЭКМосинжпроект
ЦентрСбербанкАКСИТЕХСоюз