ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Как парки заслужили звание «народный». Столичные коммунальщики не сбавляют темпы создания озелененных территорий и начинают ряд новых экспериментов


Программа создания «народных парков» на месте пустырей и заброшенных территорий увенчалась полным успехом.
В течение года на местах, предложенных москвичами, было создано 52 «народных парка». В следующем году этот процесс продолжится: от населения в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства уже поступило свыше 50 предложений с указанием адресов, где можно разбить новые парки и скверы.


Число «народных парков» перевалит за сотню

Программа создания новых парков в шаговой доступности от жилых кварталов на месте запущенных скверов и пустырей или территорий бывших промышленных зон была принята в конце 2012 года, после того как в городе завершилась реконструкция основных парков культуры и отдыха. Тогда городские власти предложили москвичам самим назвать дополнительные места, где они хотели бы разместить новые парки. От жителей поступило более 200 предложений с адресами, из которых отобрали первоочередные полсотни и запустили эти проекты уже в этом году. Причем большая часть проектов реализуется на привлеченные деньги инвесторов и спонсорские пожертвования.

Выбор объектов для включения в про грамму «Народный парк» проводился через открытое обсуждение на информационном портале Правительства Москвы, сайтах префектур, Департамента ЖКХ и благоустройства, а также по предложениям от Москомархитектуры и Департамента культуры.

Всего поступило 233 предложения.

– Впервые в городе была сформирована программа по благоустройству территорий пешей доступности от жилья, авторами которой стали сами москвичи, – отметил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин. – Первоначально по итогам обсуждения в Интернете было отобрано 50 участков под новые парки, но по итогам встреч с муниципальными депутатами в программу дополнительно было включено еще две территории.

В итоге на протяжении 2013 года были обустроены новые озелененные территории общей площадью 114,94 га. Семь из них расположены в ЮВАО, по шесть – в СВАО, ЮАО, СЗАО, по пять – в ЦАО, САО, ВАО, ЮЗАО, ЗАО и два – в Зеленограде. При этом 21 парк, площадью 45,8 га, был обустроен за счет городского бюджета, еще 31, площадью 69,1 га, – на средства инвесторов или спонсоров.

На будущих парковых территориях была проложена дорожно-тропиночная сеть общей площадью более 100 тыс. кв. м, сформированы и отремонтированы цветники и газоны, проведена посадка около тысячи саженцев деревьев и 25 тысяч кустарников, установлены скамейки и беседки, ограждения и туалеты, а также системы наружного освещения в виде уличных торшеров, оборудованы детские, спортивные, эстрадные и пикниковые площадки. «Народные парки» предназначены для семейного посещения, поэтому в них обустроены уголки для москвичей всех поколений: для малышей – площадки с песочницами и горками, для посетителей юного и зрелого возраста – площадки с тренажерами, для пенсионеров – уголки тихого отдыха со скамейками и беседками. В парках также обустроено 4 км велодорожек.

Все обустройство было завершено к Дню города, лишь в одном парке (в СЗАО) на базе сквера, посвященного 70-летию битвы под Москвой, работы продолжались до середины октября.

Помимо создания «народных парков» в нынешнем году продолжались работы по благоустройству в уже хорошо знакомых москвичам парках культуры и отдыха. Причем на протяжении года расходы на эти цели были увеличены. Например, в конце лета были выделены дополнительно 105 млн руб. на реабилитацию прудов в столичных парках культуры и отдыха. Эти средства пошли на очистку девяти прудов в шести парках – в «Сокольниках», ЦПКиО им. Горького, Красной Пресне, Перовском, Лианозовском и Филях. Для очистки воды в прудах использовались в том числе и биотехнологии – туда запустили колонии особых бактерий и специальные породы рыб.

Нынешней зимой в старых и новых парках столицы будут проложены 217 лыжных трасс и оборудованы 713 зимних городков. В городе зальют в общей сложности 1535 катков – они появятся не только в парках и зонах отдыха, но и на дворовых и школьных спортивных площадках и стадионах. В их числе 157 катков с искусственным льдом общей площадью 159 тыс. кв. м будут работать с ноября по апрель, несмотря на капризы погоды.

Пирог дорожного горзаказа нарежут большими кусками

Другое важное направление в работе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, обозначившееся в этом году, – пересмотр взаимоотношений департамента с подрядными организациями, занимающимися содержанием дорог и дворовых территорий.

Этот процесс начался с организаций, занимающихся содержанием и ремонтом дорог. Город не устраивало низкое качество работ, выполняемых подрядными организациями по госзаказу. Такой подрядчик, выиграв городской тендер за счет значительного снижения стартовой цены, потом спохватывался, что за названные деньги ему придется работать себе в убыток. Или понимал, что у него недостаточно техники и персонала, для того чтобы выполнить поставленную перед ним задачу. Такие подрядчики просто исчезали, иногда вместе с выплаченным им авансом, а Департаменту ЖКХиБ приходилось объявлять повторные торги, а пока они не проведены, выполнять ремонт и уборку дорог силами городских ГУПов.

Впрочем, качество работы тех подрядчиков, которые пытались выполнять взятые на себя обязательства, московские власти также не устраивало. Контрольные органы иногда заставляли переделывать работу по два-три раза, чтобы дорожное покрытие полностью соответствовало требованиям нормативов. Во взаимоотношениях города с подрядчиками был и еще один тревожный аспект: ради экономии подрядные организации нанимали дешевую рабочую силу – гастарбайтеров из бывших советских республик, не обеспечивая им при этом нормальных условий проживания. Это увеличивало риск межнациональных конфликтов, способствовало росту социальной напряженности и ухудшало криминальную ситуацию в городе.

В итоге было решено передать часть городского заказа на ремонт и содержание дорог новым структурам – государственным бюджетным организациям города Москвы «Автомобильные дороги». В общей сложности было создано 11 таких ГБУ – по одному на каждую префектуру города. Поскольку это были организации, финансируемые из бюджета, городской заказ мог передаваться им и без проведения конкурсных процедур. Это особенно важно для случаев, когда требовалось оперативно заменить не справившегося-со своей работой подрядчика, не затевая долгую волынку с подготовкой конкурсной документации и проведением нового конкурса. У городских ГБУ «Автомобильные дороги» было и еще одно преимущество перед коммерческими подрядными организациями – в их штат принимали лишь жителей Москвы, Московской области и расположенных вокруг регионов Центрального федерального округа. Таким образом, снималась проблема использования иностранной рабочей силы.

Для работников ГБУ из областей, граничащих с Московским регионом, оборудованы комфортабельные бытовые городки.

Осенью этого года был изменен формат проведения городских конкурсов на выполнение дорожного ремонта. Если прежде весь объем работ, который предстояло выполнить, делился на 146 лотов, то теперь он будет делиться на 11, по числу административных округов. В итоге и число подрядных организаций сократится в 13 раз.

В обязанность компаний будет входить как капитальный, так и текущий ремонт проезжей части дорог и внутридворовых проездов. При этом и коммерсанты, и ГБУ «Автомобильные дороги» округов будут бороться за право стать подрядчиком на конкурсе. В число критериев определения победителя помимо снижения начальной цены контракта будут входить опыт работы на протяжении ряда лет, а также наличие необходимой материально-технической базы. Как и теперь, город будет платить за труд подрядчику по завершении работы и после приемки инспекторами Объединения административно-технических инспекций города. Понятно, что при укрупнении лотов и предъявлении требований к опыту и наличию техники у городских бюджетных учреждений увеличиваются шансы выиграть подряд на свой округ.

В этом году в общей сложности было отремонтировано 27,2 млн кв. м дорожного покрытия. Как сообщил глава Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Дмитрий Семенов, проверено 638 объектов дорожного хозяйства. При этом было сделано 1016 замечаний и предъявлено штрафов на сумму более 50 млн руб. По словам Дмитрия Семенова, из 146 подрядчиков 60 выполнили работы с замечаниями; 316 допущенных подрядчиками нарушений носили визуальный характер, для того чтобы их выявить, не требовалось проводить специальные исследования. Например, крышки канализационных люков, расположенных на проезжей части, были слишком заглублены либо, наоборот, выпирали над уровнем дороги, или, скажем, был неправильно уложен бордюрный камень, ограждающий проезжую часть. Еще на 520 объектах дорожного ремонта асфальт был уложен слишком тонким слоем, что не соответствовало нормативам. За этот тип нарушений было наложено штрафов на 30 млн руб. С подрядчиками, у которых некачественно выполненные работы превысили 30% общего объема, был расторгнут контракт.

С некоторыми из подрядных организаций контракты пришлось расторгать через суд, так как в договорах не было пункта об одностороннем расторжении договора. Сейчас при заключении договора эта возможность предусматривается в обязательном порядке.

При ремонте асфальтобетонного покрытия на внутридворовых проездах претензий у контролеров было меньше. ОАТИ проверило 5,1 тыс. дворов, и лишь в 345 из них выявлены нарушения. Ожидается, что все они будут исправлены до конца года.

Московские дворники обрусеют за три года

Опыт использования городских ГБУ для качественного ремонта и уборки дорог решили повторить и в другом секторе ЖКХ – при содержании дворовых территорий и эксплуатации зданий. С июля нынешнего года в девяти районах Москвы были созданы ГБУ «Жилищник», которым поручили уборку и содержание дворов, управление жилыми домами, а также ремонт местных дорог и проездов и их уборку от снега в зимнее время, то есть к ним перешли функции управляющих организаций в жилом секторе в тех домах, где этим занимались дирекции единого заказчика, а также функции многочисленных подрядчиков, которые занимались уборкой, озеленением, очисткой крыш от снега, ремонтом детских площадок.

Помимо этого ГБУ займутся благоустройством территорий школ, внепрограммным капитальным ремонтом жилого фонда и содержанием диспетчерской службы. По словам заместителя Мэра Петра Бирюкова, случалось, что в одном дворе толкались 7–8 подрядчиков, мешая друг другу. Теперь обслуживание практически всего, что есть в жилом секторе в границах одного района, где начал действовать «Жилищник», будет сосредоточено в одних руках. Как и в «Автомобильные дороги», в округах на работу в районные ГБУ «Жилищник» будут принимать только жителей столичного региона и близлежащих областей.-Подбор персонала с российским паспортом возложен на префектуры и Департамент труда и занятости населения.

Чиновники этого ведомства уже ведут набор кадров, взаимодействуя для этого со службами занятости Костромской, Орловской и Рязанской областей. Так что вполне вероятно, что скоро типичный образ дворника-таджика уйдет в прошлое.

Средняя зарплата сотрудников, по словам Андрея Цыбина, будет очень привлекательной для провинциалов и составит 25–30 тыс. руб.

Первые ГБУ «Жилищник» начали действовать в районах Тверской (ЦАО), Северное Медведково (СВАО), Гольяново (ВАО), Дорогомилово (ЗАО), Ховрино (САО), Академический (ЮЗАО), Нагатино-Садовники (ЮАО), Хорошево-Мневники (СЗАО), Люблино (ЮВАО). В следующем году они начнут работать в 34 районах, а к 2016 году – во всех 125 районах столицы.

Когда граффити не хулиганство, а искусство

Еще одно новшество в части содержания объектов дорожной инфраструктуры – эксперимент с украшением дорожных эстакад и подземных переходов санкционированными граффити, одобренными Москомархитектурой.

Как сообщил Андрей Цыбин на встрече с Молодежным советом при Мэре Москвы, молодым художникам, работающим баллончиками с краской, отдадут несколько подземных пешеходных переходов подтоннельных пространств.

Появятся цветные картины и на 12 эстакадах на Третьем транспортном кольце (ТТК). В частности, профессиональные художники разрисуют подпорные стены на Русаковской эстакаде в районе Спартаковской площади и на Нижегородской транзитной эстакаде рядом с шоссе Энтузиастов. Помимо Третьего кольца представителям молодежных субкультур позволят украсить путепроводы в районе Семеновского и Остаповского проездов, Бутырской улицы, Волгоградского проспекта, а также Автозаводский мост через Москву-реку и железнодорожный мост через шоссе Энтузиастов. Площадь каждого из 12 настенных изображений составит 850 кв. м.

Москомархитектура сформулировала свои требования к работам художников: палитра будущих картин должна состоять не менее чем из 150 цветов, используемые аэрозольные краски – без свинца и устойчивы к погодно-климатическим воздействиям настолько, чтобы изображение продержалось не менее 15 лет. Сами картины должны создавать позитивное настроение, без депрессивных мотивов, диссонирующих и раздражающих сочетаний цветов, часто встречающихся в самодеятельных граффити у представителей молодежных субкультур. Заказчиком оформления путепроводов, эстакад, мостов и подземных переходов выступит подведомственное Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ГБУ «Гормост».

У Департамента ЖКХиБ уже наработан определенный опыт использования стритарта для оформления невзрачных зданий центральных тепловых пунктов. Впервые их позволили раскрасить уличным художникам в Кузьминках в октябре 2011 года.

Нынешним летом, в рамках фестиваля «Лучший город земли», они украсили своими творениями стены 150 домов и технических сооружений – котельных и насосных станций.

Сбор мусора систематизируют в пяти округах

Получил свое продолжение и эксперимент по системному вывозу и утилизации мусора, стартовавший с начала этого года в Юго-Западном округе. Напомним, что там власти впервые заключили с подрядной организацией контракт на вывоз и переработку твердых бытовых отходов сроком на 15 лет. За это город заплатил подрядчику 25 млрд руб. Победителем конкурса стала компания ООО «МКМЛогистика». В декабре 2012 года с предприятием был подписан контракт на обслуживание округа.

Подрядчик обеспечивает регулярный сбор, сортировку и переработку вывозимого мусора. В перспективе по условиям контракта он должен создать собственные сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы и полигоны для захоронения остатков отходов и обеспечивать постоянное обеззараживание контейнеров и разработку самых экономных маршрутов по вывозу мусора.

Подвижной парк мусоровозов помимо приборов ГЛОНАСС или GPS, обеспечивающих передачу данных о местоположении спецавтомобиля в режиме реального времени, должен быть оснащен также телеметрическим оборудованием для измерения радиации и работать на топливе не ниже экологического стандарта «Евро-4», а также иметь блокировку на случай несанкционированной загрузки контейнера.

Долгосрочные контракты, по замыслу городских властей, позволят в будущем избежать резкого роста цен на переработку мусора. С 1 января 2014 года вслед за ЮЗАО на такие контракты по системному вывозу мусора должны перейти еще четыре округа – Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный и Западный. В каждом округе по итогам открытого конкурса будет определен один подрядчик, с которым заключат такой же, как на юго-западе, 15-летний контракт. Работы немало: по данным Андрея Цыбина, объем бытовых отходов Москвы в настоящее время составляет 6 млн тонн в год.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел