НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

История с продолжением. На МЦК открылась выставка, посвященная истории Московской окружной железной дороги


В переходе между станцией метро «Ленинский проспект» и станцией МЦК «Площадь Гагарина» начала работу постоянная выставка, посвященная истории строительства и развития Московской окружной железной дороги (МОЖД), ставшей в 2016 году Московским центральным кольцом (МЦК). Экспозицию подготовил Московский метрополитен совместно с Музеем Москвы, Российским историческим обществом и фондом «История Отечества».

По просьбам москвичей

Перед открытием МЦК в прошлом году москвичи на портале «Активный гражданин» выбирали, какие пассажирские сервисы хотели бы видеть на станциях. Среди прочего пользователи просили размещать информацию об истории дороги. В связи с этим было принято решение создать постоянную историческую экспозицию.

Выставочное пространство организовано в переходе между станцией метро «Ленинский проспект» и единственной подземной станцией МЦК – «Площадь Гагарина». Здесь установлены 17 информационных плакатов. Для удобства иностранных гостей столицы один плакат подготовлен на английском языке.

Познакомиться с историей Московской окружной железной дороги можно не только на новой выставке, но и непосредственно на МЦК. В вестибюлях станций размещено более 30 плакатов с архивными фотографиями и интересными фактами о магистрали. На каждом плакате есть QR-код, считав который, можно получить дополнительную историческую справку о станции.

Вначале выставка, посвященная истории МОЖД, проходила в Доме Российского исторического общества (с 21 апреля до 1 июня 2017 года) – в честь нее Московский метрополитен специально выпустил юбилейный проездной билет, затем репродукции и стенды были переданы МЦК.

Амбициозный проект

В скором времени Московская окружная железная дорога готовится отметить свое 110-летие – регулярное движение по железнодорожному кольцу было открыто в июле 1908 года. К тому времени Москва стала индустриальным центром с огромным грузопотоком. На десятки километров растягивалась очередь из вагонов, прибывавших на станцию и ожидавших разгрузки. Перевозкой товаров по Москве с вокзала на вокзал занималась целая армия ломовых извозчиков. Существовавшая радиальная система железных дорог не могла разгрузить город, и тогда возникла идея строительства круговой магистрали.

– Москва довольно рано узнала, что такое дорожные пробки. В конце XIX века индустриальное развитие и торговля сотворили в городе транспортный коллапс. И тогда будущий министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте предложил императору проект строительства Московской кольцевой железной дороги. Николай II поддержал этот проект, и работы начались, – рассказал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин на открытии выставки в Доме Российского исторического общества.

Состоялся конкурс, на который было представлено 13 проектов. Отборочная комиссия признала победителем проект известного инженера путей сообщения, действительного статского советника Петра Ивановича Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению МОЖД.

Согласно проекту, дорога должна была иметь четыре пути: два – для пассажирских перевозок и два – для грузовых. Но из-за неудачной для России войны с Японией первоначальные планы пришлось изменить.

– В 1902 году было организовано управление по постройке дороги. В августе 1903 года был забит первый стык, дорога начала строиться. Несмотря на то что шла русско-японская война, то есть было тяжелое положение, и финансовое в том числе, дорога была построена за 5 лет. 20 июля 1908 года по ней прошли первые поезда, – рассказал куратор выставки в Доме Российского исторического общества Виталий Семилетов.

Строительство МОЖД стало самым амбициозным инфраструктурным проектом того времени. Станции создавались по индивидуальным проектам, в стиле, свойственном эпохе модерна. Окружная дорога стала символом прогресса, ее фотографии часто использовались как сюжет для почтовых карточек.

Одной из главных особенностей дороги стало разнообразие применения мостовых конструкций. Через Москву-реку были перекинуты четыре крупных моста – Дорогомиловский, Николаевский, Сергиевский и Алексеевский, еще по одному среднему мосту – через Яузу и Лихоборку. Для строительства были привлечены лучшие специалисты своего времени – инженеры Николай Белелюбский и Лавр Проскуряков. Производство мостовых конструкций и пролетных строений осуществляли широко известные отечественные производители.

Английское правительство официально запросило у Николая II копии чертежей магистрали для строительства западной окружной железной дороги в Лондоне. Сейчас эти документы хранятся в Британской национальной библиотеке.

На протяжении века МОЖД оставалась главным образом грузовой магистралью – пассажирское движение было убыточным для перевозчиков того времени. Управление Николаевской дороги установило слишком высокие цены на билеты, поэтому пассажиропоток был незначительным. Городские власти закрыли перевозку пассажиров 6 октября 1908 года. Однако в мае 1909-го тарифную сетку скорректировали, и перевозка пассажиров возобновилась. МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий до 1917 года, хотя пассажиров всегда не хватало.

К концу 1920-х районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надежное трамвайное и автобусное сообщение, поэтому в 1934 году она была выделена в самостоятельную железную дорогу. Пассажирское движение по кольцу было закрыто. В 60-е годы прошлого века появилось решение возобновить пассажирские перевозки, но идея не была реализована.

Востребована жителями

Второе рождение кольцевой железной дороги произошло уже в наши дни.

– Программа пассажирских перевозок не была осуществлена в полном объеме. Идею графа Витте продолжила команда Мэра Москвы Сергея Собянина: был реализован масштабный проект. И этот факт говорит о том, что исторический опыт часто бывает очень востребован для решения задач сегодняшнего дня, – отметил Сергей Нарышкин на открытии выставки в Доме Российского исторического общества.

Запуск МЦК, интегрированного в систему метрополитена, состоялся в сентябре-ноябре 2016 года. Дорога сразу же оказалась востребована жителями. На обновленном Московском центральном кольце в два раза больше станций, чем раньше, – 31 вместо 14 дореволюционных. Станции МЦК – это не обычные полустанки, а современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). На 17 ТПУ предусмотрены пересадки на подземные станции метрополитена, а на десяти – на электрички пригородных направлений.

Когда-то за один круг по кольцу пассажиры первого класса платили неслыханные по тем временам деньги – три рубля. Теперь стоимость проезда на МЦК не отличается от остального городского общественного транспорта. Да и уровень комфорта стал первоклассным: бесшумные пути, скоростные поезда «Ласточки», Wi-Fi, туалеты, крепления для велосипедов, розетки.

– На сегодняшний день кольцом пользуются в среднем 350 тысяч пассажиров ежедневно. На 15 процентов снизилась нагрузка на Кольцевую линию московского метро, одну из самых загруженных веток. Каждый день пассажиров становится все больше и больше. Связь времен позволила в кратчайший срок, фактически за два года, реализовать эту программу. Такие проекты уникальны, и, конечно, мы очень бережно к ним относимся, – подчеркнул заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.


Назад в раздел
ГераГеопроектизысканияМосинжпроектТеплоцентрстрой
ЛокоБанкСоюзАбсолют