НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Воссоздать связь времен. Фестиваль реконструкторов «Времена и эпохи» в этом году стал самым масштабным за все время его проведения


Если в прежние годы мероприятие не выходило за пределы музея-заповедника «Коломенское», то в этом году он продлился почти две недели и шел на 30 различных площадках в центре Москвы. Более шести тысяч реконструкторов из 20 стран мира представляли 12 эпох, в числе которых Железный век, Античность, Средневековье, эпоха Петра I, Наполеоновские войны, Крымская война и Серебряный век.

На фестиваль в российскую столицу прибыло около тысячи зарубежных участников – реконструкторы из США, Франции, Италии, Румынии, Греции, Болгарии, Сербии, Польши, Великобритании, Швеции, Латвии, Норвегии, Германии, Испании. На улицах и в парках Москвы в эти дни можно было наблюдать средневековые осадные орудия, катапульты, а также крупнейший самолет Первой мировой войны и первый в мире бомбардировщик – четырехмоторный аэроплан «Илья Муромец», поединки рыцарей и сражения дружины русичей с войском викингов.

В итоге Москва получила еще один праздничный фестиваль, способный привлечь в столицу потоки туристов в самом начале летнего сезона. Организаторами мероприятия выступили Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы и агентство исторических проектов «Ратоборцы».

История и современность

Фестиваль «Времена и эпохи. Собрание», проводившийся в этом году, отличался не только разбросом площадок по городу, но и широким спектром представленных временных периодов. Мероприятие под таким названием проводится в столице в начале июня уже в седьмой раз, и, как уже было сказано выше, прежде все его площадки располагались на территории музея-заповедника «Коломенское» и до сих пор были посвящены одной доминирующей эпохе. В 2011 году это была Древняя Русь, в 2012-м – Московское царство XVII века, в 2013 году – позднее Средневековье, в 2014 году – столетие начала Первой мировой войны, в 2015-м – история Древнего Рима, в 2016-м – походы викингов и история возникновения Руси.

В этом году на фестивале доминирующей темы не было и на трех десятках разбросанных по центру города и трем столичным паркам площадках были предcтавлены 12 периодов отечественной и мировой истории. Три площадки – «Железный век – дьяковская культура», «Древний Рим» и «Русь и Орда» – располагались в традиционном месте проведения «Времен и эпох» – усадьбе Коломенское. Еще две площадки – в парках: это «Юность Российской империи – XVIII век» в Царицыно и «Канун Первой мировой войны» в Мемориально-парковом комплексе героев Первой мировой войны на Соколе. Остальные площадки располагались на улицах и площадях в исторической части города.

Мемориально-парковый комплекс – одно из немногих мест в Москве, непосредственно связанных с Первой мировой войной. На месте парка, созданного в советское время, находилось братское кладбище русских солдат, офицеров и сестер милосердия, погибших в 1914–1916 гг. Вся анимация была сосредоточена в северной части парка, где нет захоронений и религиозных построек. В парке героев Первой мировой войны разбили лагерь солдаты Русской императорской армии, а сестры милосердия устроили полевой госпиталь. На площадке была представлена военная техника тех лет – танк Renault FT-17, бронеавтомобили «Остин Путиловец» и «МаннесманнМулаг», макеты самолетов «Илья Муромец» и «Фоккер». Ежедневно в период с 8 по 11 июня на площадке были задействованы более 130 реконструкторов из России, Франции и Словении. На выставке стрелкового оружия начала XX века гости фестиваля могли увидеть среди прочего недействующие боевые экземпляры пулемета Максим, винтовки Мосина, револьвер Нагана, карабины Манлихера.

Несмотря на то что формально организатором числился Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма, на деле за подготовку и организацию площадок отвечал Департамент торговли и услуг, изрядно поднаторевший уже в организации тематических уличных ярмарочных фестивалей. Реконструкторский фестиваль, конечно, был в первую очередь не торговый, а событийный, но и на торговых фестивалях структурам Департамента приходится заниматься организацией на площадках культурных мероприятий. Его глава Алексей Немерюк сообщил, что на площадках фестиваля работало 182 торговых шале, половина из которых представляла ту или иную историческую эпоху.

Тематические локации

Помимо площадок, посвященных определенным историческим периодам, работали и локации, специализировавшиеся на вневременных темах. Например, тематические локации, посвященные кинематографу и историческому фехтованию. В рамках фестиваля его гости могли посмотреть выступления всадников Кремлевской школы верховой езды, зрелищное файер-шоу, проникнуться атмосферой шумного и яркого средневекового базара или уютной подмосковной дачи XIX века. Дачная локация, кстати, разместилась не на окраинах, а в самом центре города на площади Революции.

Стартовал фестиваль 1 июня с прибытия на станцию Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги с паровозом в качестве локомотива. На нем прибыли реконструкторы в костюмах эпох, которые они представляли. На Подмосковной, а это единственный в столице действующий железнодорожный комплекс, сохранивший свой облик начала XX века, путешественников встретит начальник станции. Вместе с участниками театрализованного представления он сделает гусиным пером памятную запись в фестивальной «Книге времен».

В преддверии такого масштабного события на Замоскворецкую линию Московского метрополитена выпустили тематический состав, посвященный фестивалю. Он стал 26-м тематическим поездом в столичной подземке. Оформление каждого из восьми вагонов посвящено конкретной исторической эпохе – Античности, Средневековью, а также XVII, XVIII и XX столетиям. Поезд курсировал по линии до конца июня, а в день его запуска в поезде прокатились реконструкторы в полном облачении, соответствующем тематике вагонов. Сигнал к отправке состава из депо «Сокол» подал станционный смотритель в костюме, характерном для начала XX века. С «Временами и эпохами» было связано и еще одно новшество московского общественного транспорта – посвященный фестивалю единый билет.

2 июня в музее-заповеднике «Царицыно» в антураже построек Василия Баженова и Матвея Казакова посетителям фестиваля была представлена «Имперская карусель» Екатерины Великой – театрализованное шествие и конный балет. Подобные действа устраивались при российском императорском дворе вплоть до середины XIX века в честь знаменательных событий и праздников. Атмосферу аристократических гуляний XVIII века воссоздали 200 реконструкторов и 200 актеров и музыкантов. Другая площадка в Царицыне была отведена под военный лагерь времен Петра I. Его укрепили габионами и обустроили артиллерийскую батарею. В рекрутской школе новобранцев муштровали в строевой подготовке. Знаменитый фехтмейстер и его ученики показывали виртуозное владение саблей и шпагой.

3 июня в Коломенском было посвящено истории противостояния наших предков и степных кочевников от поражения объединенных сил русских князей на Калке до стратегической победы войск Великого княжества Московского в противостоянии на Угре. На площадке было развернуто более 50 шатров и юрт с походной утварью, доспехами и вооружением ордынцев и русских воинов.

10 июня Коломенское было отдано легионам римлян и ордам варваров. В день Античности в музее-заповеднике римские легионеры показывали строевые тренировки, гладиаторы проводили бои на арене, а полководец-триумфатор принимал положенные ему почести. Специально для фестиваля в парке возвели сооружения, передающие атмосферу эпохи Римской империи.

На территории усадьбы были обустроены полевой военный лагерь римской армии – каструм, деревня кельтов, лудус (большая школа гладиаторов), поселение даков, храм богини Весты, римский форум и трибуна античного цирка, а также дом матрон, где разыгрывались сцены из жизни благородных римских жен и их домочадцев. Сценарий бытовых сюжетов был написан по книге «Один день в Риме» известного итальянского археолога Альберто Анджело. А гладиаторскую арену соорудили по образцу той, что была найдена в Помпеях. Атмосферу античной эпохи воссоздавала команда из 300 реконструкторов, 150 актеров и музыкантов из России, Италии, Франции и Румынии.

Помимо этого, в уикенд 10–11 июня в Коломенском функционировала площадка, посвященная племенам, жившим на территории столицы в VII веке д. н. э. – V веке н. э., носителям так называемой дьяковской культуры Железного века. Так, на площадке «Дьяковская культура» гости праздника могли понаблюдать за работой мастеров – ткачей, гончаров и ювелиров – и отведать блюда, приготовленные по древним рецептам. Например, здесь можно было попробовать блюда из мяса бобра. Ведущие археологи прочли лекции по керамике, костюму, украшениям, охоте и религии этой загадочной культуры, между которой и первыми славянами на московской земле – порядка 400 лет.

А вот Кузнецкий мост был локацией с наиболее разнообразным наполнением. На улице расположилось 20 стеклянных павильонов-сот. В одной из них разместилась «археологическая песочница». В ней детей учили методам археологических раскопок, показывали, как с помощью щеточки и скребка искать в земле старинные реликвии, на основании каких признаков датировать археологические слои. Одна часть «песочницы» имитировала участок археологического раскопа, во второй – обустроен отвал (гора земли, образующаяся после рытья котлована), в третьей расположилась мастерская, где находки подвергали расчистке и первоначальной консервации. В четвертом блоке разместились научная библиотека и рабочие места, где дети под руководством специалистов могли провести «идентификацию» и «паспортизацию» находок. В части стеклянных павильонов-сот размещались лавки сапожника XIII века и бронников Московского царства, кукольника XIX века и даже фальшивомонетчиков, прятавшихся под личиной законопослушных ювелиров. В остальных работали пекарни и лавки исторической гастрономии.

Самой крупной уличной площадкой за пределами ЦАО стал парк осадных орудий XIII–XV веков, разместившийся на улице Восточной в Южном округе. Там были установлены разнообразные стенобитные тараны и метательные машины: требушеты, аркбаллисты и катапульты. В том числе и самый крупный в России действующий требушет, высота весов с коромыслом у которого достигает 12-метровой высоты. Орудия можно было самостоятельно зарядить и произвести выстрел по макету крепостной стены.

На Чистопрудном бульваре воссоздали жизнь осажденного Севастополя в период Крымской войны. Одна половина Чистопрудного бульвара представила историю обороны города, другая – процветающий Севастополь конца XIX – начала XX века. Гости могли наблюдать реконструированный бастион Малахова кургана с двумя шестифутовыми пушками. За ним на 30 стендах расположилась выставка фотографий из окопов 1853–1856 годов и с руин Севастополя. Также на бульваре возвели одну из площадей начала XX века с музыкально-театральной беседкой, фотоателье и летним кафе. Здесь можно научиться вязать морские узлы, покататься на ялике, поиграть в крокет и серсо, почитать афиши конца XIX века и сфотографироваться со строгим городовым. При входе на «севастопольский променад» реял Андреевский флаг.

Страстной бульвар стал локацией, посвященной Отечественной войне 1812 года. Здесь друг напротив друга встали лагеря русской и французской армий. В воссоздании их облика приняли участие любители истории из России и Франции. Гостей учили французскому сабельному фехтованию, сапожному, литейному, кузнечному мастерству и искусству правильно подковывать лошадь.

На весь период проведения фестиваля Новый Арбат стал ареной проведения поединков исторического и артистического фехтования. Две сотни мастеров, искусно владеющих различными типами старинных клинков, демонстрировали свое искусство. Ежедневно там проходили показательные бои и увлекательные мастер-классы. Посетители могли ознакомиться с приемами ведения поединков древности, средневековья и нового времени. Особое место среди них занимает артистическое фехтование – метод ведения дуэлей на шпагах, популярный в конце XVII – начале XVIII века. Оно подразумевает в основном показательные выступления, а не настоящие поединки, поскольку во время их проведения не используются доспехи. Это боевое снаряжение воина начало отмирать ближе к концу XVII века, в том числе из-за появления огнестрельного оружия.

На четырех рингах на Новом Арбате шли бои в технике «щит – меч», «полуторный меч», «одноручный меч» и «на двух мечах». Кроме того, воины-реконструкторы демонстрировали искусство ножевого боя, мастерство владения шпагой, рапирой, пикой, алебардой и полутораметровым двуручным мечом в одиночных и командных боях. Была представлена и такая редкая дисциплина, как «битва на мосту». В этом зрелищном поединке две команды по пять человек сошлись на узком помосте, с которого противники пытались сбросить противников.

Самая яркая и захватывающая программа пришлась на три последних дня мероприятия. В эти дни на Новом Арбате был проведен международный рыцарский турнир WMFC (World Medieval Fighting Championship), в котором лучшие спортсмены-реконструкторы боролись за титул чемпиона.

Кульминация фестиваля

Именно уикенд 10–11 июня и День России стали кульминацией фестиваля. В эти дни произошло событие, достойное быть занесенным в Книгу рекордов Гиннеса. 11 июня на Петровском бульваре четыре тысячи моделей солдатиков выстроили в четырехсотметровую линию. От Гиннеса, правда, представители не прибыли, зато это достижение будет зафиксировано в Книге рекордов России.

Помимо самих солдатиков в униформе различных эпох на Петровском бульваре были представлены поля сражений для них – ландшафты с миниатюрными деревьями и преградами. Приглашенные лекторы рассказали и об истории военной игрушки, и особенностях росписи миниатюрных воинов.

В завершающий день работы фестиваля – 12 июня – были объявлены авторы девяти самых лучших реконструкций. Лауреаты получили из сформированного за счет спонсорских средств фонда по одному миллиону рублей каждый. В конкурсе участвовали 95 претендентов из России, Сербии и Болгарии. Ученые, реконструкторы и любители истории должны были представить жюри свои проекты. Благодаря призовому фонду девять лауреатов смогут воплотить свои идеи в жизнь. В частности, победители конкурса предложили воссоздать утраченную средневековую технологию изготовления глазурованной посуды. Другой участник предложил создать исторический перформанс «Цыганский котелок», где гостей будут угощать на походной кухне под музыку. Еще один победитель собирается на призовые деньги издать первый том серии книг по военной истории Восточной Европы с VIII века д. н. э. до XVII века н. э.

За дни проведения фестиваля его посетило более 2,5 млн москвичей и гостей столицы. Глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сообщил, что в следующем году время проведения фестиваля «Времена и эпохи» будет перенесено на май из-за Чемпионата мира по футболу. Фестиваль станет «разогревом для всех болельщиков, которые смогут увидеть интересные периоды и эпохи мировой истории». В 2016 году помимо городского пространства организаторы намерены задействовать и акваторию Москвы-реки. В рамках «Времен и эпох» на будущий год могут пройти регаты исторических судов и реконструкция сражений Великой Отечественной войны.


Назад в раздел
МИЦМосинжпроектГераМосводоканал
МОСПРОМСТРОЙАБЗФонд