НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Глубокое заложение. Почему пришлось вспомнить о глубинных методах


Строительство метрополитена – занятие трудоемкое и затратное. Стоимость строительства каждой станции во многом зависит от глубины, на которой она расположена. В настоящее время в основном строятся станции мелкого заложения, то есть от поверхности земли их отделяет всего лишь несколько пролетов. Станция мелкого заложения – обобщающее название нескольких типов подземных станций метрополитена, отличительной особенностью которых является минимальная глубина заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.

Чем глубже, тем лучше

Распространенность станций мелкого заложения понятно и оправданно. Ведь их строить дешевле и быстрее, а значит, жители окрестных районов вскоре смогут воспользоваться скоростным подземным транспортом. Однако несколько десятилетий назад в отечественном метростроении главенствовал совсем другой подход. В 30-х годах прошлого века станции старались делать на значительной глубине. Делалось это из-за соображений безопасности: станции метро совмещали в себе также функции бомбоубежища. В таком случае вражеской бомбе трудно будет пробить свод станций и погубить всех, кто там находится. Например, очень много жизней спасло убежище, организованное на станции «Маяковская», которая была открыта в сентябре 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

Вспоминая опыт

С началом возведения в столице продолжения Люблинской линии и Третьего пересадочного контура (ТПК) на некоторых участках строительства вновь пришлось вспомнить о глубинных методах строительства. В результате планы ввода новых линий были существенно скорректированы. В конце прошлого года городские власти сообщили, что станция столичного метрополитена «Нижняя Масловка» станет последней станцией глубокого заложения. Московские градостроители решили отказаться от этого способа строительства из-за серьезных затрат.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал в беседе со СМИ, что в столице больше не будут строить станции метро глубокого заложения.

– Строительство станций глубокого заложения обходится слишком дорого. Ведь для таких объектов нужны полноценные шахты, их возведение требует серьезных затрат, кроме того, это увеличивает сроки строительства, – сказал Марат Хуснуллин.

Власти объяснили, что станция «Нижняя Масловка» станет последней станцией глубокого заложения, т.к. она располагается на территории крупного транспортного узла – у Савеловского вокзала. Строителям приходится создавать технологически сложные объекты, проектами которых предусмотрены создание шахт, выработка пород при возведении метро и вывоз грунта по специально создаваемым тоннелям. Марат Хуснуллин отметил, что в случае с «Нижней Масловкой» пришлось пойти на такие меры, при этом строители работают в достаточно стесненных условиях. На станции пришлось строить наклонные ходы, прокладывать специальные шахты.

– Метро на такой глубине строить очень дорого и, как правило, это связано с увеличением сроков работ. На сегодня мы проектируем новые станции метро, уже не глубокие, – сообщил заммэра.

«Нижнюю Масловку» начали строить в марте 2012 года. Платформа островного типа длиной 163 м и шириной 19 м. Из-за большой глубины заложения станцию строят закрытым буро-взрывным способом. На сегодняшний день сооружены левый и правый станционные тоннели, наклонный ход № 2 и основные конструкции помещений для размещения тягово-понизительной подстанции (ТПП). Продолжается строительство среднего станционного тоннеля, наклонного хода № 1 и основных конструкций для размещения блока технических помещений (БТП).

Проходка перегонных тоннелей от станции «Петровский парк» в сторону «Нижней Масловки» завершена. Продолжает строиться соединительная ветка с Серпуховско-Тимирязевской линией. В целом станция готова на 45%.

«Нижняя Масловка» войдет в состав ТПУ «Савеловская». Благодаря ей появится пересадка между двумя линиями метро, Савеловским вокзалом и наземным пассажирским транспортом.

Ожидаемый пассажиропоток станции «Нижняя Масловка»: на период запуска – 210 тыс. пассажиров в сутки; на расчетный период (2025 год) – 290 тыс. пассажиров в сутки.

Жизнь вносит коррективы

Участок Третьего пересадочного контура между станциями «Нижняя Масловка» и «Ржевская» планируется построить в 2019 году.

– Станция «Нижняя Масловка» относится к северо-восточному участку Третьего пересадочного контура, – сказал Марат Хуснуллин. – В настоящее время мы строим Кожуховскую линию от «Некрасовки», которая находится на юго-востоке, до «Нижегородской», где начинается Третий пересадочный контур. Также возводим участок от «Авиамоторной» до «Стромынки», строительные работы там уже идут. От «Стромынки» до «Марьиной рощи» будет еще одна промежуточная станция. И потом мы через нее соединяем «Ржевскую» с «Нижней Масловкой». Это соединение запланировано на 2019 год.

Добавим, что Третий пересадочный контур будет включать в себя 28 станций, а протяженность линии составит около 60 км. На первом участке Второго кольца метро разместятся пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк». Открыть для пассажиров их планируют в следующем году.

Однако жизнь внесла свои коррективы. В настоящий момент ведется перепроектирование станций метро «Шереметьевская» и «Ржевская» Второго кольца метро – Третьего пересадочного контура (ТПК), в результате чего они станут глубокими, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

– Еще в прошлом году было принято решение об изменении проектов двух станций ТПК с мелкого на глубокое заложение. Таким образом, помимо «Нижней Масловки» на линии появятся еще две глубокие станции, – рассказал Андрей Бочкарев. По его словам, глубина станций составит около 70 и 60 м соответственно.

Перепроектирование связано с гидрогеологическими техническими особенностями этого участка.

– Станции будут строиться закрытым способом. Сейчас на месте «Шереметьевской» освобождается территория для возведения вестибюля и обустраивается строительная площадка. В районе станции «Ржевская» мы приступили к сооружению котлована для монтажа тоннелепроходческого комплекса, – пояснил руководитель Департамента.

Андрей Бочкарев напомнил, что строительство северо-восточного участка Второго кольца метро со станциями «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» планируется завершить в 2019 году. В настоящее время на портале «Активный гражданин» можно проголосовать за архитектурный облик станций. Полностью Второе кольцо метро, на котором расположатся более 30 станций, планируется замкнуть в 2020–2021 годах.


Назад в раздел
МосинжпроектОЭКМИЦМосгаз
ФондФУДЦентр